Безопасности жизнедеятельности

Основными элементами экономических механизмов следует считать уровни и фонды безопасности, экономическую ответственность, регулирование безопасности, систему стимулирования.

Экономические механизмы строятся на определенных уровнях безопасности - текущих (краткосрочных) и целевых, характеризующих современные научные представления о максимально возможном снижении риска ЧС по социально-экономическим, экосистемным, природным и техническим критериям. Недопустимо нарушать текущие уровни безопасности, что должно быть социально гарантировано наравне с гарантией минимума и стандартов социальной защиты. Это достигается государственной системой стандартов и норм, надзором, экспертизой и лицензированием.

Уровни безопасности в зависимости от конкретных условий могут стать основой для разработки системы ограничений на хозяйственную деятельность предприятий и организаций, их развитие, размещение и техническое перевооружение. В качестве показателей, характеризующих такие ограничения, могут быть приняты лимиты выбросов (сбросов) АХОВ, РВ и других опасных веществ в ОС в случае ЧС или критерии, определяющие риск возникновения техногенной аварии, катастрофы, природного или экологического бедствия, эпидемии. Предельные значения показателей, определяющих лимиты выбросов веществ, отрицательно влияющих на глобальные изменения в биосфере, ОС, на развитие и размещение производительных сил, должны устанавливаться на договорной основе между РФ и ее субъектами, республиками, краями и областями, городами и предприятиями. Эти показатели находят отражение в документах (договорах), а также при разработке декларации на проектируемые и эксплуатируемые предприятия.

В целях упорядочения источников финансирования деятельности по защите объектов экономики, населения, территорий от ЧС создаются территориальные и местные фонды безопасности.

Территориальные фонды безопасности формируются на предприятиях, на которых возможны ЧС, а также при органах самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ.

Основными источниками территориальных фондов безопасности могут стать платежи предприятий за риск возникновения ЧС, нарушение технологических и технических параметров технологических процессов, аварийные выбросы (сбросы) АХОВ, РВ или других опасных веществ.

Кроме того, эти фонды могут получать средства за счет:

- платежей предприятий за сверхнормативное и некомпетентное использование, а также потери природных ресурсов и получаемого из них сырья;

- взыскания по искам в возмещение ущерба, причиненного государству, вследствие нарушения законодательства по предупреждению ЧС;

- штрафов, взыскиваемых в административном и судебном порядке с должностных лиц и отдельных граждан, виновных в таком нарушении;

- добровольных взносов предприятий, кооперативов, общественных организаций и граждан;

- доходов от проведения займов, лотерей и других коммерческих мероприятий, направленных на снижение риска ЧС.

Средства территориальных фондов безопасности, как правило, расходуются на строительство, техническое перевооружение, реконструкцию и капитальный ремонт объектов с целью предупреждения возникновения на них ЧС, уменьшения ущерба и ликвидацию их последствий, частичное или полное погашение кредитов банка, получение которых предусмотрено региональными, республиканскими и союзными программами, направленными на предупреждение чрезвычайных ситуаций, уменьшение ущерба и ликвидацию последствий ЧС.

Местные фонды безопасности формируются на уровне краев, областей и наиболее опасных в отношении ЧС городов.

Фонды безопасности могут образовываться и путем специального налогообложения опасных технологий, аварийно и потенциально опасных объектов, страхования предприятий, лиц, домашних и сельскохозяйственных животных, жилых и нежилых помещений, производственной и социальной инфраструктуры (земли, недр, воды, леса, растительного и животного мира) на случай их утраты в результате ЧС. Средства этих фондов должны идти на финансирование работ по прогнозированию, предотвращению и ликвидации последствий ЧС, в том числе на проведение спасательных операций, а также на оказание экономической помощи отдельным субъектам РФ и регионам для ликвидации ЧС.

Экономическая ответственность. В условиях экономики рыночного типа ответственность за ущерб, причиненный техногенными ЧС, лежит на промышленном объекте, являющемся ее источником. Но, как правило, ущерб намного превосходит финансовые возможности объекта по его возмещению. В этих условиях одним из важнейших источников возмещения финансовых и материальных затрат по ликвидации ЧС и возмещению причиненного вреда должна играть система страхования, которая обеспечит создание специальных страховых фондов.

В настоящее время в законодательном порядке утверждено обязательное государственное страхование ответственности опасных промышленных объектов экономики за причинение вреда при их эксплуатации. Так, статья 15 п. 1 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116 требует «...организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среды в случае аварии на опасном производственном объекте».

В 1998 г. Госгортехнадзором России одобрены и рекомендованы к практическому использованию Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности, утвержденные Всероссийским союзом страховщиков.

Обязательная форма страхования исключает выборочность отдельных объектов экономики, присущую добровольной форме. Тем самым создается возможность за счет максимального охвата объектов страхования принять минимальные тарифные ставки, добиться высокой финансовой устойчивости страховых операций.

Регулирование вопросов безопасности объектов экономики, населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера осуществляется путем декларирования и лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений, создающих угрозу населению и ОС; экспертизы проектов на строительство и размещение потенциально опасных объектов экономики; надзора и контроля за выполнением требований безопасности в промышленности, строительстве и на транспорте.

Декларирование безопасности является обязательным процессом. Это закреплено статьей 14 п. 2 закона о промышленной безопасности: «...настоящим законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов...».

Порядок разработки декларации определен приказом МЧС России и Госгортехнадзора России. Декларация является документом, содержащим техническую, организационную и технологическую информацию с указанием опасностей промышленного объекта и предупреждения негативного воздействия возможных аварий на людей и ОС, утверждается руководителем предприятия. Лицо, утвердившее декларацию, несет полную юридическую ответственность за полноту и достоверность представленной в декларации информации.

Декларация должна пройти экспертизу. Разрабатываемая декларация безопасности представляется в соответствующие органы МЧС России, Госгортехнадзора России и органы местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект.

Деятельность, связанная с проектированием потенциально опасных объектов промышленности и транспорта, их строительством (реконструкцией), вводом и выводом из эксплуатации, эксплуатацией на данной территории, осуществляется на основе лицензии.

Лицензирование производится в целях ограничения доступа к опасным технологиям и производствам. Лицензия служит документом, удостоверяющим право ее владельца на осуществление определенного вида (видов) деятельности на данной территории в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Положение о лицензировании деятельности промышленных объектов определено федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Основание для выдачи лицензии — заключение государственной экспертизы о соответствии технологии, оборудования и организации производственного процесса требованиям соответствующих стандартов и норм. Госэкспертиза создана при МЧС России.

Система стимулирования. В отличие от предыдущих механизмов — это механизмы прямого действия, делающие для объектов экономики выгодным вложение средств в мероприятия по предупреждению ЧС и по снижению их количества. К ним относятся:

- образование фондов безопасного развития предприятий;

- установление льготного налогообложения прибыли, направленной на снижение риска возникновения аварии, катастрофы или экологического бедствия;

- ускоренная амортизация систем наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных производств;

- льготное кредитование и субсидирование предприятий.

Источниками образования фондов безопасного развития предприятий могут выступать:

- амортизационные отчисления по сооружениям и объектам, направленные на повышение устойчивости функционирования технически сложных систем и производств;

- кредиты, субсидии территориальных фондов (банков) безопасности на предотвращение ЧС, снижение и ликвидацию их последствий;

- доходы (депозитный процент) от хранения в банке средств этих фондов;

- часть прибыли предприятия, используемая для финансирования деятельности по снижению риска ЧС.

Средства от таких фондов подконтрольны комиссиям по ЧС. Часть их может быть использована на мероприятия по совершенствованию основного производства, обеспечивающие снижение риска ЧС.

Система налоговых льгот - это, во-первых, уменьшение ставки налогообложения прибыли, получаемой при осуществлении мероприятий по предупреждению ЧС, снижению и ликвидации их последствий; во-вторых, налоговые льготы для предприятий, выпускающих приборы и оборудование для мониторинга окружающей среды, машины, оборудование, защитные средства и экипировку для сил и средств РСЧС, а также изделия, упаковочные и укрывочные материалы для жизнеобеспечения населения в ЧС и т. п.

При определении уровня специальных налогов учитываются затраты на замену опасных технологий или видов продукции более прогрессивными, повышение безопасности производственных процессов и объектов, средства, необходимые для ликвидации и предотвращения ущерба, наносимого предприятиями населению и ОС в результате аварии, катастрофы или экологического бедствия.

Наши рекомендации