Диагностический комплекс контроля состояния технических объектов железнодорожной инфраструктуры «ЭРА»
Разработка и внедрение автоматизированной системы комплексного анализа состояния инфраструктуры и планирования ремонтов на основе мониторинга инфраструктуры с использованием автоматизированных средств диагностики является давно назревшей технической задачей, решение которой непосредственно направлено на повышение безопасности движения поездов, наращивание объёмов перевозок и минимизацию издержек на содержание инфраструктуры. Такая система может базироваться только на комплексе объективных данных диагностики, характеризующих как одномоментное, текущее состояние инфраструктуры, так и его изменение во времени. Это позволит увидеть реальную жизнь железной дороги в целом, как сложного инженерно – технического сооружения, и принять взвешенные решения по оптимизации её содержания.
В настоящее время для улучшения качества мониторинга спроектирован диагностический комплекс контроля состояния технических объектов железнодорожной инфраструктуры – АДК – И «ЭРА». Он позволяет измерять и оценивать свыше 120 различных параметров объектов инфраструктуры. При этом в комплексе реализованы новые системы, существенно расширившие спектр диагностики. Контроль параметров поперечных сечений рельсов, георадиолокация земляного полотна, изменение габаритов мостов, тоннелей, приближения строений, очертаний балластной призмы и земляного полотна, короткие неровности на поверхности катания, продольный профиль и т.д.
Системы видеонаблюдения и видеоконтроля, которыми оборудованы вагоны комплекса, во время проезда фиксируют состояние рельсов, элементов контактной сети, переездов, мостов, насыпи, пути в целом и прилегающей к нему территории с привязкой к железнодорожной координате и ко всей остальной измерительной информации. Выходные данные комплекса позволяют приступить к построению высокоточной цифровой модели пути.
Рис. . Двухвагонныйдиагностический комплекс АДК-И «ЭРА».
Системы комплекса одновременно оценивают положение контактного провода (до четырех одновременно) по высоте и в плане, как под нагрузкой токоприемника, так и без нагрузки. Ведется тепловизионный контроль состояния контактной сети, контроль расстояния от оси пути до опор контактной сети, расстояния от контактного провода до стержняосновного фиксатора, отходящих ветвей, напряжения контактной сети и многого другого.
Комплекс так же контролирует и диагностирует путевые устройства АЛС, САУТ, системы КТСМ, проверяет параметры систем радиосвязи и передачу данных по радиоканалу. Для обеспечения полной автоматизированной координатной привязки комплекса наряду с автономными функциями используется спутниковая навигация – ГЛОНАСС/GPS. Комплекс оснащен системами дистанционной передачи данных, единой информационной сетью и базами данных.
На вагонах комплекса предусмотрены зоны для сопровождающих,оснащенные демонстрационными мультимедийными системами, позволяющими на любом вагоне контролировать действие всех систем измерения и оценки, каждого рабочего места, в том числесистем видеонаблюдения обоих вагонов.
Характерной особенностью двухвагонного комплекса, отличающей его от аналогов, является то, что каждый из вагонов-лабораторий может работать автономно, по своему графику. Один из вагонов – КВЛ-П2.1 – осуществляет расширенный контроль состояния пути (геометрия пути, состояние рельсов, балластной призмы и земляного полотна), а другой – КВЛ-АРКС –обеспечивает функции контроля состояния контактной сети, систем автоматики и радиосвязи. Особенно важно, чтопри такой функциональной насыщенности комплекса обслуживается он минимальным составом экипажа. Это обеспечивается за счет высокой степени автоматизации, как в режиме получения данных, так и в режимах обработки и оценки. Опасные отступления передаются наземным службам незамедлительно по радиоканалу при помощи подсистемы дистанционной передачи данных.
В начале 2009 г. комплекс успешно прошел все испытания, сертифицирован и принят к серийному производству. Он стал результатом многолетней научно-технической деятельности НПЦ «ИНФОТРАНС», воплотил в себе все самые передовые решения и технологии и позволяет получать всестороннюю объективную информацию о реальном состоянии ж.д.пути и инфраструктуры.
Основные параметры измерений комплексом «ЭРА» представлены на рисунках ---------.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ