В результате изучения данной темы
ГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ
КАФЕДРА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ И ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Методические рекомендации для студентов I курса педиатрического факультета по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины
«Основы формирования здоровья детей»
(1 семестр, педиатрический факультет)
Составлены: к.м.н., доц. А.Б.Барашковой, д.м.н., проф. Ю.А.Алексеевой,
к.м.н., доц. Л.И.Пономаревой, асс. Е.В.Денисовой, Н.В. Макаевой
Тверь 2012 г.
Оглавление
Основы формирования здоровья (образовательный модуль 1)
Тема 1. Вводное занятие. Науки, изучающие здоровье, их содержание и задачи.
Тема 2. Правила написания реферата и требования к проведению лекций,
к оформлению и выпуску санитарного бюллетеня для детей.
Тема 3. История учения о здоровье.
Тема 4. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья.
Тема 5. Современные концепции формирования здоровья.
Тема 6. Анатомо-физиологические закономерности роста и развития.
Тема 7. Индивидуальное и общественное здоровье и факторы, его
определяющие. Современная классификация факторов, определяющих здоровье.
Тема 8. Роль наследственности в формировании здоровья человека.
Тема 9. Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.
Тема 10. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье
человека. Микросоциальное окружение.
Тема 11. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека.
Экология и здоровье человека.
Здоровьесберегающие технологии и профилактика здоровьеразрушающих
форм поведения среди населения (образовательный модуль 2)
Тема 12. Образ жизни и здоровье человека. Основные составляющие ЗОЖ.
Тема 13. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Алкоголизм,
наркомания, табакокурение. Основные характеристики и профилактика.
Тема 14. Профилактика и ее роль в сохранении и укреплении здоровья
населения. Современные формы и методы профилактической работы с населением.
Тема 15. Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению
и укреплению здоровья: индивидуального, общественного и группового.
Тема 16. Работа в фокус-группах по выбранной теме.
Тема 17. Предметная олимпиада «Формирование здорового образа
жизни детей и подростков»
Тема 18. Санитарно–просветительная работа в образовательных учреждениях
Тема 19. Итоговое занятие
Основы формирования здоровья (образовательный модуль 1)
Тема 1. Вводное занятие. Науки, изучающие здоровье, их содержание и задачи.
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ:
Цель занятия - знание основных научных направлений познания о здоровье человека (науки «Санология», «Валеология»), их место в системе других наук; цели и задач изучаемой дисциплины; основных понятий, определяющих закономерности бытия человека.
В результате изучения данной темы
а) студент должен знать (2-й уровень):
° определения валеологии, санологии,
° цели и задачи изучаемой дисциплины,
° определения: жизнь, адаптация, генотип, фенотип, здоровье, болезнь, образ жизни человека.
б) студент должен уметь (3-й уровень):
° применять междисциплинарный подход к проблеме изучения здоровья человека и его сохранения;
° при изучении проблем, связанных с формированием здоровья выделять медицинские, педагогические, возрастные, экологические, социальные, профессиональные и др. аспекты.
2.ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа
3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".
4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:
1. Проверка посещаемости -2 мин.
2. Знакомство студентов с основными правилами работы на данном цикле (введение в дисциплину) – 3 мин.
3. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 20 мин.
4. Отработка материала при составлении схемы Система наук, изучающих здоровье»итаблицы «Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека»-20 мин.
5. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.
5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
1. Назовите цель и задачи изучаемой дисциплины.
2. Дайте определения «валеологии», «санологии».
3.Основные научные направления познания о здоровье человека.
4. Какие науки изучают здоровье человека?
5.Дайте определения таким понятиям, как жизнь, адаптация, генотип, фенотип, здоровье, болезнь.
Содержание:
Основные научные направления познания о здоровье человека. Науки «Валеология», «Санология», их место в системе других наук. Основные понятия, определяющие закономерности бытия человека: жизнь, адаптация, генотип, фенотип, здоровье, болезнь, образ жизни человека.
Предметом изучения дисциплины «Основы формирования здоровья детей» является здоровье ребенка и его резервные возможности. Объект – дети и подростки от 0 до 18 лет. Ключевым аспектом предмета «ОФЗ детей» является изучение факторов (генеалогических, биологических и социально-средовых), влияющих на здоровье и возможностей повышения резервов здоровья человека, с помощью здоровьесберегающих технологий, основанных на научно-обоснованном подходе к его формированию.
В конечной реализации сохранения и укрепления здоровья важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и его резервов, а также исследование путей их повышения. При этом важным является максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание их на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды.
Основные задачи дисциплины «ОФЗ детей»:
1.Исследование и количественная оценка состояния здоровья ребенка и его резервов.
2. Изучение факторов, определяющих здоровье человека.
3. Изучение современных концепций формирования здоровья.
4. Ознакомление с профилактическим направлением медицины.
5. Изучение здоровьесберегающих технологий.
6.Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через формирование установки на здоровый образ жизни и приобщение его к здоровому образу жизни.
Изучаемая дисциплина основана, в первую очередь, на науках «Валеология» и «Санология».
Санология - наука об общественном здоровье населения (коллектив, регион, страна).
Валеология - наука об индивидуальном здоровье человека.
Актуальной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью человека в обществе, здоровью населения в государстве в целом, и как существенная составляющая активной деятельности - воспитание культуры здоровья у каждого в процессе индивидуального развития личности.
Валеология – сравнительно новая дисциплина в современных образовательных учреждениях. Российский учёный И.И.Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ ее и в 1980г. ввёл в обиход термин “валеология” (как производное от латинского valeo – “здоровье”, “быть здоровым”). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология, как наука и учебная дисциплина, получает всё более широкое признание не только в России, но и далеко за её пределами.
Валеология есть межнаучное направление познания о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях его жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится категория здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины – болезнь и больной, а у гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека.
В настоящее время, когда здоровые люди, составляют не более 10% от всего населения, необходимость валеологического воспитания требует начинать его уже среди детей различного возраста и продолжать всю жизнь. Это приобретает актуальную социальную значимость для населения в любом обществе.
Несмотря на единодушное общественное признание валеологического направления в школьном и вузовском образовании, действующая практика пока не располагает предназначенными для этого междисциплинарными валеологическими знаниями. Среди компонентов таких программ должное место не уделяется вопросам по гигиене, экологии, демографии и другим.
В связи с этим дисциплина ««Основы формирования здоровья детей» изучает аспекты не только индивидуального, но и общественного здоровья, рассматривая в том числе экологические, демографические, социально-гигиенические проблемы, исследует основы формирования здоровья человека в онтогенезе с учетом анатомо-физиологических особенностей и критических периодов развития организма.
Научно-обоснованный подход в изучении здоровья. Место валеологии в системе наук.
Объём информации в мире удваивается каждые 10 лет, то есть за указанное время появляется по объёму столько новой информации, сколько накопила вся предыдущая история человечества. А это означает, что она расширяет и углубляет познания человека, раздвигает границы самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть – выходит за очерченные предметом и методом данной науки границы, а порой жизнь ставит проблемы, которые не вписываются в сферу интересов имеющихся отраслей знания. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в последней трети XX столетия. Одной из сравнительно новых дисциплин, изучающих здоровье человека, является валеология.
Несмотря на то, что валеология имеет свою сферу деятельности, следует отметить то, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах трудно провести чёткую грань, разделяющую их. Интересы валеологии порой довольно тесно переплетаются с другими науками, например, гигиены, санологии, профилактической медициной.
Валеология – это комплекс наук или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях внешней и внутренней среды. Возникновение валеологии стало возможным лишь тогда, когда уровень знаний о человеке – его биологии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторонах его жизнедеятельности - не достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, прогнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.
Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создаёт целостную картину биологического мира.
Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений “общество - человек - среда” и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.
Медицина,анатомия, физиология, гигиена, санология обосновывают систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья человека, по предупреждению и лечению заболеваний.
Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоравливания (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).
Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека, как неотъемлемых характеристик здоровья.
Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.
Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленные, на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.
Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.
Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.
Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и, с другой стороны, экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.
Философия определяет закономерности развития природы и общества, субъектом же и объектом той и другого является человек: воздействуя на природу и общество, он изменяет их, но, в свою очередь, испытывает на себе, в том числе и на своём здоровье, их влияние. Формирование же философского, диалектического мировоззрения человека является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.
Культорология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.
История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.
География устанавливает климатогеографическую и социально экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.
В тоже время имеются отличия между вышеназванными науками: в сфере интересов валеологии находится категория здоровье и здоровый человек, в то время как медицины – болезнь и больной, а гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека.
Чтобы говорить о здоровье, нужно остановиться на следующих понятиях: жизнь, гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип, здоровье и болезнь, образ жизни человека.
Жизнь – высшая по сравнению с физической и химической мерой форма существования материи, закономерно возникающая при определённых условиях в процессе её развития.
Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ – непременным условием жизни, способности к развитию росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т. д.
Гомеостаз или гомеостазис - свойство организма поддерживать постоянные параметры и физиологические функции в определённом диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды к различным внутренним и внешним воздействиям.
Именно этот показатель – способность к гомеостазу – зачастую рассматривается как биологическая основа здоровья.
Адаптация – есть развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы.
Адаптация позволяет поддерживать постоянство внутренней среды.
Различают три вида адаптивных изменений срочные, кумулятивные, и эволюционные.
Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими в ответ на непрерывно меняющиеся условия среды.
Кумулятивная адаптация отличается изменениями, которые возникают в ответ на длительные повторяющиеся внешние или внутренние воздействия. При этом организм становится способным отвечать более быстрыми, точными и адекватными ответными реакциями, на уровне имеющихся у него функциональных резервов.
Суть эволюционной адаптации заключается в том, что если изменившиеся условия среды сохраняются достаточно долго, то это приводит к адаптивным изменениям в генной структуре, в результате чего для последующих поколений подобные условия становятся естественными.
Адаптивные защитно–приспособительные реакции разделяются на специфические и неспецифические. Первые из них обеспечивают устойчивость и сопротивляемость организма только против данного раздражителя (типичные примеры – адаптация к физическим нагрузкам в тренировке или невосприимчивость организма к определённым видам возбудителей инфекционных заболеваний в виде иммунитета). Неспецифические адаптивные реакции способствуют повышению устойчивости и общей сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды. У человека неспецифический механизм адаптации получил заметное развитие через целенаправленную волевую тренировку, обеспечивающую рост резервных возможностей организма.
Адаптация не всегда должна рассматриваться как положительное явление. В зависимости от вида и характеристик раздражителя она может сопровождаться различной степенью стимуляции функциональных систем организма, потому что в процессе адаптации они могут не только активироваться, но и истощаться.
Генотип и фенотип. Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах.
В более широком смысле - это совокупность всех наследственных факторов организма. Генотип формируется, как закономерное следствие генетического развития, обусловленное совершенствованием адаптационных механизмов к относительно постоянным и меняющимся условиям внешней среды.
Под фенотипом понимается совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями среды, в которой протекает его развитие.
Таким образом, здоровье – это наивысшая ценность человеческого существования, практически все науки затрагивают те или иные аспекты здоровья.
6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ:
Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:
1. Кто из ученых является основателем науки валеология?
а) И. И. Брехман.
б) И.М. Сеченов.
в) И.П. Павлов.
2. Дайте определение санологии:
А) наука об общественном здоровье населения
Б) наука об индивидуальном здоровье человека
3. Дайте определение валеологии:
А) наука об общественном здоровье населения
Б) наука об индивидуальном здоровье человека
4.С какими науками связана валеология:
А) Биология и философия
Б) Экология и социология
В) Медицина и педагогика
Г) Психология и политология
Д) Культорология и экономика
Е) Гигиена и санология
Ж) Все вышеперечисленные
5.Дайте определение «жизни»:
1.
6.Дайте определение «гомеостазу»:
1.
7.Дайте определение «адаптации»:
1.
8.Какие виды адаптивных изменений организма существуют:
А) срочные, кумулятивные, и эволюционные.
Б) быстрые, медленные и отсроченные
В) оперативные и стратегические
9. Чем характеризуется срочная адаптация:
1.
10. Чем характеризуется кумулятивная адаптация:
1.
11. Чем характеризуется эволюционная адаптация:
1.
12. Чем характеризуются специфические и неспецифические адаптивные защитно–приспособительные реакции:
А) специфические:
Б) неспецифические:
1) способствуют повышению устойчивости и общей сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды
2) обеспечивают устойчивость и сопротивляемость организма только против определенного раздражителя
13. Что понимается под генотипом организма:
1.
14. Что понимается под фенотипом организма:
1.
7.ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ:
1. Нарисовать схему «Система наук, изучающих здоровье»
2.Составить таблицу«Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека»
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
1.Сделать реферативное сообщение по теме:
· Валеология – наука о здоровье человека. Основные проблемы науки валеологии и пути их решения.
· Роль валеологии среди других медицинских дисциплин в изучении состояния здоровья человека.
2.Сделать презентацию по теме «Науки, изучающие здоровье».
8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:
а). Основная литература:
1. Виноградов, А.Ф. Детская поликлиника: учебное пособие / А.Ф. Виноградов, Э.С. Акопов, Ю.А.Алексеева, М.А.Борисова.– Тверь «Герс», 2004.- 494 с.
2.Основы здоровья человека: учебно-методическое пособие / под ред. Б.Н. Давыдова, А.Н.Кудинова.- Тверь: Триада.- 2005.- 102 с.
б). Дополнительная литература:
1. Агаджанян, Н.А. Проблема адаптации и учение о здоровье: учебное пособие/Н.А.Агаджанян, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева.- М.:РГУДН, 2006.- 283 с.
2. Галиуллин, А.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие/ А.Н. Галиуллин. - М.: Академкнига.- 2008 – 499 с.
в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 255 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /
2. Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины / Решетников А.В., Шаповалова О.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /