Теория сестринского дела

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОЛОГИИ

ОСНОВЫ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Теория сестринского дела.

Философия мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека
Философия сестринского дела часть общей философии. Она представляет собой систему взглядов на профессию медицинской сестры
Пациент человеккоторый нуждается в сестринском уходе и получает его. Это личность с определёнными психологическими, биологическими, социальными потребностями и проблемами, рассматривающаяся как единое целое (холистический подход)
Сестринское дело искусство, требующее воображения, творческого подхода, понимания мыслей и чувств пациента, в сочетании с научным обоснованием
Окружающая среда совокупность природных, социальных, психологических факторов, которые затрагиваются активностью человека. Это – важный фактор в предупреждении заболевания. Включает в себя также веру, определённое поведение людей, их традиции
Сестринское дело часть системы здравоохранения, наука и искусство, специфическая профессиональная деятельность, направленная на решение уже существующих и потенциальных проблем пациента со здоровьем в меняющихся условиях окружающей среды
Медицинская сестра специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию сестринского дела и имеющий право на сестринскую практику
Флоренс Найтингейл английская сестра милосердия, основоположница сестринского дела
Дарья Севастопольская сестра милосердия, героиня Крымской войны
Пирогов Н.И. русский хирург, участник Крымской войны, впервые разделил сестёр разного профиля, разработав для них инструкции
Медицинская этика составная часть общей этики, рассматривает гуманистические, нравственные начала в деятельности медицинского работника. Медицинская сестра, разделяющая философию сестринского дела, принимает этические обязательства, ценности, добродетели
Этические обязательства правила и действия, которые находятся в рамках профессиональной компетентности медицинской сестры, круг ее деятельности
Этические ценности цели, идеалы, к которым должна стремиться медсестра
Этические добродетели (совершенства) личностные качества, которыми должна обладать медицинская сестра
Деонтологиея в медицинском понимании - это учение о юридических, профессиональных и моральных правилах поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей
Субординация подчинение старшему по должности
Биоэтика это наука о законах, принципах и правилах регулирования профессионального поведения медицинского работника в условиях использования новых медицинских технологий
Эвтаназия прерывание жизни пациента медработником с согласия пациента
Права пациентов статья 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, дает общий перечень прав пациентов
Больницы, стационары, клиники, госпитали ЛПУ, в которые госпитализируются пациенты, требующие постоянного наблюдения, применения методов лечения, затруднительных на дому и в поликлинике
Родильные дома ЛПУдля оказания стационарной помощи, входят в систему охраны материнства и детства
Женские консультации относятся к системе охраны материнства и детства, принцип работы участково-территориальный. Предназначены для оказания специализированной помощи беременным и пациенткам гинекологического профиля в амбулаторно-поликлинических условиях.
Хосписы ЛПУ, где оказывается медицинская помощь неизлечимым, умирающим пациентам
Поликлиника многопрофильные лечебно-диагностические учреждения для оказания квалифицированной амбулаторной медицинской помощи, обследование и лечение, в том числе, и на дому. Основной принцип работы – участково-территориальный
Амбулатории расположены в сельской местности. Принцип работы участково-территориальный
Станции скорой медицинской помощи предназначены для оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе при угрожающих жизни состояниях и родах, а также для транспортировки пациентов в ЛПУ
Комбинированные ЛПУ комплекс, включающий поликлинику, стационар, профилакторий и др.
Медико-санитарные части (МСЧ) предназначены для обслуживания работников и служащих предприятий. Практикуют принцип работы цеховых участков
Диспансеры оказывают специализированную помощь определенным группам пациентам (противотуберкулезные, кардиологические, онкологические и др.)
Социальные ЛПУ их деятельность направлена на поддержку определенных групп пациентов, находящихся под социальной защитой государства
Дома-интернаты для престарелых, пациентов с хроническими заболеваниями
Санатории, профилактории их деятельность основана наиспользовании в лечении природных лечебных факторов (климат, воды, грязи и др.) с использованием режима, диетического питания, массажа и др
Здоровье первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности
Здоровье (ВОЗ) состояние полного физического, духовного и социального благополучия
Болезнь нарушение жизнедеятельности организма
Абрахам Маслоу американский психолог, автор иерархии человеческих потребностей (пирамида Маслоу)
Факторы риска факторы, повышающие вероятность возникновения заболевания (риск – возможная опасность чего-либо)
Образ жизни это жизнедеятельность, трудовая активность людей, их поведение в конкретных условиях места, времени и социального устройства (это выбор, который определяет себе человек, это выработка собственного стиля и режима жизни.)
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) это деятельность, активность людей, направленные на сохранение, укрепление и улучшение здоровья
Общественное здоровье такое состояние общества, которое обеспечивает условия образа жизни людей, не обремененных заболеваниями, физическими и психическими расстройствами – состояние, формирующее здоровый образ жизни (ЗОЖ)
Санология наука, изучающая общественное здоровье
Валеология наука, изучающая индивидуальное здоровье
Потребность это осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего – либо, отражаемый в восприятии человека
Сестринский процесс это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам
Субъективное обследование информация, получаемая со слов пациента или другого лица. Субъективная информация - представления пациента о своем здоровье
Объективное обследование непосредственный осмотр и дополнительные методы – данные лабораторных и инструментальных исследований (например, анализы крови и мочи, рентгенологические исследования) и специальные измерения (например: измерение роста и массы тела)
Проблема пациента это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья. (обдуманный вывод, основанный на анализе информации)
Физиологические проблемы реакции на болезнь, обусловленные изменением функций органов и систем (на воспалительные изменения в лёгких организм реагирует нарушением функций органов дыхания: одышка, кашель…)  
Психологические проблемы реакции, которые появились в ответ на болезненные изменения во внутренних органах (страх, плаксивость, эмоциональная ранимость)
Социальные проблемы связаны с нарушением удовлетворения социальных потребностей из-за заболевания (неполная семья, финансовая несостоятельность, потеря трудоспособности)
Духовные проблемы реакции организма, затрагивающие духовную сферу (потеря смысла жизни, нежелание следить за собой, уход в религию, одиночество)
Настоящие проблемы есть у пациента в момент обследования (например: головная боль в связи с повышением артериального давления, дефицит самоухода в связи с обездвиженностью пациента)
Потенциальные проблемы их нет на данный момент, но могут появиться с течением времени (например: появление пролежней у обездвиженного пациента, риск обезвоживания организма из-за упорной рвоты)
Приоритетные проблемы требуют срочных мероприятий, часто опасны для жизни (одышка, удушье)
Промежуточные проблемы не требуют экстренных мер, не опасные для жизни (снижение аппетита, слабость)
Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к данному заболеванию (дисфункция кишечника у пациента с бронхитом)
Краткосрочные цели должны быть выполнены неотложно или в период до одной недели (максимум двух)
Долгосрочные цели достигаются за более длительный период времени, в течение многих недель. Они обычно направлены на профилактику осложнений, на реабилитацию и социальную адаптацию
Зависимые сестринских вмешательств выполняются на основании письменных предписаний врача, при использовании навыков медицинской сестры. Медсестра выступает как исполнитель
Независимые сестринских вмешательств непосредственная деятельность медсестры по собственной инициативе, на основе знаний и умений
Взаимозависимые сестринских вмешательств совместная деятельность медсестры совместно с другими специалистами
Стандарт это образец, эталон, модель, принятая для сопоставления
Общение (коммуникация) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку стратегий, восприятие и понимание людьми друг друга
Общение медсестры с пациентом процесс установления и развития контактов с целью достижения оптимального уровня жизнедеятельности пациентов
Доминантный собеседник настроен прежде всего на влияние и воздействие. Трудно признает свою неправоту. Желает оставить впечатление своего превосходства – физического, интеллектуального
Недоминантный собеседник полная противоположность первому. Достаточно застенчив, чувствует неловкость при обращении с вопросом или просьбой. Деликатный, предупредительный, тактичный. Не позволит перебить во время беседы, терпеливо переносит попытки перебить себя самого
Мобильный собеседник легко переключается с любого вида деятельности на процесс общения. Но также легко может отвлечься от беседы. Речь, как правило, быстрая, живо использует интонации, жесты, мимику
Ригидный собеседник данному типу требуется определенное время, чтобы включиться в беседу. Основателен в общении, слушает внимательно, реагирует вдумчиво. Трудно переключается с одной темы на другую
Экстравертивный собеседник коммуникабелен. При общении внимателен, дружелюбен, не злопамятен. На свое здоровье обращает мало внимания.
Интровертивный собеседник не склонен к внешним контактам, общению. Имеет узкий круг общения. Обращает внимание на свои чувства, свои ценности
Вербальная коммуникация предполагает два важных элемента: смысл и форму высказывания (письмо и речь)
Невербальная коммуникация движение, позы, выражение лица, мимика. направление взгляда, визуальный контакт, интонации, прикосновения, запахи
Педагогика наука о воспитании человека, включает процесс образования и обучения
Обучение целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц
Обучение в сестринском деле это целенаправленная деятельность медицинской сестры и пациента для получения знаний и формирования навыков у пациента
Психологический возраст это качественно особый этап развития, зависящий и от уровня личностной зрелости

Наши рекомендации