Вопрос Ценности как важнейшее основание современной профессиональной социальной работы
Среди многочисленных детерминант социальной работы важнейшее место занимает система ценностей как общества, так и собственно социальной работы как жизненно важной и необходимой сферы социальной жизни. Многомерность, многофункциональность, многоплановость и многоуровневость социальной работы, ее всеобщность, интегративность и специфичность как особого вида социальной деятельности, ее органичная включенность в бытие общества и человека требуют соответствующего определения ее имманентно присутствующих ценностей, задающих ее основные детерминанты и способствующих реализации общественного идеала - достижения блага общества и человека. Ценностная система социальной работы имеет довольно сложную структуру, поскольку социальная работа как вид деятельности чрезвычайно многогранна и, кроме того, представляет собой целостную систему структурно и функционально связанных между собой элементов: целей, мотивов, средств, условий, результата, субъекта и объекта. Ценности социальной работы представлены в каждом из этих элементов и на каждом этапе деятельности, взаимодействуя и оказывая влияние как друг на друга, так и на сущность и содержание деятельности в целом.
Социальная работа является неотъемлемой частью деятельности общества и человека, и поэтому ценностные ориентиры общества и государства и система ценностей социальной работы взаимообусловлены и взаимосвязаны. Но они все же не тождественны, поскольку социальная работа, при всей ее всеобщности, не идентична совокупной деятельности общества и государства в целом. В социальной работе могут быть выделены и проанализированы различные группы ценностей в соответствии с любой из общепринятых их типологий. Все группы ценностей социальной работы являются неотъемлемой составной частью совокупной ценностной системы и ресурсов общества. Социальная работа в принципе невозможна без признания, привлечения и реализации ценностей различных видов и групп, которые могут выступать в различных формах и видах. Они могут быть субъектом и объектом воздействия, поскольку в ее процессе происходит прямое и косвенное воздействие на ценностную систему индивида с целью ее трансформации и формирования на этой основе новых ценностных ориентаций. В то же время ценности, задействованные в социальной работе, играют роль мотивов, средств, инструментов и условий постижения и реализации смысла и содержания деятельности. Одновременно ценности являются и важнейшей целью и конечным результатом социальной работы с точки зрения формирования ценностного сознания личности, реализации ее ценности и реализации присвоенных ею ценностей.
Вместе с тем, деятельность в целом может быть представлена как ценностная (аксиатическая или аксиологическая) по сути, поскольку ценности являются неотъемлемой составляющей каждого из ее элементов и, следовательно, ценности являются неотъемлемой характеристикой того процесса, который составляет сущность деятельности. Таким образом, любая деятельность вообще и социальная работа в частности может быть представлена как деятельность по реализации социально и/или индивидуально значимых ценностей.
Социальная работа принадлежит к тем видам профессиональной деятельности, которые существенным образом влияют на судьбу и благополучие личности и общества. Человек – это причина и следствие социальной работы. Человек и его потенциальные возможности являются важнейшим условием, субъектом, объектом и средством осуществления процесса социальной работы. Важнейшим результатом деятельности также являются человек и общество, изменившие и улучшившие в результате социальной работы некоторые свои характеристики. Поэтому очевидно, что социальная работа в обществе организуется и проводится в связи с необходимостью реализации ценности человека, который объективно является (хотя и не всегда осознается) главной социально значимой ценностью. Очевидно, что деятельность предпринимается также в связи с необходимостью реализации ценности общества, вне которого невозможна реализация человека как личности, и которое состоит из людей. Вследствие этого необходимость реализации ценности человека может быть признана важнейшим основанием социальной работы, обусловливающим ее место и роль, цели и задачи, сущность и содержание, основные направления и формы в обществе, а ценность человека – высшей ценностью.
Вне человека и общества процесс социальной работы невозможен и бессмыслен. Человек и общество поэтому становятся не только объектами социальной работы, но и ее важнейшей движущей силой, вследствие чего приобретают статус неизменных, необходимых элементов социальной работы, ее высших ценностей. С другой стороны, социальная работа проводится обществом не только с целью обеспечения безопасности общества и человека, но и с целью их развития и совершенствования, обеспечения условий для достижения ими блага, т.е. основание всей деятельности является человек как член общества и общество как совокупность людей и их разнообразных отношений. Это также свидетельствует о том, что важнейшими из ценностей, реализация которых осуществляется в процессе социальной работы, являются человек и общество. Таким образом, ценность человека и общества, необходимость реализации этих ценностей, становятся смыслообразующим основанием социальной работы. Социальная работа имманентно осуществляется человеком и обществом в интересах человека и общества с целью реализации их ценностей, создания для этого необходимых условий.
Человек является основным субъектом и объектом, прямо или опосредованно представленным на всех этапах, во всех аспектах и ситуациях социальной работы и, будучи подверженным интегративному влиянию общества, оказывает, в свою очередь, на него ответное влияние. От того, каким является этот человек, каковы, с одной стороны, его ценностные ориентации, установки, потребности и т.п., и с другой - его возможности и способности, права и обязанности, зависит результат воздействия общества на человека и человека на общество, а значит, и состояние общества и человека, их взаимосвязей и отсюда - возможность реализации гуманистического идеала. Объективно позитивные и осознаваемые как позитивные ценности, идеалы, установки и т.п. в общем случае могут не совпадать, вследствие чего основным направлением и целью социальной работы, ее имманентным смыслом следует считать воздействие в первую очередь на человека с целью формирования у него таких личностных качеств, которые обеспечат выработку социально одобряемых и объективно ценных форм его жизнедеятельности и мышления, соответствующих гуманистическим представлениям о благе общества и самого человека и обусловливающим деятельность, направленную на его достижение. Значит, человек - важнейшая ценность и цель социальной работы общества.
Можно сделать вывод, что основными ценностями социальной работы, присутствующими на любом из ее этапов, в любом из ее аспектов и направлений, хотя и не всегда осознаваемыми, являются человек и общество, их благо, совершенствование и развитие. Эти ценности в каждый конкретно-исторический момент времени в конкретном обществе в зависимости от наличных условий жизнедеятельности человека и общества, состояния и уровня развития общественного и индивидуального сознания могут быть представлены в различных формах и сочетаниях, наполняться различным содержанием и, соответственно, по-разному осознаваться и интерпретироваться общественным и индивидуальным сознанием, поскольку, как известно, ценности в различных условиях не тождественны самим себе.
Вопрос
Одной из высших ценностей является идеал (от греч. idea) – образец, норма, представление о высшем итоговом совершенстве, высшая цель стремлений. Создание, конструирование идеала – всеобщая форма специфически человеческой жизнедеятельности. Идеал имеет двойственную природу: с одной стороны, он содержит в себе настоящее в виде противоречия, требующего своего разрешения, с другой стороны, он воплощает в себе желаемое будущее, являясь в этой связи универсальной ценностью. Он отражает конкретно-исторический тип сознания человека и в то же время сам является отражением его ценностных ориентаций. В связи с постоянным развитием общественных отношений, разрешение одного противоречия, т.е. реализация цели и разрешение противоречия, становится предпосылкой и условием возникновения новой потребности и новой цели, выдвижения нового идеала. В идеалах действительность отражается специфическим образом: они обращены в будущее, на создание новой действительности, исключающей существующие в настоящем противоречия, и в то же время содержат в себе потенциал осознаваемых в будущем противоречий. В связи с этим идеал не является вечным, неизменным и абсолютным.
Двойственность природы идеала выражается также и в том, что он требует своего обоснования и оценки, поскольку желаемое и планируемое будущее не обязательно должно быть (и как показывает историческая практика, не всегда бывает) лучше уже имеющегося. Любой идеал как образ желаемого будущего состояния системы должен пройти теоретическое обоснование, во-первых, на соответствие понятию «идеал» вообще, т.е. на его способность выполнять присущие идеалу функции и обладать соответствующими свойствами, характеризующими его как высшее благо и, во-вторых, на соответствие объективным представлениям о желаемом будущем. С другой стороны, идеал сам содержит в себе оценочные критерии по отношению к настоящему, отрицая его самодостаточность и совершенство, раскрывая его противоречия и экспонируя потенциал совершенствования.
Содержание и функционирование идеалов обусловливается не только спецификой объекта, но и представлениями о действиях, которые необходимо предпринять, условиях, которые необходимо создать, средствах, которые необходимо применить для того, чтобы идеал был реализован.
Важной особенностью идеала является то обстоятельство, что в качестве важнейшего средства и условия его реализации выступает социальный субъект, физические и духовные силы самого человека как активного члена социума. В отличие от животного человек перед началом деятельности мысленно представляет себе желаемый итог деятельности – идеальный образ конечного результата. В то же время наличие мыслительного образа – идеала, соответствующего представлениям человека о совершенстве – дает возможность сравнить наличную действительность с желаемой и дать ей неудовлетворительную оценку. Соответствующим образом организуется подготовка к деятельности и собственно деятельность человека, направленная на получение этого результата – она становится целесообразной, причем содержание цели определяется в соответствии с идеалом. Можно назвать основные функции идеала: оценочно-сравнительная, программно-ориентирующая, деятельно-практическая. Благодаря этим функциям идеал реализует свою сущность, а конструирование идеала становится важнейшим фактором развития личности и общества, совершенствования условий их жизнедеятельности.