Первичный фонематический слух развивается к 3 годам, когда ребенок может различать звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки

Необходимо специальное обучение, чтобы ребенок мог:

♦ производить звуковой анализ слова;

♦ устанавливать порядок звуков в слове.

Первичный фонематический слух развивается к 3 годам, когда ребенок может различать звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки - student2.ru

Рис. 2.Возможные виды активизации ребенка в его обучении общению

Развитие навыка слухового восприятия речи представляет собой сложный процесс, который связан с развитием всей познавательной деятельности ребенка, накоплением им жизненного опыта, усвоением языка, формированием произношения. Надо иметь в виду, что иногда у детей отмечается недостаточный уровень развития слухового восприятия. Степень выраженности отклонений может быть различной: от плохого слухового сосредоточения до тяжелых нарушений. Причинами таких отклонений могут

быть:

♦ возрастные особенности формирования слухового восприятия;

♦ педагогическая запущенность, дефекты общения, допущенные при воспитании ребенка;

♦ эмоциональные, интеллектуальные, речевые нарушения;

♦ физические нарушения органов слуха, их функций, снижение слуха.

Родители должны обратить внимание на некоторые моменты формирования фонематического слуха.

♦ Как ребенок реагирует на тихие звуки, выделяет ли одни звуки на фоне других?

♦ Различает ли близкие по звучанию слова, не переспрашивает ли?

♦ Всегда ли правильно понимает читаемый взрослым текст, в частности различает ли в нем предлоги?

♦ Как ребенок слушает музыку? Сосредотачивается ли на ее слушании? Оказывает ли музыка должное эмоциональное, эстетическое твоздействие?

♦ Есть ли трудности в восприятии устной речи на слух?

♦ Если ребенок недостаточно различает отдельные звуки, то он в результате так же неточно их произносит, и тогда на этапе обучения грамоте (чтению и письму) возникают трудности.

Для развития слухового восприятия необходимы звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковыми сигналами, музыкальные игрушки, аудиокассеты с записями художественных текстов и детских песен. Однако сами по себе эти средства проблемы не решат, если взрослые не научат ребенка слушать их звучание.

Занятия по развитию слухового восприятия должны проводиться при отсутствии посторонних шумов, чтобы не было лишнего слухового напряжения, не возникла усталость, не рассеивалось внимание и др. В процессе общения с ребенком следует внимательно его выслушивать, не перебивая даже в случае допущения им ошибок в речи. Но обязательно неверно употребленное слово произнести правильно, попросить ребенка его повторить.

Перед тем как сказать что-то ребенку, создайте у него установку на слушание: «послушай внимательно, что я скажу» (или «как я говорю»),«выслушай до конца» и т. п. Такие напоминания о необходимости вслушивания в речь очень важны в процессе различных видов деятельности(когда ребенок должен понять правила и содержания игры, конструирования, рисования).

Родителям следует помнить, что их речь является образцом для подражания. Имеет значение и ее громкость. И очень громкая, и очень тихая речь быстро утомляет ребенка.

Упражнения и игры по развитию слухового восприятия имеют различную направленность.

1. Игры, развивающие восприятие интенсивности звучания:«Найди игрушку», «Громко — тише — тихо» (услышав громкие звуки, ребенок бегает, прыгает; при тихих звуках он идет на носочках).

2. Игры, развивающие умение определять длительность звучания.В ответ на краткое звучание музыкальной игрушки ребенок рисует короткие полоски, а в ответ на длительное — длинные.

3. Игры, развивающие восприятие темпа звучания.Ребенок должен слушать звучание музыкального инструмента то в быстром, то в медленном темпе.

4. Игры, развивающие понимание значения звуковокружающего мира, направлены на установление связи звука с другими свойствами предмета. Расширяется представление детей о животных (об их голосах), о природных объектах (различных шумах, связанных с ними), происходит установление причинно-следственных связей («Почему сигналит машина?»).

5. Игры, устанавливающие связь предмета с их звуками.В их ходе задаются вопросы типа: «Угадай, кто это?», «Что это звучало?», «Это был голос какого животного?» и т. д.

6. Игры и упражненияпо развитию речевого слуха могут включаться во многие бытовые и игровые ситуации. Вначале это игры, направленные на развитие слухового внимания, на умение различать речь и пение («Будь внимателен»). Затем — игры на умение соотносить звуковой и другой образ предмета («Лото», «Домино»).

Для развития слухоречевой памяти можно использовать игры «Запомни слово», «Бывает — не бывает».

Для развития слухового внимания, речевого слуха и слухоречевой памяти важно учить ребенка слушать сверстников, а не только взрослых. Этому способствуют такие игры, как «Испорченный телефон»,«Эхо».

Восприятие интонационно-мелодической стороны речи имеет большое значение для понимания смысловой стороны прочтенного, для определения существующего в нем подтекста. Поэтому необходимо фиксировать внимание ребенка на интонации, с которой произносятся слова, фразы, особенно в стихотворной речи.

Для формирования звуковой стороны речи важно улучшение фонематического слуха, умение воспринимать звуки в слове, определять их количество, последовательность («Кто назовет слово с наибольшим количеством звуков?»), умение определять место и роль ударения («Найди пару»), количество и последовательность слогов («Магазин»).

В результате целенаправленной, систематической работы развитие слухового восприятия ребенка может стать также средством его умственного развития, формирования речи и коммуникативных способностей.

В дошкольном возрасте общение осуществляется в связи с развитием следующих функций речи:

♦ коммуникативной;

♦ планирующей;

♦ знаковой (см. рис.1).

Коммуникативная функция речиразвивается еще в раннем детстве. Но общение в этот период происходит по поводу окружающей действительности.

Ситуативная речь понятна участникам ситуации и не понятна тем, кто не знает, о чем ранее шла речь, так как подлежащие заменяются местоимениями: он, она, они. Кроме того, ситуативная речь изобилует наречиями, в ней много слов-шаблонов.

Чтобы ребенок осознавал себя, свои действия, он должен отвлечься от конкретно воспринимаемых предметов. Ему необходимо внеситуативное общение. В то же время общение, оторванное от практических действий ребенка, может отрицательно сказаться на его психическом развитии. Поэтому нельзя:

♦ заучивать длинные, непонятные стихотворения;

♦ читать детям нравоучения, так как они остаются пустыми словами;

♦ обучать нормам поведения, основываясь на словах, а не на практике.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить товарищу содержание игры, устройство игрушки и т. д. Объяснительная речь имеет особенное значение:

♦ для развития общения со взрослым и сверстниками;

♦ для коллективных взаимоотношений детей;

♦ для умственного развития.

Объяснительная речь требует последовательности изложения, а также указания на главные связи и отношения в ситуации, которую собеседник должен понять (рис. 9.3).

Первичный фонематический слух развивается к 3 годам, когда ребенок может различать звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки - student2.ru

Рис. 3.Обучение ребенка объяснительной речи

Взрослый в общении с ребенком должен чаще давать ему возможность что-либо объяснить. Объяснительная речь в дошкольном возрастетолько еще начинает развиваться, поэтому ребенку трудно до концавыслушать объяснение взрослого: малыш стремится поскорее начатьигру, отвлекаясь от длинных объяснений.

Планирующая функция речи, сливаясь с мышлением, становится средством планирования и регуляции практического поведения (см. рис. 1 и 4).

Речь ребенка, возникшая во время деятельности и обращенная к самому себе, есть речь эгоцентрическая. Она изменяется на протяжении дошкольного возраста. В ней появляются не только высказывания о том, что делает ребенок (констатация), а и высказывания, предваряющие и направляющие его практическую деятельность.

Первичный фонематический слух развивается к 3 годам, когда ребенок может различать звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки - student2.ru

Рис. 4.Роль взрослого в развитии планирующей функции речи

С возрастом эгоцентрическая речь идет на убыль, интериоризируется, превращается во внутреннюю речь и в такой форме сохраняет свою планирующую функцию.

Несформированность регулирующей функции речиведет к затруднениям школьного обучения.

Знаковую функцию речиребенок усваивает через общение. Под руководством взрослого он в разных видах деятельности открывает для себя связь между знаком и общением. Знак начинает выступать в своем основном качестве — в функции замещения (см. рис. 1).

Слово начинает нести в себе знаковую функцию, выступает как своеобразный знак. Этот знак выступает в определенном значении и используется для хранения и передачи некоторой идеальной информации о том, что лежит за пределами словесного обозначения.

Взрослый, общаясь с дошкольником, постоянно расширяет границы его знаний об окружающем мире. Сначала инициатива в диалоге принадлежит взрослому: он рассказывает, а ребенок слушает, причем часто не очень внимательно. Внимание его проявляется только в вопросах ко взрослому. Познавая окружающий мир, ребенок задает много вопросов, на которые не всякий взрослый сразу найдет нужный ответ:

♦ «Почему днем солнце, а ночью — луна?»;

♦ «Почему девочки ходят в платьице, а мальчики — нет?» и т. п. (рис. 5).

Взрослый становится для ребенка основным источником знаний о событиях, предметах и явлениях, происходящих вокруг. Именно на основе этих вопросов взрослый строит свое общение с ребенком. Взрослый — основной источник знаний ребенка об окру жающем мире.

Первичный фонематический слух развивается к 3 годам, когда ребенок может различать звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки - student2.ru

Рис. 5.Характер детских вопросов с возрастом меняется

Наши рекомендации