Цель изучения данной темы.

Кафедра факультетской педиатрии

С курсом пропедевтики детских болезней

«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ

КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ»

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней

для студентов педиатрического факультета

Оренбург - 2005

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ» МЗ РФ

Кафедра факультетской педиатрии

С курсом пропедевтики детских болезней

Зыкова Л.С., Мотыженкова О.В.,

Любимова О.К.

«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ

КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ»

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней

для студентов педиатрического факультета

Оренбург - 2005

УДК: [611.7: 612.7:616.7 – 053.2 – 071] (075/8)

Авторы: Зыкова Л.С., Мотыженкова О.В.,

Любимова О.К.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ

КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

Рецензенты:

- зав. кафедрой детских болезней лечебного факультета ОрГМА д.м.н., профессор М.Н. Воляник;

- д.м.н., профессор кафедры педиатрии ФПП и ПС ОрГМА О.Е.Челпаченко

Учебное пособие по пропедевтике детских болезней

для самостоятельной работы студентов III – IV курсов педиатрического факультета. – 2005. –39 с.

Под общей редакцией д.м.н., профессора А.А.Вялковой

В пособии дана характеристика методики исследования, семиотики поражения костно-мышечной системы у детей разного возраста.

Пособие содержит вопросы для подготовки к занятию, перечень литературы и задания для тестового контроля знаний по данной теме.

Утверждено Методическим Советом педиатрического факультета и центром по координации и управлению методической работой ОрГМА.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Введение. Актуальность темы…………………………………4

2. Цели изучения темы…………………………………………....5

3. Вопросы для самостоятельной подготовки студентов…… ...6

4. Формы УИРС …………………………………………………..9

5. Тестовые задания для предварительного контроля ………...10

6. Эталоны к тестовым заданиям для предварительного

контроля ……………………………………………………….15

7. Заключительный тестовый контроль ………………………..16

8. Эталоны к заданиям для заключительного тестового

контроля ……………………………………………………….20

ПРИЛОЖЕНИЯ

9. Исследование мышечной системы …………………………22

10. Исследование костно-суставной системы …………………25

11. Зубы …………………………………………………………..36

ВВЕДЕНИЕ. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

Патология костно-мышечной системы, в частности, проблема нарушения фосфорно-кальциевого обмена у детей имеет важное значение.

В связи со снижением социально-экономических условий жизни ухудшилось состояние здоровья матерей, снизился процент детей, находящихся на грудном вскармливании, возросло число недоношенных и маловесных детей, составляющих группу риска по рахиту. Это «безобидное» на первый взгляд заболевание может оставить изменения костной системы, которые окажут влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка (плоскостопие, плоскорахитический таз у девочек).

Кроме того, состояние костно-мышечной системы является одной из составляющих физического развития, служащего важным критерием в комплексной оценке состояния здоровья ребенка. Поэтому врачу-педиатру необходимо знать факторы, влияющие на формирование костно-мышечной системы ребенка, признаки поражения данной системы и уметь активно их выявлять, основываясь на знании и учете факторов риска.

ТЕМА: «АНАТОМО- ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЙ КОСТНО-

МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ» (4 часа)

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ.

Студент должен знать:

- возрастные анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы у детей;

- регуляцию процессов остеогенеза и варианты его нарушения;

- нормальные показатели в крови кальция и фосфора;

- суточную потребность детей в витамине Д;

- порядок и сроки прорезывания молочных и постоянных зубов;

- сроки закрытия швов и родничков;

- семиотику наиболее частых поражений костной и мышечной систем.

Студент должен уметь:

- целенаправленно собрать и оценить анамнез с выделением факторов риска развития патологии костно-мышечной системы;

- провести осмотр, пальпацию костно-мышечной системы у детей разного возраста;

- описать в рабочей тетради результаты объективного исследования костно-мышечной системы ребенка;

- оценить биохимический анализ крови (содержание кальция, фосфора в сыворотке крови).

Студент должен получить представление о:

- рентгенографии костей и суставов;

- УЗИ суставов;

- денситометрии;

- электромиографии, хронаксиметрии;

- исследовании биоптата мышц.

ВОПРОСЫ

Наши рекомендации