Повышение уровня зрелости коллектива как важный фактор снижения его конфликтности
Под стилем отношений понимаются некоторые устойчивые стереотипы сознания и поведения, приобретающие в данной организации характер прочных традиций, привычек, институтов.
Конечно, эти привычки и традиции, а также степень их развития могут быть разными. В зависимости от их характера группы подразделяются на:
1) зрелые, с высоким уровнем развития позитивных взаимоотношений;
2) незрелые, с отношениями низкого уровня.
Закрепление в зрелых коллективах позитивных моделей поведения в значительной степени затрудняет возникновение в них явлений негативного характера, способствует их автоматическому отторжению. Только такие коллективы обладают надежным антиконфликтным иммунитетом.
К числу незрелых, коллективов, с низким уровнем взаимоотношений конфликтологи относят те, для которых по этим параметрам характерны следующие признаки:
· активный поиск виновных в случае каких-либо производственных неудач;
· недооценка коллективных методов руководства, авторитарные тенденции в стиле руководства;
· проведение затяжных и безрезультатных производственных совещаний, сводящихся к борьбе самолюбий;
· оценка работы сотрудников на поверхностном, эмоциональном уровне;
· равнодушие сотрудников к содержанию принимаемых решений и итогам их выполнения;
· частые и затяжные разногласия и конфликты по несущественным поводам.
Проявление подобного рода предгрозовых признаков во взаимоотношениях свидетельствует о низком уровне зрелости и слабой конфликтоустойчивости коллектива.
В целях оздоровления коллективов подобного уровня, предотвращения реальной опасности их развала в деловой жизни, особенно западных стран, все чаще используются услуги специалистов консалтинговых конфликтологических служб. Общая рекомендация, которая, как правило, дается ими, сводится к предложению предпринимателям разработать для каждого сотрудника твердые правила деятельности. Эта основная рекомендация вытекает из анализа причин низкого уровня взаимоотношений в организации. В различных организациях все эти причины так или иначе сводятся к следующим:
1) отсутствию ясных должностных инструкций, устанавливающих совокупность обязанностей работников, четко определяющих роль в общегрупповой работе каждого;
2) отсутствию в связи с этим у работника полного понимания отведенной ему позиции, предъявляемых к нему требований;
3) противоречивым, как правило, завышенным ожиданиям поощрения за свою работу, которые часто обусловлены множеством функций, которые сотрудник вынужден выполнять, порою затрачивая на них много сил.
Конечно, эти и им подобные негативные проявления низкого уровня взаимоотношений будут успешно преодолены только при условии, если им будут противопоставлены четкие “правила игры”. Причем эти правила должны быть не привнесены извне, а выработаны на месте, усилиями самих сотрудников. Незаменимую роль в этом деле играют внутрифирменные дискуссии, “круглые столы”, в ходе которых обсуждаются спорные проблемы. Все большую популярность в последнее время приобретает и такой метод активного социально-психологического тренинга, как деловая игра.
44. Общая теория конфликтного взаимодействияБ. К. Боулдинга
Кеннет Боулдингубежден, что конфликт является характерной чертой любого процесса и любой среды в обществе, в том числе химической, биологической, физической. Независимо от условий, в которых родился конфликт, его функции, этапы развития, способы разрешения будут идентичными. Конфликт – это всеобщая и универсальная категория.Боулдингобъяснял это особой природой и формой поведения человека. Человеку свойственно использовать насильственные методы в достижении своих целей, бороться с окружающими индивидами за необходимые ресурсы.Именно поэтому все социальные взаимодействия преимущественно конфликтны.
Противостоять этому могут:– человеческий разум;– нормы морали и нравственности.
Общая теория конфликта выделяет две модели конфликта:1) статистическую;2) динамическую.
В статистической модели конфликт – это система из двух элементов:1) конфликтующие стороны или объекты;2) отношения, возникающие между ними.
При статистическом конфликте стороны конкурируют друг с другом за ту или иную позицию или ресурс, исключающие обоюдное обладание. В основе динамической модели конфликта лежит принцип бихевиоризма, утверждающий, что поведение человека или животного основано на стимуле, который поступает из среды «стимул– реакция». Действуя согласно своим интересам и разнообразным мотивам и сталкиваясь с трудностями в удовлетворении своих социальных запросов, человек вынужден строить свое поведение в рамках конфликта. Мотивы людей отличаются более сложным характером в сравнении с мотивами действия животных. Столкновения в обществе могут иметь название «реактивные процессы» и считаться конфликтами.
В динамической модели конфликт многообразен и динамичен.
Боулдинг считает, что можно определить главную причину конфликта – несовместимость потребностей противоборствующих сторон. Или, подругому, принцип, который социолог назвал– дефицитом и ограниченностью ресурсов, к обладанию которыми стремятся индивиды.
Разрешать или предотвращать конфликты можно, также используя принципы бихевиоризма, в частности принцип научения. Конфликты в обществе можно моделировать и с помощью игр прорабатывать рациональные способы поведения, создавая план или стратегию поведения в конфликтной ситуации. Последние в итоге приводят к гармоничному и ненасильственному взаимодействию в обществе.