Штат бригады: врачи – 2 чел., медсестры – 2 чел., санитары – 2 чел., водитель–санитар- 1 чел

Все лица с нарушением сознания, мышления, с двигательным беспокойством, выраженной депрессией после оказания 1-й врачебной помощи подлежат направлению в психоневрологический стационар. Особую группу составляют пострадавшие, у которых, наряду с основным поражением – травмой, ожогом, интоксикацией, радиационным поражением,– имеются и психические расстройства. Они должны эвакуироваться в соотвествующие профилированные больницы после оказания им необходимой помощи, направленной на ликвидацию (профилактику) нервно-психических нарушений.

Пострадавшие с выраженной симптоматикой при отсутствии отчетливых нарушений сознания, мышления, двигательной сферы, эмоциональных расстройств могут задерживаться на первом этапе медицинской эвакуации на короткий срок (до суток) для врачебного наблюдения. В случае выздоровления или улучшения состояния здоровья, они возвращаются к выполнению обычных обязанностей. Выделение этой группы чрезвычайно важно по ряду причин: во-первых, это обеспечивает привлечение к спасательным и неотложным аварийно–восстановительным работам более значительного числа людей; во-вторых, исключается нерациональное использование транспорта для эвакуации их в больничную базу; во-вторых, снижается загрузка психоневрологических больниц.

Структура деятельности медицинских специалистов (психиатров, психотерапевтов) по данным работы Центра экстренной психологической помощи – ЦЭПП:

1. Оказание первой врачебной неспециализированной помощи в очаге ЧС пострадавшим на догоспитальном этапе. Эту помощь обязаны оказывать все специалисты с высшим медицинским образованием. В очаге ЧС данную помощь начинают оказывать те медицинские специалисты, чьи службы прибывают в очаг ЧС раньше других. Медицинские специалисты мобильной службы ЦЭПП в очаге ЧС оказывают первую врачебную неспециализированную помощь в случае отсутствия медицинских специалистов других служб («Скорой помощи», Службы Спасения и др.).

2. Оказание специализированной психиатрической и психотерапевтической помощи в очаге ЧС пострадавшим на догоспитальном этапе. Целью работы медицинских специалистов мобильной службы ЦЭПП в очаге ЧС является оказание специализированной психиатрической и психотерапевтической помощи пострадавшим от ЧС, которая заключается медикаментозной и психотерапевтической составляющей. Под пострадавшими следует рассматривать не только первично пострадавших, но и вторично, например – родственников, специалистов и различных служб и т.п.).

3. Оказание специализированной психиатрической и психотера-певтической помощи пострадавшим в ЧС на последующих этапах ( после прекращения действия чрезвычайных стрессогенных факторов). Оказание помощи определяется психотерапевтической симптоматикой у пострадавших.

Заключение

За два последних десятилетия количество чрезвычайных ситуаций увеличилось почти вдвое, что неудивительно, ведь рост населения земного шара и его плотности, особенно в мегаполисах, внедрение новых технологий, изменение экологической обстановки, накопление и концентрация потенциально опасных производств обострили проблемы защиты людей, объектов экономики и окружающей среды от нарастающей природной и техногенной опасности.

Возрастание количества ЧС приводит к увеличению числа лиц с острой реакцией на стресс, равно как и числа вторичных жертв. Одновременно с этим имеет место накопление в социуме личностей с такими пролонгированными расстройствами, как посттравматическое стрессовое расстройство и расстройство адаптации. Считается, что каждый пятый пострадавший становится после этого пациентом психиатрических клиник, психологов. Действительно, экстремальные условия ЧС, в том числе непосредственная угроза жизни людей, отрицательно воздействуют на их психику, вызывая психологическую и эмоциональную напряженность. В результате у одних это сопровождается мобилизацией внутренних ресурсов, у других – снижением или срывом работоспособности, ухудшением здоровья, психологическими стрессовыми явлениями.

Именно поэтому расстройства психики в ЧС занимают особое место. Они могут возникать одновременно у большого количества людей, внося дезорганизацию в общий ход спасательных и восстановительных работ. Этим определяется необходимость оперативной оценки состояния пострадавших, прогноза выявляемых расстройств, а также проведения всех возможных мероприятий медицинской защиты.

Анализ проблем обеспечения безопасности людей в психологической плоскости формулирует и новые задачи личности: стремление к сохранению психического и физического здоровья, повышению психологической устойчивости. Профессиональную разработку всех аспектов обеспечения безопасности людей должны обеспечить специальные психологические службы и научно-практические центры.

В этом свете профессиональная задача психологов заключается в том, чтобы повысить психологическую устойчивость граждан к быстро изменяющимся условиям реальной жизни при возникновении чрезвычайных ситуаций, в периоды социально-политических и экономических изменений, а также обеспечить психологическую поддержку и реабилитацию населения на последующих этапах ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Важно действовать в интересах защиты психического и духовного здоровья человека и общества, законодательно закрепить право государства на защиту своих граждан от психотравмирующих воздействий как отдельных людей, так и общественных органов и организаций.

ЛИТЕРАТУРА

Александровский Ю.А. Психические расстройства во время и после чрезвычайных ситуаций. // Психиатрия и психофармакотерапия. - Т 3, № 4, 2001.

Бакренев С.В. Стратегия информирования населения СМИ о деятельности МЧС России. Доклад на форуме «Психология и психопатология терроризма». - 2004.

Бойко Ю.П. Особенности антистрессовой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и их последствиях // Социальная и клиническая психиатрия. – 2003. - № 2. – С. 61 – 68.

Бурмистрова Е.В. Система оказания психологической помощи в кризисной ситуации. // Психологическое образование и наука. № 3, 2003.

Воробьев Ю.Л. и др. Катастрофы и человек. – М., Издательство АСТ – ЛТД, 1997, 340 с.

Зайцев А.П. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения. – М.,Библиотечка журнала “Военные знания”,1997,188 с.

Избранные лекции по обеспечению безопасности жизнедеятельности в здравоохранении:Учебное пособие/Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. И.М.Чижа. – М.: ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, 2012. – 204 с.

Кекелидзе З.И. Принципы оказания психолого-психиатрической помощи при ЧС. //Психиатрия и психофармакотерапия. Том 3, № 4, 2001, 226 с..

Кекелидзе З.И., Щукина Б.П. Медицинские работники в чрезвычайных ситуациях. Материалы ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского – М., 2009, 46 с.

Кравец Б.В. Учебное пособие - Медицинское обеспечение мероприятий гражданской обороны. ГОУ ВПО АГМА. - Благовещенск, 2009. - 212 с.

Левчук И.П., Третьяков Н.В. Медицина катастроф. Учебное пособие для мед.вузов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 272 с.

Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации // Под ред. Ю.И.Погодина, С.В.Трифонова – М.: ГУП «Медицина для Вас», 2002. - 212 с.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 2011 г. №660 «О внесении изменений в Положение о Всероссийской службе медицины катастроф».

Римашевская Н.М., Человеческий потенциал России: взгляд в 21 век, с.15-20, Народонаселение. - 1999. - №1.- С.15 – 20.

Рубцов В.В., Хайлова В.А., Гладких Л.П. Психологические аспекты организации системы антитеррористической безопасности. // Психология и практика, №4, 2001.

Сахно И.И., Сахно В.И. Медицина катастроф (организационные вопросы) – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 560 с.

Трифонов С.В., Коханов В.П., Краснов В.Н. и др. Безопасность России. М., 1999, 97-160

Вопросы для самоконтроля знаний студентов

1. Характеристика периода острого эмоционального шока.

2. Характеристика периода психофизиологической демобилизации.

3. Характеристика периода разряжения.

4. Характеристика периода восстановления.

5. Расстройства психики, возникающие при чрезвычайных ситуациях.

6. Динамика развития нервно-психических расстройств пораженных в ЧС в процессе профессиональной деятельности.

7. Профилактика и устранение панических реакций.

8. Медико-психологическая подготовка населения и спасателей.

9. Задачи психотерапевтических бригад, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

10. Основные понятия о методах психотерапии.

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов

1. Понятие об экстремальности в условиях чрезвычайной ситуации

1) ситуации, в которых человек не может принять правильное решение, отмечается не адекватное в данной обстановке поведение

2) обстановка, при которой возникает или может возникнуть паника человека или группы людей

3) воздействие на человека таких условий, при которых его психика действует на пределе, а также выше предела возможного для данной личности и после которых возникают изменения его индивидуально-психологических черт

2. Психотравмирущие факторы чрезвычайных ситуаций

1) картина разрушений, аварий, паники, вид пораженных, человеческих жертв, потеря близких. друзей

2) природные, техногенные, социальные

3) нервно-психические расстройства, аварий, потеря близких, друзей, коллег

3. Стадии развития чрезвычайных ситуаций

1) стадии зарождения, инициирования, кульминации, взрыва и кульминации

2) стадии неожиданности, воздействия неблагоприятных факторов ЧС, лечения, профилактики

3) стадии зарождения, инициирования, кульминации, затухания

4. Динамика развития нервно-психических реакций при стихийных бедствиях

1) фаза страха, гиперкинетическая и гипокинетическая фаза, фаза психических нарушений, фаза вегетативных изменений (фаза демобилизации/декомпенсации)

2) фаза демобилизации, фаза декомпенсации, фаза психических нарушений

3) депрессия, ипохондрия, тревожность, агрессивность

5. Фазы изменения функциональных резервов организма спасателей в процессе профессиональной деятельности

1) фазы мобилизации, первичной реакции, гиперкомпенсации, компенсации, субкомпенсации, декомпенсации

2) фазы мобилизации, первичной реакции, гиперкомпесации

3) фазы мобилизации, первичной реакции, гиперкомпенсации, компенсации, субкомпенсации, декомпенсации, срыва

Правильные ответы:

1) 3

2) 1

3) 3

4) 1

5) 3

Наши рекомендации