Понятие об эпидемическом процессе. Формы его проявления. Основные положения теории саморегуляции
Эпидемиология: определение, цели, задачи.
Эпидемиология— мед. наука, изучающая закономерности возникновения и распространения заболеваний различной этиологии с целью разработки профилактических мероприятий (преморбидная, первичная, вторичная и третичная профилактика). Предметом изучения эпидемиологии является заболеваемость — совокупность случаев болезни на определённой территории в определённое время среди определённой группы населения.
Цель эпидемиологии заключается в выявлении закономерностей возникновения, распространения и прекращения болезней человека и разработке мер профилактики и борьбы с ними (Покровский В. И., Болотовский В. М., Зарицкий А. М. и др., 1993).
Задачи эпидемиологии сводятся к (Покровский В. И., Болотовский В. М., Зарицкий А. М. и др., 1993):
-определению медицинской и социально-экономической значимости болезни, её места в структуре патологии населения;
-изучению закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам и т. п.), по территории и среди различных групп населения (возрастных, половых, профессиональных и т. д.);
-выявлению причин и условий, определяющих наблюдаемый характер распространения болезни;
-разработке рекомендаций по оптимизации профилактики;
-разработке прогноза распространения изучаемой болезни.
Объектом эпидемиологии инфекционных болезней является эпидемический процесс, закономерности его развития и формы проявления.
Развитие эпидемиологии в стране. Вклад отечественных ученых в развитие эпидемиологии. Достижения и проблемы эпидемиологии в борьбе с инфекционными заболеваниями.
Эпидемиолог.- наука, изуч. закономерности возник. и распростр. любых патолог. состояний среди людей и разрабатыв. меры борьбы и профилактики. Основополож. отеч. эпидем. Д. С. Самойлович, труды по чуме были признаны всеми учеными Европы. Первый в мире пытался примен. микроскоп для обнаруж. предполог. вобуд. чумы. К сожалению, разрешающая способность имевшегося микроскопа и техника микроскопирования не позволили получить полож. результат. В 1920 г. первая в мире кафедра эпидемиолог. Ее организ. – ученый и актив. практический деятель Д. К. Заболотный, который до войны осущ. неоднократ. экспедиционные исслед. в очагах чумы. Ему пренадлежит открытие наличия природных очагов чумы. Написал первый учебник, создал школу отеч. эпидем. Одним из основ. создателей практич. работы Л. В. Громашевский, сформулир-й учение об эпидем. процессе, о механизме передачи. Е. Н. Павловский создал теорию природной очаговости ряда инфекц. заболев., согласно кот. обеспечив. стойкое сохранение возбуд. В. А. Башенин соавтор открытия безжелтушного лептоспироза, рассматривал эпид. как науку, преназнач. для уизуч всех заболев., а не только инфекц-ых. В.Д. Беляков создал теорию саморегуляции эпидемического процесса. А.А. Смороденцев открыл очаги японского энцефалита в стране, руковод. изуч. этиологии, клиники и эпидемиологии гемораг. лихорадки с почечным синдромом, доказал роль мышевидных грызунов как источник инфек. Создал вакцины для спец. профил. гриппа, клещевого энцефалита, кори, паротита, краснухи. Эпидемиология, которая изначально сформировалась как наука об эпидемиях, т. е. массовом распространении заболеваний, постепенно трансформировалась в науку об эпидемическом процессе, т. е. она стала изучать не только эпидемии, но и выяснять причины возникновения единичных или небольшого числа заболеваний.
Понятие об эпидемическом процессе. Формы его проявления. Основные положения теории саморегуляции.
Эпидемический процесс – процесс взаимодействия 2-х популяций (возбудители и люди), гетерогенных. Признаки популяций по отношению друг к другу:Вирулентность; Патогенность; Антигенность, иммуногенность; Сохранение своей жизнедеятельности вне организма хозяина. Признаки людей по отношению друг к другу: Иммунологическая реактивность; Восприимчивость, иммунитет, резистентность. Главное в этой теории, что носит фундаментальный и универсальный характер – это указание на то, что эпидемический процесс, т.е. взаимодействие межпопуляционное паразита и хозяина, представляет собой систему, внутренним саморегуляционным процессам. Механизм слагается из следующих компонентов: популяции хозяина и паразита неоднородны по генотипным и фенотипным свойствам, характеризующим их отношение друг к другу. Неоднородность всех составляющих материального мира – основная база, причина саморегуляционных процессов. В каждой популяции есть устойчивые и восприимчивые к инфекции люди, за счёт последнего обеспечивается существование паразита. С другой стороны в популяции имеются вирулентные и невирулентные расы. В эпидемическом процессе имеет место взаимообусловленная изменчивость биологических свойств обеих взаимодействующих популяций. Изменение уровня заболеваемости в ходе эпидемического процесса связано с изменением вирулентности возбудителя. 1-Имеет место фазовая самоперестройка популяции паразита, которая определяет неравномерность развития эпидемического процесса. Авторы считают, что в популяции паразита имеется 4 последовательно сменяющих друг друга фазы: резервации, эпидемического преобразования, эпидемического распространения и резервационного преобразования. 2-Влияние социальных и природных факторов на формирование и развитие эпидемического процесса. Проявления эпидемического процесса: 1-эндемичность заболеваемости; 2-экзотичность заболеваемости; 3-спорадическая заболеваемость (редкие случаи, единичные случаи); 4-эпидемическая заболеваемость (вспышки, эпидемии, пандемии).
Учение об эпид. процессссе включает три раздела:
1)в первом разделе вскрывается сущность эпид. процесса, т.е. внутренняя причина его развития, а также условия, в которых протекает действие причины. Систематизация материалов этого раздела позволяет ответить в общих формулировках на вопрос, почему развивается эпидемический процесс, аналогичный раздел его изучения называется этиологией.
2)механизм развития. З здесь формируется ответ на вопрос, как развивается эпид.процесс. На организменном уровне изучения пат процесса аналогич. Процесс называется патогенезом.
3)проявления эпид.процесса, систематизируется материалы, иллюстрирующие, как проявляется эпмид.процесс, каковы его признаки.( симиотика на организменном уровне).
Теория саморегуляции эпидемического процесса — одна из теорий, входящих во второй раздел учения о процессе эпидемическом (механизм развития эпидемического процесса). Включает основные положения: 1) неоднородность (гетерогенность) взаимодействующих популяций возбудителя и человека составляет основу развития эпидемического процесса; 2) динамическое (фазовое) изменение гетерогенности (неоднородности) биологических свойств взаимодействующих популяций возбудителя и человека; 3) стабилизирующая (управляющая) роль обратных отрицательных связей в процессах саморегуляции; 4) регулирующая роль социальных и природных условий в фазовых преобразованиях эпидемического процесса.