Общие закономерности ощущений.

Если сила раздражителя, воздействующая на рецептор, очень мала, то ощущение не возникает. Надо, чтобы эта сила достигла определенной величины.

Наименьшая сила раздражителя, при котором он вызывает осознанное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения.

Изменение чувствительности при длительном действии раздражителя называется адаптацией. Пр.: Вы вошли в помещение и ощущаете слабый запах. Через некоторое время вы этого запаха уже не ощущаете. Биологический смысл такой адаптации вполне понятен: однообразно действующий раздражитель не должен привлекать внимание, так как он существенно не изменит условия существования организма.

Чувствительность зависит от взаимодействия между анализаторами. Пр.: Умеренные ощущения холода, в противоположность перегреванию организма, способствуют обострению слуха и зрения. Слабое освещение способствует восприятию звуков, сильное – мешает.

Особенно тесно ощущения связаны с эмоциями. Всем известно, как влияет на настроение ощущение боли.

Ощущения врожденные. Имеются наследственные различия в возможности развития того или иного ощущения. У одного человека может быть очень острое зрение, у другого – очень развитый слух.

Восприятие

- это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

- это целостное отражение предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на анализаторы с учетом предшествующего опыта.

Если ощущения являются в своей основе врожденными, то восприятия всегда вырабатываются в течении жизни. В их образовании принимают участие психологические процессы внимание и памяти. Чем чаще в прошлом мы встречались с каким-либо объектом, тем более полным, точным, разносторонним будет его восприятие.

Восприятие тесно связано с эмоциями, чувствами. Потребности и интересы определяют избирательность восприятия: каждый отличает в объекте прежде всего то, что его больше интересует.

Физиологические основы восприятия.

Специальных органов восприятия нет. Материалы для восприятия дают анализаторы. В основе восприятия лежат сложные системы нервных связей. Воспринимая в первый раз незнакомый предмет (например, лимон), ребенок ощущает его круглую форму и желтый цвет (через зрительный анализатор), его своеобразный аромат (через обонятельный анализатор), мягкую, шероховатую поверхность ( через кожный и двигательный анализатор). Таким образом лимон выступает как сложный, комплексный раздражитель. Восприятие же есть результат синтетической деятельности коры, связь различных ощущений.

Важнейшими особенностями восприятия:

Целостность

- это свойство, позволяющее видеть предметы и явления как единое целое независимо от свойств входящих в него частей и элементов.

Константность

- относительная независимость образов от условий восприятия. Пр.: изображение книги на расстоянии от человека, то уменьшается, то увеличивается. Но сама величина книги постоянна. Константность дает нам ввести постоянство в нашей жизни. Это свойство не врожденное, а приобретенное. Пр.: Люди, которые в детстве ослепли, а затем зрение вернулось, то этим свойством сначала не обладают.

Память

- один из важных психических процессов. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память необходима для накопления знаний, успешной и продуктивной работы и является непременным условием обучения и развития индивида, становления его как личности.

- Это способ получения, хранения и использование информации.

В структуре памяти можно выделить три основных звена: запоминание воспринятой информации, ее сохранение и извлечение того, что сохранилось. При этом запоминание может происходить либо в виде воспроизведения, либо в виде узнавания, если мы имеем дело с ранее известной информацией.

Процессы памяти:

- запоминание

- сохранение

- забывание

- воспроизведение

Одним из количественных показателей, позволяющих оценить продуктивность запоминания, является объем памяти, т.е. количество элементов, или единиц информации, которое человек может воспроизвести сразу после запоминания, либо через какое-то время. Объем непосредственной памяти равен 7+2 единицы информации. Забывание – это естественный и даже необходимый процесс, освобождающий память для новой информации.

Функции:

1. Накопление и сохранение опыта, обеспечивающее выживание индивида.

2. Обеспечение связей прошлого и настоящего.

Характеристики, описывающие память:

- объем

- скорость

- длительность хранения

- точность воспроизведения

- помехоустойчивость

По срокам хранения память делится на:

1. Мгновенная. Память на уровне рецепторов. Чрезвычайно малый срок хранения. Информация переносится в другую форму хранения или исчезает. За это время решается вопрос привлечет ли ретикулярную формацию внимание высших отделов головного мозга к поступившим сигналам. Объем памяти велик. Невозможно мгновенно воспроизвести информацию.

2. Кратковременная. Емкость 7+2 единицы. Хранение несколько минут. Затем информация переадресовывается в долговременную.

3. Промежуточная. Переход из кратковременной в долговременную. Объем и сроки хранения ограничены. Переход на прямую не происходит. Сначала из кратковременной в промежуточную, затем возвращается информация в кратковременную, затем в долговременную.

Организм находит безопасное место и условия перевода из промежуточной в кратковременную. Пр.: сон.

Сон в контексте памяти

Сон – как необходимое условие переработки полученной за день информации.

Фазы сна – медленный: логическая переработка информации, снижается тонус мышц, замедляется дыхание, сердцебиение, нет активности глаз, нет сновидений, 80% приходится на эту фазу, более глубокий сон.

Быстрая фаза сна: информация пересылается в кратковременную, повышается артериальное давление, активность мозга, пульс, глазные яблоки шевелятся, дергаются мышцы лица и конечностей, есть сновидения, 20% времени.

4. Долговременная. Не ограничена по объему и времени хранения, существует проблема доступности нас к этой информации и извлечение ее от туда. Два буфера: 1. человек имеет постоянный доступ, 2. не имеет произвольного допуска.

По объекту запоминания:

- образная

- словесно-логическая

- двигательная

- эмоциональная

Наши рекомендации