Понятие, сущность и основные положения теории двигательных координационных способностей

Исследование проблемы развития координационных способностей у детей, так же как и исследование любой рассматриваемой проблемы, необходимо начинать с рассмотрения понятийного аппарата. Так как понятие устанавливает однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

Исследуя проблемы развития координационных способностей у детей, мы обращаемся к теории и методике физического воспитания, поэтому необходимо рассмотреть такие понятия, как "физическая культура", "физическое воспитание", "физическое здоровье", "физическое развитие", "физические качества", "физическое состояние", "физическая подготовленность".

По определению Л. П. Матвеева: Физическая культура является частью общей культуры и включает в себя совокупность специальных духовных и материальных ценностей, способов их производства и использования в целях оздоровления людей и развития их физических способностей. [20]

Физическая культура человека рассматривается как процесс овладения знаниями, умениями и навыками воспитательной, учебной, оздоровительной, рекреационной деятельности для последующего использования в процессе самосовершенствования, и как результат — уровень физического здоровья, который человек смог сохранить или улучшить благодаря своему желанию, знаниям, здоровому образу жизни и двигательной активности. [1]

Физическое воспитание - это вид воспитания, содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. [7] Физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Однако отличительной особенностью физического воспитания является обеспечение системного формирования двигательных умений и навыков и развитие физических качеств человека.

Также Л. П. Матвеев считает, что: Физическое здоровье - это динамическое состояние, характеризуемое резервом функций органов и систем и являющееся основой выполнения человеком своих биологических и социальных функций. [20]

Физическое развитие - это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни человека морфофункциональных свойств его организма и физических качеств и способностей. [5] Необходимо отметить, что физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей человека в спорте.

Физические качества - это свойства, характеризующие отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: сила, быстрота, выносливость, гибкость и другие. [12] Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Отметим что, большинство физических качеств являются врожденными, которые необходимо развивать и совершенствовать.

Физическое здоровье - это динамическое состояние, характеризуемое резервом функций органов и систем и являющееся основой выполнения человеком своих биологических и социальных функций. [21]

Физическое состояние - это состояние здоровья, телосложение и конституция, функциональные возможности организма, физическая работоспособность и подготовленность. [5]

Физическая подготовленность - это уровень достигнутого развития физических качеств, формирования двигательных навыков в результате специализированного процесса физического воспитания, направленного на решение конкретных задач. [13] Физическая подготовка. Это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. [2]

Таким образом, проанализировав выше приведенные понятия, можно утверждать, что одной из важнейших задач физического воспитания является развитие двигательной функцией и умение управлять своими движениями. То есть развивать координационные способности.

Под координационными способностями понимаются способности чело­века к согласованию и соподчинению отдельных движений в единую, целостнуюдвигательную деятельность.

Понятием координационные способности начали пользоваться для конкретизации представлений о двигательном качестве ловкость. Известный физиолог Н.А. Бернштейн указывал, что ловкость не заключается в самих по себе движениях, а определяется исключительно по степени соответствия их с окружающей обстановкой, по степени успешности реализуемой ими двигательной задачи. [2]

В.И. Филиппович, под ловкостью понимал, во-первых, способность быстро овладевать новыми двигательными действиями (способность быстро обучаться) и, во-вторых, способность к моторной адаптации, проявляемой в относительно стандартных и вариативных (вероятных и неожиданных), быстроизменяющихся ситуациях. В настоящее время термины "ловкость" и "координационные способности" не отождествляют, но до сих пор нет единой точки зрения по вопросу отношения этих двух понятий. [34]

Некоторые специалисты считают, что ловкость является совокупностью координационных способностей. По мнению В.И. Ляха не всякую координационную способность можно рассматривать как проявление ловкости, в то же время ловкость - это всегда одна или несколько координационных способностей, представленных в двигательных действиях совокупностью своих свойств. [16]

Другая группа авторов придерживается противоположных взглядов на соотношение понятий координационных способностей и ловкости. В частности, Е.П. Ильин отмечает, что ловкость - частная характеристика координационных способностей, а не координационные способности входят в ловкость. [9] Немецкие специалисты также определяют ловкость как подсистему всего комплекса координационных способностей, в свою очередь, объединяющих несколько координационных способностей.

По нашему мнению, сущность понятия координационные способности можно раскрыть с помощью латинского слово coordinatio, что означает согласование, соподчинение, приведение в соответствие.

В понятийном словаре по теории физической культуры и спорта дано следующее определение координационных способностей. "Координационные способности - вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий".

Координационные способности представляют собой функциональные возможности определенных органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает согласование отдельных элементов движения в единое смысловое двигательное действие.

В.И. Лях считает, что координационные способности - это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. [19] Это определение соответствует пониманию природы координации и ловкости, имеющемуся в трудах Н.А. Бернштейна и согласуется с содержанием, обычно вкладываемым в определения, приведенные другими авторами. По мнению Ю.В. Верхошанского, координация – это способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека. И. И. Сулейманов под координационными способностями понимает способность к согласованию определенных действий в процессе управления деятельностью соответственно поставленной цели. [30] Однако В.И. Лях отмечает, что эти определения являются слишком общими и указывает на четыре свойства, дающие координационным способностям определенность (правильность, быстрота, рациональность, находчивость). [16]

Правильность выполнения двигательных действий имеет две стороны: качественную, названную Н.А. Бернштейном адекватностью, которая заключается в приведении движения к намеченной цели, и количественную точность движений. [3]

Во всех случаях речь идет о целевой точности, непосредственно связанной с успешным решением двигательной задачи. Точность является синонимом меткости. Следует различать точность воспроизведения, дифференцирования, оценки и отмеривания пространственных, временных и силовых параметров движения, точность реакции на движущийся объект, условную точность или меткость.

Быстрота выступает в виде скорости выполнения сложных в координационном отношении двигательных действий в условиях дефицита времени, быстроты достижения заданного уровня, точности или экономичности, быстроты реагирования в сложных условиях.

Рациональность двигательных действий имеет качественную и количественную стороны. Качественная сторона рациональности целесообразность движений, количественная - их экономичность.

Находчивость складывается из устойчивости к непредвиденным, сбивающим воздействиям, отрицательно влияющим на двигательный навык, на его отдельные компоненты и детали, и из инициативности, проявляющейся в поиске вариантов решения двигательной задачи.

Стабильность - это обобщенная количественная характеристика выполнения двигательного действия с относительно малым диапазоном отклонений. Различают стабильность результата и стабильность выполнения отдельных характеристик движения.

Свойства, включенные в развернутое определение координационных способностей, выступают как существенные и в то же время необходимые и достаточные. Они могут проявляться самостоятельно (например, координационные способности можно оценивать только по показателям точности или быстроты выполнения сложного в координационном отношении двигательного действия), но чаще всего сообща. Установлено, что каждое из свойств не является простым и однозначным признаком, определяющим эти способности, наоборот, каждое из них является сложным и многозначным.

Говоря о критериях оценки координационных способностей, следует иметь в виду, что одни из них характеризуют явные (абсолютные), а другие - латентные или скрытные (относительные) показатели координационных способностей. Абсолютные показатели характеризуют уровень развития координационных способностей без учета скоростных, силовых, скоростно-силовых возможностей данного человека. Относительные показатели позволяют судить о проявлении координационных способностей с учетом этих возможностей.

Координационные способности представляют собой очень сложное образование, имеющее несколько уровней, а отсюда большое разнообразие своих разновидностей, играющих различную роль в общем процессе координации целостной деятельности человека.

Таким образом, координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей.

Значимость воспитания координационных способностей объясняет­ся четырьмя основными причинами: [33]

1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движения­ми, к увеличению двигательного опыта.

2. Сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использова­ния, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходо­ванию сил.

4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей – гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Поэтому, помимо физических качеств, в школьном возрасте не ме­нее важно совершенствование координационных способностей детей и подростков. Для этого необходимо классифицировать координационные способности и определить средства их воспитания у детей.

Наши рекомендации