Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы

Хотя хорошими социальными работниками могут стать люди с разными интере­сами, умениями и возможностями, тем не менее существует несколько основных характеристик, требующихся для этой профессии.

1. Знания, необходимые для оказания профессиональной помощи и услуг от­дельным лицам, группам, организациям или обществу. Это знания о поведе­нии человека, социальной политике и программах, ценностях и этике, о спосо­бах выработки оценки собственной практики.

2. Навыки анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо оказать ее.

3. Поддержка таких ценностей, как гуманность, справедливость, самоопределе­ние, конфиденциальность, антидискриминация и честность в профессиональ­ной деятельности.

4. Сознательное и разумное использование собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных це­лях.

5. Признание и принятие того факта, что часто один человек должен брать на се­бя ответственность за создание новых организаций и общественных институ­тов, если они необходимы для всех.

6. Глубокая и искренняя заинтересованность в клиентах и работе с ними.

7. Настрой на работу в трудных условиях и решение сложных социальных про­блем.

Очевидно, что перечисленные качества будут по-разному проявляться в различ­ных ситуациях. Сегодня практикующему социальному работнику, чтобы решить проблемы клиентов, необходима масса различных умений.

В процессе подготовки социальных работников било многое сделано для того, чтобы дать людям общие знания и умения на уровне высшей школы, которые за­тем совершенствовались бы в процессе непрерывного образования. Социальный работник в своей профессиональной деятельности может выполнять разные со­циальные роли: защитника интересов клиента, педагога, посредника, организато­ра в общине, медика, консультанта, администратора, эксперта по вопросам поли­тики. Предполагается, что во время учебы студенты будут иметь возможность развивать умения, необходимые в исполнении нескольких ролей, но прежде они должны иметь возможность узнать о них и ознакомиться с ними на практике. Для этой цели необходимо организовывать практическую работу под наблюдением хороших наставников (супервизоров) в действующих социальных агентствах.

Психологическое консультирование в социальной работе

Консультирование занимает важное место в социальной работе. Так, автор одного из практических руководств по практике социальной работы, изданного Британ­ской ассоциацией социальных работников в качестве учебника, В. Колшед в главе, посвященной консультированию, приводит следующий перечень качеств эффек­тивного консультанта (Соulshed, 1991, р. 45):

1. Эмпатия, или понимание, — усилие увидеть мир глазами другого человека.

2. Уважение — такое отношение к другому человеку, которое подразумевает веру в его способности справиться с проблемой.

3. Конкретность, или способность быть определенным и точным, — способ ком­муникации с другим человеком, при котором имеет место все углубляющаяся ясность в отношении своих высказываний.

4. Знание себя и принятие себя, а также готовность помочь в этом другому.

5. Подлинность — способность быть настоящим во взаимоотношениях.

6. Конгруэнтность — совпадение того, что сообщается вербально, с языком тела.

7. Непосредственность («immediacу» — способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) — работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент, как с приме­ром того, что имеет место и в повседневной жизни клиента.

Все больше специалистов, занимающихся теорией психотерапии и консульти­рования, склоняются к мнению, чтокачество межличностных отношений между клиентом и психотерапевтом или консультантом является более важным фактором, чем то, какую именно философию, метод или технику исповедует и использует помощник: консультант или психотерапевт. Это было продемонстрировано как для консультирования, так и для психотерапии и обучения (Аsру, Rоеbuск, 1977).

В ряде исследований показано, что между эффективностью психотерапии и качествами, проявляемыми психо­терапевтом, существуют более сложные взаимоотношения, но в целом фактически все авторы согласны с тем, что существует взаимосвязь между эффективностью помощника и его эмпатией, уважением к клиенту и подлинностью его поведения. Эти исследования также пролили свет на ряд других факторов, которые обсужда­лись в научной литературе как имеющие возможное влияние на эффективность психотерапии (в данном случае речь шла только о психотерапии,а не о помощи). Они показали, что:

• наличие того факта, что сам психотерапевт прошел курс собственной психоте­рапии, не является гарантией эффективности психотерапии;

• пол и национальность (расовая принадлежность) не связаны с эффективно­стью психотерапии;

• ценность степени опытности психотерапевта как фактора, обусловливающего эффективность психотерапии, весьма дискуссионна: по крайней мере было по­казано, что человек не обязательно является более успешным психотерапев­том, если у него имеется больше психотерапевтического опыта;

• психотерапевты, которым присущи собственные эмоциональные проблемы, ча­ще являются менее эффективными в работе;

• помощники более эффективны в тех случаях, когда они имеют дело с клиента­ми, разделяющими их собственный жизненные ценности.

По поводу предпоследнего положения заметим, что, но данным американских исследований, для эффективных психотерапевтов является характерным некото­рый прошлый опыт личностной боли, однако этот опыт не должен непроизвольно актуализироваться в процессе работы с клиентом. Очевидно, что именно неполез­ность такой актуализации травматического опыта терапевта и проявилась в при­веденных результатах, но это никак не означает, что психотерапевт или консультант как-то выделяется свои исключительным «психическим здоровьем» и отсутстви­ем эмоциональных проблем по сравнению с другими.

В целом подобного рода исследования отмечают существование того феноме­на, что помощник и клиент могут подходить или не подходить друг другу: никто не может быть эффективным помощником для любого и каждого клиента. Однако остается невыясненным то, каким образом можно обеспечить данное совпадение клиента и психотерапевта для максимальной эффективности психотерапии. Не­которые авторы (например, Nelson – Jones, 1983) считают, что консультанту недо­статочно быть только заботящимся и понимающим: он также должен обладать на­выками эксперта.

Ряд публикаций посвящен развитию навыков консультирования. Спискиэтихнавыков еще более различаются, чем списки качеств «эффективных консультан­тов», и доходят до 45 пунктов. Во многих подобных работах, даже посвященных консультированию в социальной работе, где позиция консультанта является априорно более активной, чем в других видах консультирования, подчеркивается, что наиболее важным является «позволение людям услышать самих себя» (Соulshed, 1991, р. 46). Напомним, что этот принцип был открыт Фрейдом и описан им через известную метафору о том, что психоана­литик является «зеркалом пациента». Параллель с принципами техники психоана­лиза не случайна: мы можем продолжить нахождение соответствий между описаниями проявления контрпереноса и следующими умениями профессионального консультирования (там же, р. 49):

• предоставлять человеку возможность закончить говорить без реагирования со стороны консультанта;

• точно отражать и воссоздавать содержание беседы и чувства;

• перефразировать сказанное другим;

• подытоживать этап интервью так, чтобы продвинутьбеседу дальше;

• прояснять собеседнику свою собственную роль;

• использовать открытые вопросы;

• использовать суфлирование так, чтобы способствовать продвижению собесед­ника вперед в его повествовании;

• создавать безопасные условия для разворачивания чувств собеседника;

• предлагать экспериментальное (т. е. идущее от реального, а не воображаемого опыта) понимание проблемы, ситуации;

• чувствовать, как другой человек воздействует на консультанта;

• быть толерантным к молчанию;

• контролировать свою собственную тревогу и расслабляться; *

• фокусироваться на «здесь и теперь» так же легко, как и на «там и тогда»;

• определять направление и держать фокус в ходе беседы;

• регистрировать проявления амбивалентности, непоследовательности и уметь противостоять им при необходимости;

• находить и ставить общие цели;

• быть толерантным к болезненным темам;

• генерировать и обсуждать альтернативные планы действий;

• оценивать затраты и выигрыш в случае достижения цели;

• начинать, продолжать и заканчивать каждую сессию и весь контакт в целом.

Интересной представляется и научная дискуссия о том, являются ли психоте­рапевтические и консультативные отношения специфическим видом межлично­стных отношений или нет. В рамках гуманистического и клиент-ориентированного подходов считается, что психотерапияне «является специфическим видом взаимоотношений, отличным от отношений, которые имеют люди в их повседнев­ной жизни» (Rоgеrs, 1957, р. 135). Этот взгляд разделяют и другие специалисты, занимающиеся вопросами теории помощи в широком смысле этого термина. Так, Л. Бреммер считает, что «отношения помощи имеют много общего с дружбой, се­мейными взаимоотношениями, отношениями с пастором. Все они направлены на удовлетворение основных потребностей человека, и, будучи сведены к своим основным компонентам, все они выглядят достаточно сходными» (Brammer, 1973. р. 51). Эту позицию разделяют Дж. Эган (Еgаn, 1975), который создал свои тренинговыe программы для эффективных межличностных взаимоотношений; Р. Кархаф и Б. Беренсон (Carkhuff, Berenson, 1976, р. 72), которые считают консульти­рование «образом жизни»; И. Иллич с соавторами (Illich.et al, 1977), которые выражают обеспокоенность тем, что в связи с ростом армии специалистов по кон­сультированию люди теряют способность и привычку оказывать психологическую помощь друг другу; М. Скалли и Б. Хопсон, которые подчеркивают, что консуль­тирование является «только набором убеждений, ценностей и стратегий поведе­ния, которые должны быть все в большей степени присущи обществу в целом» (Sса11у, Норsоn, 1979, р. 98). Ряд теоретиков и практиков считают необходимым осуществить «демистификацию» помощи и консультирования.

Каждый человек, берущийся оказать помощь другому, должен иметь опреде­ленную модель того, что он собирается делать, даже если эта модель почти не сформулирована им самим для себя. Цели помощи должны быть определены, не­смотря на то что они могут существенно меняться в процессе оказываемой помощи и варьировать в широком диапазоне: от помощи клиенту почувствовать себя лучше до научения его оказывать психологическую помощь самому себе. Для помощни­ка крайне важно осознавать ценности, лежащие в основе его профессионального поведения, а также идеологическую и философскую подоплеку оказываемойимпомощи. Л. Бреммер (Вгаmmег, 1973) считает, что помощник при построении сво­ей собственной теории помощи проходит три стадии. На первой стадии он отра­жает и перерабатывает личный опыт, начинает осознавать свои ценности, нужды и потребности, стиль коммуникации и характер воздействия на окружающих. За­тем или наряду с этим он изучает труды других теоретиков и практиков и то, как они осознавали свой личный опыт и использовали его для построения собствен­ных теорий. II в завершении помощник объединяет первое и второе в свою уни­кальную теорию. (Необходимо заметить, что эта последняя теория является не только теорией помощи другим, но и собственной теорией себя.)

Вместе с тем усилия теоретиков и практиков были направлены и на создание некоторых общих описательных моделей помощи. Так, Р. Кархаф распространил идеи К. Роджерса относительно психотерапии на помощь в целом. Он описал три стадии помощи — когда клиенту помогают: а) исследовать, б) понимать и в) дейст­вовать, а также навыки, необходимые помощнику на каждой из этих стадий (Сагкhuff', 1974). А поскольку эти навыки являются в основе своей не только профес­сионально важными, но и важными для эффективного образа жизни вообще (на чем автор принципиально настаивает), то лучшим способом помощи человеку он считает систематическое и прямое обучение навыкам работать, учиться, строить отношения с людьми, вести нормальный образ жизни: «Главной задачей помощи является наведение моста через пропасть между уровнем навыков помощника и уровнем навыков получающего помощь» (Сагкhuff', Ветеnson, 1976, р. 81). Для не­го помощь эквивалентна обучению (в этом его модель сходна с бихевиоральными моделями), но обучению тем навыкам, которые дадут людям способность в боль­шей степени контролировать собственную жизнь.

Л. Бреммер создал интегральную, эклектическую модель, близкую к модели Р. Кархафа, расширив ее до восьми стадий:

а) вхождение в проблему,

б) классификация,

в) структурирование,

г) построение взаимоотношений,

д) исследование,

е) консолидация,

ж) планирование,

з) завершение.

Он также выделил семь кластеров навыков, важных для «понимания себя и дру­гих» (Вгаmmег, 1973).

А. Ивой предложил модель, названную им«микроконсультирование»; ее осо­бенностью является детальная разработка составных элементов консультативных навыков и создание тренинговой программы для обучения этим элементам через просмотр видеозаписей, затем моделирование и практикование (Ivеу, 1971). Н. Ка­ган с соавторами (Каgan еt а1., 1967) также разработали микроконсультативную модель, ставшую одной из наиболее популярных в Америке в качестве тренинге" вой; ее отличительной чертой являются проводимые с супервизором сессии, на ко­торых помощник и получающий помощь обсуждают совместно пережитый в про­цессе консультативной помощи опыт. Возможно, самой влиятельной и широко используемой после модели Р. Кархафа стала модель Дж. Эгапа (Еgan, 1975), в ко­торой нетрудно заметить сходство с концепцией Р. Кархафа. Она включает пред­варительную стадию, предшествующую собственно помощи и требующую от по­мощника проявления навыков заботы и внимания к получающему помощь. Затем следуют стадии:

1) реакции на запросы другого и исследования самого себя;

2) интегративного понимания и динамического (т. е. меняющегося и углубляю­щегося в ходе процесса) самопонимания;

3) содействия в осуществлении целенаправленных действий и собственно дейст­вий (первой в каждой строке является цель, которую преследует консультант, а второй — которую преследует клиент).

Л. Лоугари и Т. Рипли (Lougary, Ripley 1977) продолжили тенденцию демистификации консультирования, предложив простую схему помощи (см. рис.), ко­торая может быть адресована непрофессиональным помощникам наряду с про­фессиональными.

Средства помощи включают в себя информацию, идеи и навыки (такие, как, например, слушание и отражение опыта). Стратегии — это планы того, как исполь­зовать средства, и первым шагом всегда является перевод формулировки проблемы в формулировку желаемого исхода. Четырьмя позитивными исходами являются: Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы - student2.ru

Модель помощи по Л. Лоугари и Т. Рипли (Lougary, Ripley, 1977)

Наши рекомендации