В результате изучения данной темы

ГБОУ ВПО ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

КАФЕДРА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ И ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Методические рекомендации для студентов I курса педиатрического факультета по выполнению самостоятельной работы и изучению дисциплины

«Основы формирования здоровья детей»

(1 семестр, педиатрический факультет)

Составлены: к.м.н., доц. А.Б.Барашковой, д.м.н., проф. Ю.А.Алексеевой,

к.м.н., доц. Л.И.Пономаревой, асс. Е.В.Денисовой, Н.В. Макаевой

Тверь 2012 г.

Оглавление

Основы формирования здоровья (образовательный модуль 1)

Тема 1. Вводное занятие. Науки, изучающие здоровье, их содержание и задачи.

Тема 2. Правила написания реферата и требования к проведению лекций,

к оформлению и выпуску санитарного бюллетеня для детей.

Тема 3. История учения о здоровье.

Тема 4. Здоровье и болезнь: подходы и понятия. Составляющие здоровья.

Тема 5. Современные концепции формирования здоровья.

Тема 6. Анатомо-физиологические закономерности роста и развития.

Тема 7. Индивидуальное и общественное здоровье и факторы, его

определяющие. Современная классификация факторов, определяющих здоровье.

Тема 8. Роль наследственности в формировании здоровья человека.

Тема 9. Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.

Тема 10. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье

человека. Микросоциальное окружение.

Тема 11. Социально-средовые факторы, определяющие здоровье человека.

Экология и здоровье человека.

Здоровьесберегающие технологии и профилактика здоровьеразрушающих

форм поведения среди населения (образовательный модуль 2)

Тема 12. Образ жизни и здоровье человека. Основные составляющие ЗОЖ.

Тема 13. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Алкоголизм,

наркомания, табакокурение. Основные характеристики и профилактика.

Тема 14. Профилактика и ее роль в сохранении и укреплении здоровья

населения. Современные формы и методы профилактической работы с населением.

Тема 15. Санитарно-гигиеническое воспитание населения по сохранению

и укреплению здоровья: индивидуального, общественного и группового.

Тема 16. Работа в фокус-группах по выбранной теме.

Тема 17. Предметная олимпиада «Формирование здорового образа

жизни детей и подростков»

Тема 18. Санитарно–просветительная работа в образовательных учреждениях

Тема 19. Итоговое занятие

Основы формирования здоровья (образовательный модуль 1)

Тема 1. Вводное занятие. Науки, изучающие здоровье, их содержание и задачи.

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ:

Цель занятия - знание основных научных направлений познания о здоровье человека (науки «Санология», «Валеология»), их место в системе других наук; цели и задач изучаемой дисциплины; основных понятий, определяющих закономерности бытия человека.

В результате изучения данной темы

а) студент должен знать (2-й уровень):

° определения валеологии, санологии,

° цели и задачи изучаемой дисциплины,

° определения: жизнь, адаптация, генотип, фенотип, здоровье, болезнь, образ жизни человека.

б) студент должен уметь (3-й уровень):

° применять междисциплинарный подход к проблеме изучения здоровья человека и его сохранения;

° при изучении проблем, связанных с формированием здоровья выделять медицинские, педагогические, возрастные, экологические, социальные, профессиональные и др. аспекты.

2.ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".

4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:

1. Проверка посещаемости -2 мин.

2. Знакомство студентов с основными правилами работы на данном цикле (введение в дисциплину) – 3 мин.

3. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 20 мин.

4. Отработка материала при составлении схемы Система наук, изучающих здоровье»итаблицы «Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека»-20 мин.

5. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.

5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

1. Назовите цель и задачи изучаемой дисциплины.

2. Дайте определения «валеологии», «санологии».

3.Основные научные направления познания о здоровье человека.

4. Какие науки изучают здоровье человека?

5.Дайте определения таким понятиям, как жизнь, адаптация, генотип, фенотип, здоровье, болезнь.

Содержание:

Основные научные направления познания о здоровье человека. Науки «Валеология», «Санология», их место в системе других наук. Основные понятия, определяющие закономерности бытия человека: жизнь, адаптация, генотип, фенотип, здоровье, болезнь, образ жизни человека.

Предметом изучения дисциплины «Основы формирования здоровья детей» является здоровье ребенка и его резервные возможности. Объект – дети и подростки от 0 до 18 лет. Ключевым аспектом предмета «ОФЗ детей» является изучение факторов (генеалогических, биологических и социально-средовых), влияющих на здоровье и возможностей повышения резервов здоровья человека, с помощью здоровьесберегающих технологий, основанных на научно-обоснованном подходе к его формированию.

В конечной реализации сохранения и укрепления здоровья важную роль играют качественная и количественная оценка здоровья и его резервов, а также исследование путей их повышения. При этом важным является максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание их на высоком уровне адаптации организма к условиям внутренней и внешней среды.

Основные задачи дисциплины «ОФЗ детей»:

1.Исследование и количественная оценка состояния здоровья ребенка и его резервов.

2. Изучение факторов, определяющих здоровье человека.

3. Изучение современных концепций формирования здоровья.

4. Ознакомление с профилактическим направлением медицины.

5. Изучение здоровьесберегающих технологий.

6.Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через формирование установки на здоровый образ жизни и приобщение его к здоровому образу жизни.

Изучаемая дисциплина основана, в первую очередь, на науках «Валеология» и «Санология».

Санология - наука об общественном здоровье населения (коллектив, регион, страна).

Валеология - наука об индивидуальном здоровье человека.

Актуальной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью человека в обществе, здоровью населения в государстве в целом, и как существенная составляющая активной деятельности - воспитание культуры здоровья у каждого в процессе индивидуального развития личности.

Валеология – сравнительно новая дисциплина в современных образовательных учреждениях. Российский учёный И.И.Брехман одним из первых в новейшее время заострил проблему необходимости разработки основ ее и в 1980г. ввёл в обиход термин “валеология” (как производное от латинского valeo – “здоровье”, “быть здоровым”). С тех пор термин стал общепринятым, а валеология, как наука и учебная дисциплина, получает всё более широкое признание не только в России, но и далеко за её пределами.

Валеология есть межнаучное направление познания о здоровье человека, о путях его обеспечения, формирования и сохранения в конкретных условиях его жизнедеятельности. Как учебная дисциплина она представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни человека. Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека. Это заключается в том, что в сфере интересов валеологии находится категория здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины – болезнь и больной, а у гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

В настоящее время, когда здоровые люди, составляют не более 10% от всего населения, необходимость валеологического воспитания требует начинать его уже среди детей различного возраста и продолжать всю жизнь. Это приобретает актуальную социальную значимость для населения в любом обществе.

Несмотря на единодушное общественное признание валеологического направления в школьном и вузовском образовании, действующая практика пока не располагает предназначенными для этого междисциплинарными валеологическими знаниями. Среди компонентов таких программ должное место не уделяется вопросам по гигиене, экологии, демографии и другим.

В связи с этим дисциплина ««Основы формирования здоровья детей» изучает аспекты не только индивидуального, но и общественного здоровья, рассматривая в том числе экологические, демографические, социально-гигиенические проблемы, исследует основы формирования здоровья человека в онтогенезе с учетом анатомо-физиологических особенностей и критических периодов развития организма.

Научно-обоснованный подход в изучении здоровья. Место валеологии в системе наук.

Объём информации в мире удваивается каждые 10 лет, то есть за указанное время появляется по объёму столько новой информации, сколько накопила вся предыдущая история человечества. А это означает, что она расширяет и углубляет познания человека, раздвигает границы самого познания. Естественно, что часть новой информации оказывается на стыке наук, часть – выходит за очерченные предметом и методом данной науки границы, а порой жизнь ставит проблемы, которые не вписываются в сферу интересов имеющихся отраслей знания. Вот почему естественным, диалектичным следует считать появление новых наук, количество которых особенно заметно стало нарастать в последней трети XX столетия. Одной из сравнительно новых дисциплин, изучающих здоровье человека, является валеология.

Несмотря на то, что валеология имеет свою сферу деятельности, следует отметить то, что между валеологией и медицинскими науками в отдельных аспектах трудно провести чёткую грань, разделяющую их. Интересы валеологии порой довольно тесно переплетаются с другими науками, например, гигиены, санологии, профилактической медициной.

Валеология – это комплекс наук или междисциплинарное направление, в основе которого лежит представление о генетических, психофизиологических резервах систем организма и организма в целом, обеспечивающих устойчивость физиологического, биологического, психологического и социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях внешней и внутренней среды. Возникновение валеологии стало возможным лишь тогда, когда уровень знаний о человеке – его биологии, генетике, физиологии, психологии и многих других сторонах его жизнедеятельности - не достиг достаточно высокого уровня для создания интегральных знаний по диагностике, прогнозу и управлению состоянием организма и его взаимодействию с окружающей средой.

Биология (общая биология, генетика, цитология и др.) исследует закономерности жизнедеятельности организмов в филогенезе, формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создаёт целостную картину биологического мира.

Экология обеспечивает научную основу рационального природопользования, исследует характер взаимоотношений “общество - человек - среда” и разрабатывает оптимальные модели их построения, формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды.

Медицина,анатомия, физиология, гигиена, санология обосновывают систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья человека, по предупреждению и лечению заболеваний.

Структурой медицины считают следующие компоненты: науку о болезнях (патологию), науку о здоровой среде обитания (гигиену), науку о механизмах выздоравливания (саногенез) и науку об общественном здоровье (санологию).

Физическое воспитание и физическая культура определяют закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека, как неотъемлемых характеристик здоровья.

Психология изучает закономерности психического развития человека, состояние психики в различных условиях жизнедеятельности, психологические аспекты обеспечения здоровья.

Педагогика разрабатывает цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания, направленные, на формирование жизненно устойчивой мотивации на здоровье и на приобщение человека к здоровому образу жизни.

Социология выявляет социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья.

Политология определяет роль, стратегию и тактику государства в обеспечении и формировании здоровья своих граждан.

Экономика обосновывает экономические аспекты обеспечения здоровья и, с другой стороны, экономической ценности здоровья в обеспечении благосостояния народа и безопасности государства.

Философия определяет закономерности развития природы и общества, субъектом же и объектом той и другого является человек: воздействуя на природу и общество, он изменяет их, но, в свою очередь, испытывает на себе, в том числе и на своём здоровье, их влияние. Формирование же философского, диалектического мировоззрения человека является весьма существенным фактором в правильной оценке роли здоровья в человеческом бытии.

Культорология определяет цели и пути культурологической подготовки человека, существенной частью которой является валеологическая культура.

История прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе.

География устанавливает климатогеографическую и социально экономическую специфику региона и взаимоотношения человека со средой обитания в аспекте адаптации человека и обеспечения здорового образа жизни.

В тоже время имеются отличия между вышеназванными науками: в сфере интересов валеологии находится категория здоровье и здоровый человек, в то время как медицины – болезнь и больной, а гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

Чтобы говорить о здоровье, нужно остановиться на следующих понятиях: жизнь, гомеостаз, адаптация, генотип и фенотип, здоровье и болезнь, образ жизни человека.

Жизнь – высшая по сравнению с физической и химической мерой форма существования материи, закономерно возникающая при определённых условиях в процессе её развития.

Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ – непременным условием жизни, способности к развитию росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т. д.

Гомеостаз или гомеостазис - свойство организма поддерживать постоянные параметры и физиологические функции в определённом диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды к различным внутренним и внешним воздействиям.

Именно этот показатель – способность к гомеостазу – зачастую рассматривается как биологическая основа здоровья.

Адаптация – есть развитие новых биологических свойств у организма, обеспечивающих жизнедеятельность биосистемы при изменении внешней среды или параметров самой биосистемы.

Адаптация позволяет поддерживать постоянство внутренней среды.

Различают три вида адаптивных изменений срочные, кумулятивные, и эволюционные.

Срочная адаптация характеризуется непрерывно протекающими приспособительными изменениями, возникающими в ответ на непрерывно меняющиеся условия среды.

Кумулятивная адаптация отличается изменениями, которые возникают в ответ на длительные повторяющиеся внешние или внутренние воздействия. При этом организм становится способным отвечать более быстрыми, точными и адекватными ответными реакциями, на уровне имеющихся у него функциональных резервов.

Суть эволюционной адаптации заключается в том, что если изменившиеся условия среды сохраняются достаточно долго, то это приводит к адаптивным изменениям в генной структуре, в результате чего для последующих поколений подобные условия становятся естественными.

Адаптивные защитно–приспособительные реакции разделяются на специфические и неспецифические. Первые из них обеспечивают устойчивость и сопротивляемость организма только против данного раздражителя (типичные примеры – адаптация к физическим нагрузкам в тренировке или невосприимчивость организма к определённым видам возбудителей инфекционных заболеваний в виде иммунитета). Неспецифические адаптивные реакции способствуют повышению устойчивости и общей сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды. У человека неспецифический механизм адаптации получил заметное развитие через целенаправленную волевую тренировку, обеспечивающую рост резервных возможностей организма.

Адаптация не всегда должна рассматриваться как положительное явление. В зависимости от вида и характеристик раздражителя она может сопровождаться различной степенью стимуляции функциональных систем организма, потому что в процессе адаптации они могут не только активироваться, но и истощаться.

Генотип и фенотип. Под генотипом понимается наследственная основа организма, совокупность генов, локализованных в хромосомах.

В более широком смысле - это совокупность всех наследственных факторов организма. Генотип формируется, как закономерное следствие генетического развития, обусловленное совершенствованием адаптационных механизмов к относительно постоянным и меняющимся условиям внешней среды.

Под фенотипом понимается совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития. Фенотип определяется взаимодействием генотипа, то есть наследственной основы организма, с условиями среды, в которой протекает его развитие.

Таким образом, здоровье – это наивысшая ценность человеческого существования, практически все науки затрагивают те или иные аспекты здоровья.

6.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ:

Тесты и контрольные вопросы заключительного уровня:

1. Кто из ученых является основателем науки валеология?

а) И. И. Брехман.

б) И.М. Сеченов.

в) И.П. Павлов.

2. Дайте определение санологии:

А) наука об общественном здоровье населения

Б) наука об индивидуальном здоровье человека

3. Дайте определение валеологии:

А) наука об общественном здоровье населения

Б) наука об индивидуальном здоровье человека

4.С какими науками связана валеология:

А) Биология и философия

Б) Экология и социология

В) Медицина и педагогика

Г) Психология и политология

Д) Культорология и экономика

Е) Гигиена и санология

Ж) Все вышеперечисленные

5.Дайте определение «жизни»:

1.

6.Дайте определение «гомеостазу»:

1.

7.Дайте определение «адаптации»:

1.

8.Какие виды адаптивных изменений организма существуют:

А) срочные, кумулятивные, и эволюционные.

Б) быстрые, медленные и отсроченные

В) оперативные и стратегические

9. Чем характеризуется срочная адаптация:

1.

10. Чем характеризуется кумулятивная адаптация:

1.

11. Чем характеризуется эволюционная адаптация:

1.

12. Чем характеризуются специфические и неспецифические адаптивные защитно–приспособительные реакции:

А) специфические:

Б) неспецифические:

1) способствуют повышению устойчивости и общей сопротивляемости организма к любым факторам внешней среды

2) обеспечивают устойчивость и сопротивляемость организма только против определенного раздражителя

13. Что понимается под генотипом организма:

1.

14. Что понимается под фенотипом организма:

1.

7.ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ:

1. Нарисовать схему «Система наук, изучающих здоровье»

2.Составить таблицу«Сопоставление определяющих признаков наук о здоровье человека»

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

1.Сделать реферативное сообщение по теме:

· Валеология – наука о здоровье человека. Основные проблемы науки валеологии и пути их решения.

· Роль валеологии среди других медицинских дисциплин в изучении состояния здоровья человека.

2.Сделать презентацию по теме «Науки, изучающие здоровье».

8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

а). Основная литература:

1. Виноградов, А.Ф. Детская поликлиника: учебное пособие / А.Ф. Виноградов, Э.С. Акопов, Ю.А.Алексеева, М.А.Борисова.– Тверь «Герс», 2004.- 494 с.

2.Основы здоровья человека: учебно-методическое пособие / под ред. Б.Н. Давыдова, А.Н.Кудинова.- Тверь: Триада.- 2005.- 102 с.

б). Дополнительная литература:

1. Агаджанян, Н.А. Проблема адаптации и учение о здоровье: учебное пособие/Н.А.Агаджанян, Р.М.Баевский, А.П.Берсенева.- М.:РГУДН, 2006.- 283 с.

2. Галиуллин, А.Н. Общественное здоровье и здравоохранение: учебное пособие/ А.Н. Галиуллин. - М.: Академкнига.- 2008 – 499 с.

в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 255 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

2. Решетников А.В., Шаповалова О.А. Здоровье как предмет изучения в социологии медицины / Решетников А.В., Шаповалова О.А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

Наши рекомендации