Принципы современного семейного права в брачных отношениях
Современное семейное право развитых стран базируется на принципе моногамии — союзе одного мужчины с одной женщиной. Полигамные браки сохраняются лишь в некоторых мусульманских странах.
Законодательство большинства стран провозглашает принцип равноправия супругов в браке. Женщина вправе взять фамилию мужа или сохранить девичью фамилию. Личным отношениям уделяется в законодательстве и судебной практике меньше внимания, чем имущественным.
Принцип взаимного материального содержания супругов выражается, прежде всего, в обязанности мужа содержать жену — независимо от степени ее нуждаемости, трудоспособности и наличия собственных источников средств существования. По мере пересмотра основных положений семейного права меняется и принцип содержания в сторону взаимности супружеского участия. Так же, зачастую декларируется принцип защиты семьи со стороны государства, недопустимость незаконного вмешательства кого-либо в ее деятельность. Поэтому, так же важны принципы свободы и добровольности заключения, а так же расторжения брака.
Все эти принципы находят свое отражение и в отечественном законодательстве, в частности в Семейном Кодексе.
Подходы к организации семейной политики.В современном мире существует несколько подходов к тому, как должна организовываться семейная политика государства.Классификация, приведенная в табл., соответствует классической типологии режимов семейной политики Г. Эспин-Андерсена. Позднее им самим и другими исследователями эта классификация была неоднократно переработана и дополнена.Таблица 2. Классификация Г. Эспин-Андерсена
Модель | Идеологическая направленность | Основной тип поддержек, предоставляемых семье | Меры реализуемой политики | Наличие/ отсутствие данной меры | |
Либеральная / неинтервенционисткая модель (Великобритан я, Ирландия, Швейцария, США, Новой Зеландия) | Политика невмешательства государства; жизнь семьи и ее благополучие как частное дело граждан; поддержка традиционной модели семьи как стратегия уменьшения социального напряжения | Нет четких предпочтений | Семейные пособия | - | |
Налоговые льготы | ++ | ||||
Декретный отпуск | - | ||||
Отпуск по уходу за ребенком | - | ||||
Сервисная поддержка: | |||||
услуги по уходу за ребенком до 3 лет | - | ||||
услуги по уходу за ребенком от 3 до 6 лет | - | ||||
Консервативная / протрадиционная (Бельгия, Франция, Германия, Испания, Португалия, Италия) | Просемейная ориентация; поддержка традиционной модели семьи с мужчиной-кормильцем и женщиной-домохо- зяйкой | Материальная поддержка | Семейные пособия | ++ | |
Налоговые льготы | - | ||||
Декретный отпуск | + | ||||
Отпуск по уходу за ребенком | ++ | ||||
Сервисная поддержка: | |||||
услуги по уходу за ребенком до 3 лет | - | ||||
услуги по уходу за ребенком от 3 до 6 лет | + | ||||
Социально- Демократическая/ проэгалитарная(скандинавская) (Дания, Швеция, Исландия, Финляндия) | Гендерное равенство; эффективное совмещение профессиональных и семейных ролей для мужчин и женщин | Сервисная поддержка | Семейные пособия | ++ | |
Налоговые льготы | - | ||||
Декретный отпуск | ++ | ||||
Отпуск по уходу за ребенком | + | ||||
Сервисная поддержка: | |||||
услуги по уходу за ребенком до 3 лет | ++ | ||||
услуги по уходу за ребенком от 3 до 6 лет | ++ | ||||
В либеральной модели семейной политики благосостояние семьи достигается за счет индивидуальных усилий членов семьи по выполнению своих экономических функций, а так же усилий государства по устранению провалов рынка. Семейная политика направлена на сочетание профессиональной деятельности и семейных обязанностей, помощь государства носит вспомогательный характер и направлена наиболее нуждающимся семьям. Отпуск по уходу за ребенком оплачивается невысоко, однако, в этих странах широко распространены различные, как правило, частные дошкольные учреждения для детей от 3-ех лет и старше. Главная цель таких учреждений – предоставить дошкольникам образование, обеспечивающее детям равенство шансов.
Социально-демократическая (или скандинавская, как её ещё называют) модель семейной политики отводит главную роль государству, поэтому он характеризуется высокой налоговой нагрузкой и высокой долей в бюджете мер на поддержку семей с детьми. Две основные цели модели: усиление позиции семей и при этом – большая личная независимость. Характерны универсальные гарантии дохода, низкая бедность семей с детьми, высокоразвитая система предоставления услуг по уходу за детьми. Широкое распространение и легкий доступ к различным формам дошкольного и школьного ухода. Поддержка семей с детьми до трех лет предоставляется либо в форме отпусков, либо в форме услуг по уходу за детьми работающих родителей. Отпуск в северных странах, предоставляемый семьям с детьми до трех лет, продолжительнее, чем в остальных: 53 рабочих недели, приведенных к полному рабочему дню и средней заработной плате, в Швеции и 47 недель в Дании против всего лишь 27 недель, в среднем, по всем странах ОЭСР (Организации экономического развития и сотрудничества).
Консервативная модель семейной политики возлагает ответственность за семью на самих её членов, в то же время государство активнее вмешивается в социальную и общественную жизнь, чем в либеральном режиме. Человеческие потребности должны быть удовлетворены в первую очередь в соответствии со стажем работы и производительности. Социальное страхование организовано таким образом, чтобы уровень потребностей был напрямую связан с состоянием рынка труда и от количества доходов, поэтому наиболее важной особенностью социальной политики в этой модели является сильная зависимость между лицом, представленным на рынке труда, и его доходами. Страховые выплаты дополняются предоставлением универсальных пособий, такие как: пособия на детей и социальные услуги, а также социальной помощью на основе критериев дохода. Крайне невелик объем денежных выплат семьям (кроме Франции, там особое внимание уделяется семьям с детьми, поэтому она выносится в т.н. просемейную модель). Родительский отпуск очень продолжительный, но он плохо оплачивается или не оплачивается вовсе.
А. Готье дополняет данную классификацию, выделяя из консервативной модели отдельную южно-европейскую модель (Италия, Испания, Португалия и др.). По мнению исследователя, данная модель заслуживает отдельного внимания, так как она характеризуется сильной сосредоточенностью на защите традиционной структуры семьи и поддерживанию сплоченности семьи и прочных семейных уз. Большая семья обеспечивает уход за детьми и финансовую помощь, и тем самым снижает ответственность государства за развитие социальной инфраструктуры. Социальные пособия распределяются неравномерно, и выплачиваемые выборочно и образуют инструмент действия в общественной политике социального государства.
При этом, в данной модели семейной политики государства семья становится объектом повышенного внимания со стороны различных институтов (церкви, политических партий) в сочетании с низким уровнем денежной поддержки работающих родителей, при имеющейся системе государственных и частных услуг по уходу за детьми.
Документы:
1. Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
2. Декларация прав ребенка 1959 г.
3. Конвенция о правах ребенка 1989 г.
4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г.
5. Декларация социального прогресса и развития 1969 г.
6. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979) с Факультативным протоколом (1999).
7. Стратегия Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы.
Данные документы направлены в первую очередь на установление и защиту прав семьи, обеспечение ей условий для нормального функционирования, защиты материнства и детства, прав детей, детей-инвалидов, сирот и др. Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы разработанная в 2012 году, она включает в себя такие цели, как:
1. способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем;
2. искоренение всех форм насилия в отношении детей;
3. гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.