Психологическая характеристика профессионального становления и профессионального развития личности

Процесс превращения личности в профессионала получил в отечественной психологии название профессионализации. Она представляет собой целостный процесс, который начинается с момента выбора профессии и длится в течение всей профессиональной жизни человека. Выделяют четыре основных стадии профессионализации:

1. Поиск и выбор профессии.

2. Освоение профессии.

3. Социальную и профессиональную адаптацию.

4. Выполнение профессиональной деятельности.

На каждом из этих этапов происходит смена ведущих механизмов детерминации деятельности, меняются ее цели. Если на начальных этапах субъект ставит перед собой цель освоить профессию и приспособиться к ее требованиям после обучения, то на последующих он может стремиться изменить ее содержание и условия.

Профессиональное развитие является неотъемлемой частью профессионализации личности. Начинается оно на стадии освоения профессии и продолжается на последующих этапах. Более того, оно не заканчивается на стадии самостоятельного выполнения деятельности, а продолжается вплоть до полного отхода человека от дел, приобретая специфическую форму и содержание.

Формирование мотивации профессиональной деятельности осуществляется в двух направлениях: в превращении общих мотивов личности в профессиональные и в изменении системы профессиональных мотивов в связи с изменением уровня профессионализации.

Анализ данных, полученных на разных профессиях, позволил выделить четыре этапа в формировании профессиональных способностей в процессе овладения профессией:

1. Вхождение в деятельность.

2. Первичная профессионализация.

3. Стабилизация.

4. Вторичная профессионализация.

На первом этапе ученик осваивает деятельность но инструкции, не имея собственного опыта. Система профессиональных способностей еще не сформирована. Ведущим профессионально важным качеством является долговременная память и ряд специальных ПВК, число которых очень ограничено.

На втором этапе по мере приобретения индивидуального опыта происходит развитие ведущих ПВК первого этапа. При этом возрастает роль тех профессиональных качеств, которые отвечают за прием информации. Их развитие происходит на базе ПВК первого этапа,

В фазе стабилизации профессиональные способности, отвечающие за прием и переработку информации, выступают на первый план, в то время как часть профессиональных способностей выпадает из структур ПВК. При этом данные качества з количественном плане могут оставаться на высоком уровне. На этом уровне деятельность начинает реализовываться в индивидуальном способе ее выполнения. Субъект обращает больше внимания на прогнозирование и планирование деятельности относительно ее исполнительной части.

Наконец, на последнем этапе происходит смена ПВК. Субъект переходит от системы профессиональных способностей, реализовывающих деятельность до накопления профессионального опыта, к системе ПВК, основанной на личном опыте.

15. профессиональная компетентность и надежность личности

Профессиональная компетентность- интегральная характеристика деловых и личностных качествспециалиста, отражающая уровень знаний, умений, опыт, достаточные для осуществления цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию»[24, с. 48].

Понятие профессиональная компетентность может быть описан как результат профессиональной подготовки, поскольку компетентность всегда проявляется в деятельности, при решении профессиональных задач, это границы определенной области действий специалиста.

С.А.Дружилов выделяет четыре компонента профессиональной компетентности: мотивационно - волевой, функциональный, коммуникативный, и рефлекторный.

«Мотивационно - волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.

Функциональный компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.

Коммуникативный компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию.

Рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы»

Профессиональная подготовка специалиста, направленная на овладение им системой профессиональных знаний, умений и навыков (С.Я. Батышев, 1997), должна обязательно включать процесс формирования его профессиональной надежности.

Профессиональная подготовка специалиста должна предполагать развитие у него саморегуляции как психологического механизма, обеспечивающего надежность его профессиональной деятельности. Психологическое сопровождение профессионального образования может выступать в качестве технологии, обеспечивающей формирование надежности профессиональной деятельности специалиста.

Психологическое сопровождение, по Э.Ф. Зееру (2000), - это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности. Отсюда, технология психологического сопровождения формирования надежности профессиональной деятельности специалиста через развитие им саморегуляции может быть представлена тремя основными этапами:

1) диагностика уровня саморегуляции субъекта профессионального образования;

2) информирование его о путях, способах развития саморегуляции;

3) поддержка и помощь в развитии у субъекта профессионального образования саморегуляции.

Реализация технологии психологического сопровождения формирования надежности профессиональной деятельности специалиста возможна при использовании личностно ориентированных технологий профессионального развития:

  • развивающей психодиагностики;
  • профессионального тренинга;
  • психологического консультирования по проблемам личностного и профессионального развития.

Психологическое сопровождение формирования профессиональной надежности специалиста предполагает создание ориентационного поля его профессионального развития, укрепление профессионального «Я», подержание адекватной самооценки, освоение методов профессионального психологического самосохранения.

Продуктивное психологическое сопровождение формирования надежности профессиональной деятельности специалиста должно стать составной частью личностно ориентированного профессионального образования.

Наши рекомендации