Принципы реализации программы
ПРОГРАММА
ЛЕТНИХ СМЕН 2015 ГОДА
В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ «МОРСКАЯ ЗВЕЗДА»
Авторы программы:
1)Коллектив педагогического отряда ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»
2)Соловьева Светлана Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева»
3)Антонова Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева»
4)Александрова Анна Витальевна, специалист по учебно-методической работе 1 категории отдела творческих инициатив ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева»
Место проведения:ООО «Детский оздоровительный комплекс «Морская звезда»
Возраст участников:8 – 17 лет.
Срок реализации программы:21 день.
Актуальность программы
Что может быть прекраснее в жизни ребенка? Каникулы! Но просто отдыхать и ничего не делать может показаться скучным довольно скоро. «Полезный» отдых – это совпадение интересов родителей и детей. Что волнует родителя во время каникул? Здоровье ребенка, его настроение и безопасность, а, кроме того, очень хочется, чтобы он научился чему-то важному и повзрослел, смог постоять за себя в жизни, достигать поставленной цели и преодолевать трудности. Что волнует ребенка? Чтобы не было скучно, чтобы появились верные друзья, чтобы не было похоже на школу…
В связи с этим становится очевидной необходимость правильно организованного летнего отдыха детей. Это и расширение для ребенка поля социального взаимодействия, изменение поля общения как со взрослыми, так и со сверстниками; реализация интересов, способностей, возможностей ребенка; получение ребенком нового опыта в организации собственного досуга; оздоровление (физическое, психологическое, социальное, духовное) ребенка.
Цель программы
Содействие укреплению психического и физического здоровья детей, воспитание морально-волевых качеств, формирование навыков культуры поведения, социально-грамотного взаимодействия, укрепление интереса и склонности детей к занятиям спортом.
Задачи программы
1. Обучающие:
- формирование социальных знаний, умений и навыков через организацию активной досуговой деятельности;
- формирование ценности здорового образа жизни.
2. Развивающие:
- развитие интересов и духовно-творческих возможностей каждого ребенка через организацию активной досуговой деятельности;
- укрепление и восстановление психического и физического здоровья;
- создание условий для выбора сферы социальной деятельности и подготовки к этой деятельности.
3. Воспитательные:
- педагогическая коррекция социального поведения, активное вовлечение ребенка в межличностные отношения;
- профилактика асоциального поведения, обогащение нравственного опыта ребенка при помощи педагогически организованных ситуаций (индивидуальных бесед, отрядных дел и других);
- обеспечение положительного психоэмоционального самочувствия личности;
- формирование активной жизненной позиции, чувства ответственности за порученное дело, дисциплинированности.
Ценность программы
1) Игровой сюжет смены создает атмосферу заинтересованности каждого ребенка, что позволяет легко и эффективно реализовать цель и решить задачи поставленные авторами программы.
2) Психологический тренинг «Я и социум», разработанный коллективом педагогического отряда, под руководством кандидата педагогических наук Т.В. Антоновой позволяет сформировать необходимые знания, умения и навыки поведения в обществе.
3) Все мероприятия носят обучающий характер, что позволяет в условиях каникулярного времени продолжить воспитательный процесс детей.
В программу включены:
- психологические тренинги, экспресс-методики, выявляющие лидеров, тест на исследование самооценки, организация процесса интенсивного знакомства (игры для знакомства, игры на сплочение, коммуникативные игры, флэш-моб), для корректировки воспитательного процесса применяются методика «Цветопись» (А. Лутошкин), тест «Вырази свои эмоции»;
- беседы-инструктажи о правилах поведения детей в условиях детского оздоровительного лагеря;
- тематические развивающие спортивные игры: «Зеленая метка», «Джунгли зовут!», «Единство», «Сафари», «Прикольная Олимпиада», «Олимпия Морской звезды» и др.;
- развлекательно-познавательные игры и творческие конкурсы: «Лучшая легенда «Морской звезды», «Летучий корабль», «Мистер Робинзон», «Мисс «Морская звезда», конкурс-дефиле, презентация отрядов и др.;
- сюжетно-ролевые игры: «Давайте познакомимся!», «Карлики-великаны», «День Св. Валентина», «День наоборот». «День Нептуна», «Ярмарка».
принципы реализации программы
Для успешной реализации программы используется определённая группа принципов, составляющих целостную и неделимую основу программы.
1. Соотнесение педагогическим коллективом лагеря в постоянно развивающемся партнерском диалоге социального заказа и ожиданий ребенка, его родителей. Данный принцип означает что педагогический коллектив берет на себя труд аккумулировать требованиями государства в сфере образования, молодежной политики, здравоохранения.
2. Педагогическое регулирование коллективной и групповой жизнедеятельности для развития индивидуальности ребенка. Позволяет с помощью индивидуально-группового творчества в области формирования связей, отношений, целей, норм, правил задавать уровень и качество жизнедеятельности, стимулировать реализацию потенциала ребенка, группы, коллектива.
3. Признание ребенка субъектом деятельности, общения и отношений. Ребенок рассматривается не как субъект внешнего воспитывающего воздействия, но как субъект, принимающий активное участие в создании сценария своего пребывания в лагере. Взрослый с помощью ограждающего, нейтрализующего, стимулирующего, координирующего и др. видов педагогического регулирования помогает ребенку осознать свои потребности и ожидания, найти соответствующие им цели и возможности, привлечь к их достижению партнеров и товарищей. Тем самым у ребенка в этом процессе формируется позитивный образ самопознания себя и других, укрепляется стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
4. Опора на отношения сотрудничества. Сотрудничество предполагает совместное с детьми определение целей деятельности, планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов, а затем прогнозирование новых задач.
Принципиальные основы деятельности вожатого:
- безопасность - обеспечение безопасности ребёнка;
- компетентность - достоверность предлагаемой информации, привлечение специалистов;
- единство - организация совместной деятельности «вожатые - дети»;
- системность - продуманная, логичная система вовлечения детей и подростка в ту или иную деятельность.
Принципиальные основы деятельности ребенка:
- свобода - добровольное включение ребёнка в разнообразные виды деятельности;
- индивидуальность - реализация личных способностей ребёнка;
- значимость - ребёнок может найти для себя виды деятельности, которые приведут к наиболее значимым для него результатам.
Кадровое обеспечение
Подбор кадров осуществляется из числа сотрудников и студентов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева.
Одним из важнейших моментов кадрового обеспечения является наличие специалистов: педагога-организатора, педагогов дополнительного образования, педагога по физическому воспитанию, инструкторов по плаванию, обеспечивающих реализацию программы.
При определении состава педагогической команды учитываются следующие параметры:
· высокий уровень профессионализма;
· знание специфики работы в детском оздоровительном лагере;
· коммуникативная культура;
· заинтересованность.
Необходимым условием работы в лагере по данной программе является обязательное прохождение студентами курса подготовки «Школа вожатского мастерства» через инструктивно-методические сборы с привлечением разнообразных специалистов.
На всех этапах реализации программы осуществляется общий контроль педагогической деятельности.