Общие закономерности самопознания

Тема. Самопознание как процесс

Общая характеристика самопознания как процесса

Процесс — последовательная смена состояний, явлений в раз­витии чего-либо; в более узком понятии — последовательность действий для достижения определенной цели. Мы будем рассматри­вать самопознание именно во втором, более узком значении: самопознание — это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т.е. знание о себе, образ Я, Я- концепция. Поскольку самопознание есть последовательность действий, то само оно представляет специфическую познаватель­ную деятельность и, как всякая деятельность, может быть описа­но через характеристику целей, мотивов, способов и результатов. Своеобразие самопознания как процесса может быть представлено следующим образом: Обнаружение – Фиксация – Анализ – Опенка – Принятие.

Итак, вначале мы обнаруживаем, в себе какую-либо личност­ную черту или поведенческую характеристику, например, неуве­ренность. Момент обнаружения очень важен, без него все дальней­шее самопознание лишается смысла. Иногда именно обнаружение является наиболее сложным моментом, в нас есть много такого, на чем мы просто не фиксируем своего внимания, не делаем пред­метом анализа. Нередко значимая черта или характеристика обна­руживается человеком очень поздно, когда уже использовать ее позитивный потенциал не представляется возможным.

В то же время обнаружить в себе какую-то личностную черту или поведенческую характеристику недостаточно, важно ее за­крепить, зафиксировать в сознании, не потерять в ходе дальней­шей жизни. Бывают ситуации, когда мы, общаясь с определен­ным кругом людей, испытываем неприязнь, но не фиксируем ее до следующего случая, в результате — не можем провести соот­ветствующий анализ и оценить в целом меру своей неприязни.

Следующий шаг — это анализ той или иной черты личности, поведенческой характеристики, умения, способности и т.п. В ходе анализа выявляется структура качества, взаимосвязь его с други­ми свойствами, а главное, устанавливаются причинно-следственные связи. Обнаружив и зафиксировав в себе неуверенность, необходимо задать конкретные вопросы: в чем проявляет­ся моя неуверенность? Во всех ли ситуациях я испытываю ее? Что является причинами ее возникновения? С какими другими каче­ствами (тип темперамента, мягкосердечность, доброта и др.) она связана? Последовательно задавая эти вопросы и отвечая на них, мы углубляем представление о своей неуверенности и границах ее распространения.

Следующий этап — мы оцениваем то или иное качество, сравни­вая его с некоторым идеальным образцом того или иного качества, который сами создаем для себя, либо с общепринятыми и усвоен­ными нами образцами. В данном случае мы можем оценить себя по-разному: как очень неуверенный человек, сравнивая себя с другими людьми или конкретным хорошо знакомым нам челове­ком; как умеренно неуверенная личность с неуверенностью, проявляющейся только в определенных ситуациях; как уверенный че­ловек, а неуверенность проявляется только в критических, неожи­данных ситуациях и выступает, скорее, не как неуверенность в чистом виде, а как растерянность.

И наконец, наступает акт принятия или непринятия данного качества. В случае принятия мы включаем свою неуверенность в структуру Я-концепции, относимся спокойно к ее существова­нию, пытаемся найти в ней позитив, можем поставить задачу по ограничению проявления неуверенности и развития в себе уве­ренности в будущем. Но возможны случаи, когда мы не принима­ем неуверенность, отторгаем ее (в область бессознательного), всем пытаемся доказать, что я уверенный человек, а если не отторга­ем, то начинаем «бороться» с ней, изживать. Такая борьба только ухудшает положение, общее самочувствие, порождает внутриличностные конфликты, которые перерастают в конфликты с други­ми людьми. Вообще нужно сказать, что борьба с собой — это нонсенс, нет ничего хуже, как бороться с самым дорогим, что у тебя есть, т.е. ты сам. Поэтому искусство самопринятия — это большое искусство, которое, завершая акт самопознания, начи­нает новый акт — акт самосовершенствования.

Общие закономерности и специфические особенности самопознания

Общие закономерности самопознания

К наиболее общим закономерностям самопознания могут быть отнесены следующие:

1) Степень осознанности — неосознанности. В большинстве случаев процесс самопознания носит непрерывный характер и является до определенного предела неосознанным. Человек просто живет, учится, трудится, общается, ведет беспрестанный диалог с самим собой. (В нас живет такой «болтун», который начинает «болтать», как только мы просыпаемся, а иногда проявляет себя и во сне.)

В ходе жизни накапливаются факты, данные о других людях, о себе, которые в силу действия закона перехода количества в каче­ство в один прекрасный момент осознаются и фиксируются в со­знании, но могут и не осознаваться, а функционировать на уров­не неосознанной установки, определяя наше поведение и спосо­бы саморегулирования. Нужно отметить, что значительная часть Я-концепции формируется таким образом, особенно у людей, не отличающихся высокообразованностью, не склонных к рефлек­сии, т.е. не способных встать на позицию наблюдателя по отно­шению к самому себе.

2) Самопознание как осознанный процесс характеризуется целе­направленностью, т.е. человек ставит перед собой специальную цель — выявить в себе ту или иную способность, склонность, черту личности, используя для этого специфические средства, которые помогают проанализировать и оценить себя. Именно в этом случае самопознание превращается в осознанную деятель­ность и подчиняется ее законам. Чем чаще человек превращает свое самопознание в деятельность, тем быстрее и глубже он по­знает себя. Правда, здесь есть и обратная сторона медали, когда при высоком уровне эмоциональности, непринятия себя само­познание превращается в самокопание, порождающее не объек­тивное знание о себе, а различного рода комплексы, в том числе и комплексы неполноценности. Поэтому во всем должны быть мера и здравый смысл.

3) Существует разная насыщенность самопознания на различных этапах жизненного пути. Наша жизнь состоит из спокойных и кри­зисных периодов, из отрезков не насыщенных и насыщенных со­бытиями, которые резко могут менять судьбу и биографию. По­этому самопознание активизируется там, где жизнь насыщена событиями, когда необходимо принимать ответственные реше­ния: выбирать место учебы, работы, супруга или супругу и др. Чтобы принять взвешенное решение, человек должен хорошо знать не только обстоятельства, других людей, принимающих участие в его судьбе, но и самого себя, свои качества и возможности. В этих ситуациях самопознание функционирует активно, позволяя лич­ности за короткий промежуток времени получить столько инфор­мации о себе, сколько она не получала за годы жизни до этого. Многие из этих периодов хорошо известны и изучены в психоло­гии, сюда относятся: кризис 3 лет, когда впервые ребенок начи­нает осознавать себя как субъекта деятельности, формируется первоначальная социальная система Я, возникает непреодолимое желание заявить о себе, утвердиться — вспомним знаменитое детское «Я сам!»; кризис семилетнего возраста, когда ребенок на­чинает осознавать себя как субъекта учения и у него возникает потребность оценить себя как ученика; кризис подросткового воз­раста, который по накалу не уступает кризису 3 лет. Подросток открывает многое в своем Я уже в контексте взаимодействия с социальным окружением, со сверстниками, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм поведе­ния на взрослые. Существуют кризисы и у взрослых людей, на­пример: кризис тридцати лет; кризис зрелого возраста; кризис, связанный с уходом на пенсию. Во всех этих случаях идет пере­осмысление жизни, фиксирование сложившегося образа Я, опреде­ление перспектив саморазвития на будущее, происходит оценка достижений и неудач.

Принципиальная незавершенность самопознания — это, пожа­луй, одна из самых интересных закономерностей. Она обусловле­на тем, что реальная жизнь как бы опережает процесс ее осозна­ния, человек уже родился, живет, у него даже сформировались элементарные акты самосознания в виде выделения своего физи­ческого Я из окружающего мира, а вот познает он себя несколько позже. То же самое характерно и для взрослого человека, реально его личность и жизнь богаче, чем то, что он знает о себе. Всегда есть неопознанное, слепое пятно (вспомним «Окно Джо гари»). По­этому познать себя полностью невозможно, даже людям, облада­ющим выдающимися способностями в этой сфере. Например, буд­дистские монахи всю жизнь занимаются самопознанием и прак­тикой самосовершенствования, но только один Будда (принц Гаутама) достиг своих пределов. У некоторых людей такое положение дел может вызвать отчаяние, ощущение бессмысленности жизни, если они не могут познать себя. Однако на самом деле это нор­мальный процесс, данный факт надо просто принять так же, как мы принимаем неизбежность смерти. Важно не полное познание себя, а стремление к более глубокому и всестороннему позна­нию, а еще важнее — адекватное использование познанного в жизни, деятельности, особенно сильных сторон своей личности.

Наши рекомендации