Принципы и подходы к формированию и реализации Программы

Программа разработана в соответствии с основными принципами и ценностями личностно-ориентированного образования, которые позволяют эффективно реализовать поставленные цели и задачи.

В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно ­ деятельностный подходы к развитию ребенка, который предполагает:

· полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;

· индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

· содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

· поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;

· партнерство с семьей;

· приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

· формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

· возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

· учёт этнокультурной ситуации развития детей.

· обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.

Учитываются также возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для детей дошкольного возраста это:

· игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры);

· коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

· познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);

· самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);

· конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

· изобразительная (рисования, лепки, аппликации);

· музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);

· двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

· уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

· использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

· построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

· поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

· поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

· возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

· защита детей от всех форм физического и психического насилия;

· поддержка педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках реализации Программы создаются необходимые условия для:

· диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;

· оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих воспитанников языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ОВЗ.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательной организации

МДОБУ «Муринский ДСКВ №1» обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух лет до прекращения образовательных отношений.

В Учреждении 12 возрастных групп для детей раннего и дошкольного возраста.

Группы Направление деятельности Количество Возраст
Группы общеразвивающей направленности для детей раннего и дошкольного возраста.   Осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования 10 групп От 2 до 7 лет
Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР Осуществляется реализация Образовательной программы дошкольного образования и адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи 2 группы От 5 до 6 лет

Разделение детей на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка и позволяет более эффективно решать задачи по реализации Программы дошкольного образования с детьми, имеющими сходные возрастные характеристики.

Предельная наполняемость групп общеразвивающей направленности определяется согласно СанПин 2.1.4. 3049-13. исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты:

· для групп раннего возраста (от 2-х до 3 – х лет) не менее 2.5 кв. метров на одного ребенка, фактически находящегося в группе;

· для групп дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) не менее 2-х кв. метров на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

Количество детей в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР (от 5-ти до 7-ти лет) не менее 2-х кв. метров на одного ребенка, фактически находящегося в группе.

Комплектование групп определяется:

· Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования;

· Порядком комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений Всеволожского района Ленинградской области;

· Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами;

· Уставом МДОБУ «Муринский ДСКВ №1» п. Мурино.

Контингент воспитанников с ТНР в группах компенсирующей направленности определяется на основе заключения территориальной психолого -медико –педагогической комиссии о необходимости создания условия для получения ребенком дошкольного образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Наши рекомендации