Аварии и пожары в метро
Сегодня метро стало одним из распространенных и наиболее надежных видов транспорта. Но и здесь нет-нет, да и происходят весьма печальные события.
Еще на заре появления этого вида транспорта самой крупной катастрофой (до Бакинской) считался пожар в парижском метро в 1902 г., когда в деревянных вагонах сгорели заживо 80 человек. И вот теперь, спустя почти век, — еще более страшная катастрофа.
В 1975 г. крушение электропоезда лондонской подземки в туннеле у станции"Мургейт" стало причиной гибели 43 человек и ранения еще 74 пассажиров.
Через 12 лет Лондону вновь крепко не повезло. 18 ноября 1987 г. на станции "Кингз-Кросс" при пожаре эскалатора заживо сгорел 31 человек, а 12 получили очень сильные ожоги.
В 1994 г. в токийском метро в результате применения отравляющих веществ типа зарин людьми из секты "АУМ Синрикё" погибли 12 человек.
28 октября 1995 г. Баку. Крупнейшая за всю вековую историю мировой подземки катастрофа. За считанные минуты на перегоне между станциями "Улдуз" и "Нариманов" в ядовитом дыму от возникшего пожара задохнулись почти 300 человек и среди них 28 детей. Вот почему об этой трагедии еще долго будут говорить, прежде всего, пытаться найти ответ на вопрос: не повторится ли подобное в будущем? Причем не только в Азербайджане, но и в крупных городах России. Дело в том, что все метрополитены СНГ похожи друг на друга: одинаковые вагоны, туннели и эскалаторы. Все сделано по одной и той же технологии.
Аварии на объектах коммунального хозяйства
Эти аварии в нашей жизни стали обыденным явлением. Что там авария теплосети или электроснабжения в отдельном доме, предприятии. Теперь "замерзают" целые города. Так, 9 января 1996 г. был полностью обесточен весь жилой массив Петропавловска-Камчатского. Из-за отсутствия топлива на ТЭЦ без света и тепла люди сидели в своих квартирах почти сутки. А в городе пятый день продолжалась пурга со шквальным ветром. Подачу электроэнергии возобновили, но с перерывами.
Так уж повелось, что на Дальнем Востоке многие города "замерзают" практически ежегодно. Систематически выходят из строя сети коммунально-энергетического хозяйства. Денег, как всегда, на их ремонт нет.
Столица России и та страдает той же болезнью. Так, ночью 25 января 2000 г. на Электрозаводской улице произошел крупнейший прорыв трубы теплосети. Без тепла, чуть было, не остались 250 тыс. жителей Восточного округа. Катастрофы удалось избежать только благодаря оперативным и самоотверженным действиям ремонтных бригад.
А проблема происходящего в том, что 17% теплосетей требует замены. Один метр стоит почти 80 тыс. рублей. В год в Москве заменяют 60 км устаревших труб, а надо 120.
Вот почему в России не оказалось ни одного города, где бы не происходили аварии на коммунально-энергетических сетях.
Что там города и предприятия. В Совете Федерации — самом высшем нашем органе — однажды случился неприятный инцидент. Во время утреннего заседания в главном зале внезапно погас свет. Незапланированный перерыв продолжался примерно 50 мин, в течение которых удалось ликвидировать аварийную ситуацию.
Из-за сильного пожара в подземном коллекторе на Чертановской улице в Москве выгорело около 150 кабелей, были отключены электричество и тепло в домах. Замолчали телефоны у 20 тыс. абонентов. Тепло и электричество вскоре "дали". А вот с телефонами пришлось возиться долго. Ущерб оценивается многими миллиардами рублей.
Примеров таких можно привести бесчисленное множество. Все упирается в умение вести хозяйство, в обязательное чувство ответственности руководителей всех рангов и выполнение требований (мероприятий) по повышению устойчивости, то есть добиться того, чтобы коммунально- энергетические сети были способны работать при разрушении отдельных элементов.
Водоснабжение
Наиболее часты аварии на разводящих сетях, насосных станциях, напорных башнях. Водозаборы, очистные сооружения, резервуары с чистой водой повреждаются реже.
Подача воды прекращается не только из-за аварии непосредственно на каком-либо трубопроводе, но и при отключении электроэнергии, а резервный источник, как правило, отсутствует.
Подземные трубопроводы разрушаются во время землетрясений, оползней и, большей частью, от коррозии и ветхости. Наиболее уязвимы места соединений и вводов в здания.
Устойчивость работы системы водоснабжения заключается в том, чтобы в любых условиях
обеспечить подачу необходимого количества воды. Для этого следует оборудовать определенное количество отключающих и переключающих устройств, обеспечивающих подачу воды в любой трубопровод, минуя поврежденный.
Одним из лучших способов повышения устойчивости водоснабжения предприятий является строительство на открытых источниках самостоятельных водозаборов. Отсюда вода может подаваться непосредственно в сеть объекта.
Канализация
Чаще всего аварии происходят на коллекторах, канализационных сетях. При их разрушении фекальные воды попадают в водопровод, что приводит к различным инфекционным и другим заболеваниям. А если авария на станции перекачки? Тогда происходит переполнение резервуара сточной жидкостью, подъем ее уровня и излив наружу. Чтобы не затоплялась окружающая территория, нужно предусмотреть устройство каналов для сброса стоков из сети в пониженные участки местности. Они должны быть выбраны заранее и согласованы с органами санитарного надзора и рыбоохраны.
На канализационных станциях перекачки сточных вод очень важно иметь свой резервный электроагрегат или передвижную электростанцию, которые обеспечили бы минимальную потребность в электроэнергии. Токоприемное устройство надо подготовить так, чтобы можно было быстро переключиться на резервный источник тока.
Газоснабжение
Особую опасность на сегодня представляют разрушения и разрывы на газопроводах, в разводящих сетях жилых домов и промышленных предприятий. Аварии на компрессорных и газорегуляторных станциях, газгольдерах, хотя и происходят, но реже.
Из-за старения и ветхости, деформации почвы разрывы на трубопроводах стали почти обычным явлением. Для устранения этого недостатка нужны капитальные вложения, а их то, как раз, и нет.
А вот взрывы в жилых домах и на предприятиях в результате утечки газа можно устранить без особых затрат, нужна только внимательность и элементарная дисциплина каждого пользователя.
Электроснабжение
Почти при всех стихийных бедствиях — землетрясениях, наводнениях, оползнях, селях, снежных лавинах, ураганах, бурях, смерчах — страдают воздушные линии электропередачи, реже здания и сооружения трансформаторных станций и распределительных пунктов. При обрыве проводов почти всегда происходят короткие замыкания, а они, в свою очередь, приводят к пожарам. Отсутствие электроснабжения создает массу неприятностей: останавливаются лифты в домах, а в них застревают люди, прекращается подача воды и тепла, нарушается работа предприятий, городского электротранспорта, затрудняется деятельность лечебных учреждений, можно сказать, ломается весь установившийся ритм жизнедеятельности.
Для повышения устойчивости электроснабжения имеется несколько способов. Первый — снабжение предприятия, учреждения, населенного пункта с двух направлений, от независимых энергоисточников. Это значительно повышает надежность, так как одновременный выход из строя двух линий передачи электроэнергии (при закольцованности) менее вероятен. Второй способ — замена воздушных линий на кабельные подземные. Третий — создание автономных источников энергии для обеспечения электричеством, в первую очередь цехов с непрерывным технологическим циклом, водопроводных и канализационных станций, котельных, медицинских и других учреждений.
Теплоснабжение
Как показывает опыт прошедших зим, аварии на теплотрассах, в котельных, на ТЭЦ и разводящих сетях стали настоящим бичом, головной болью многих руководителей. Прорыв любой теплотрассы — большая беда, а случается она, большей частью, в самые морозные дни, когда увеличиваются давление и температура воды.
Прокладка тепловых сетей на эстакадах, по стенам зданий экономически выгоднее и проще в обслуживании, но неприемлема в условиях города. Поэтому трубы приходится закапывать в землю или укладывать в специальные коллекторы.
В настоящее время большинство котельных работает на природном газе. Повреждение трубопроводов приводит к тому, что подача газа прекращается, работа останавливается. Чтобы этого не допустить, каждую котельную надо оборудовать так, чтобы она могла работать на нескольких видах топлива: жидком, газообразном и твердом. Переход с одного вида на другой должен проходить в минимальные сроки.
Надо помнить: кроме топлива котельные надо еще непрерывно снабжать электроэнергией. Поэтому, кроме питания от двух источников, целесообразно иметь и резервный электроагрегат, предназначенный для работы насосов и другой аппаратуры. В каждой котельной должно быть устройство для переключения питания с основной электросети на автономный источник.