Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы

План лекции:

Понятие системы ценностей современной российской профессиональной социальной работы, ее детерминанты.

Типология ценностей в социальной работе: ценности абсолютные и относительные; истинные и мнимые (ложные); позитивные и негативные; признанные и непризнанные; “непреходящие” (“вечные”) и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и профессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие; действительные и потенциальные; терминальные и инструментальные; простейшие, интеракционистские, социализационные и смысложизненные; материально-вещные, духовно-интеллектуальные, этические, эстетические и т.п. Уровни ценностей.

Иерархия ценностей в современной профессиональной социальной работе. Ценность человека и общества. Общечеловеческие этические ценности (свобода, защищенность, справедливость, труд, коллективизм, равенство и др.), их особенный характер в социальной работе и специфика реализации.

Исследование и обоснование профессионально-значимых ценностей профессиональной социальной работы может существенным образом укрепить теоретические основания профессиональной деятельности, способствовать познанию ее смысла и содержания. Следует учитывать, что социальная работа не ограничивается взаимодействием социального работника и клиента: социальный работник, занятый непосредственным решением проблем клиента, при необходимости может и должен привлекать к участию в этой деятельности представителей любых учреждений, организаций и структур, в чьем ведении находится решение актуальных вопросов, а также частных лиц. Значит, система ценностей профессиональной социальной работы непременно приходит во взаимодействие с ценностными системами других видов деятельности, в первую очередь профессиональной, а также с индивидуальными ценностными системами индивидов, в той или иной мере причастных к социальной работе. В связи с этим система ценностей профессиональной социальной работы оказывает влияние на системы ценностей профессиональных групп, с представителями которых вступает во взаимодействие социальный работник, отдельных индивидов, но и сама при этом испытывает ответное влияние с их стороны.

Ценности профессиональной социальной работы организованы в определенную систему, функционирующую и развивающуюся в соответствии с законами существования и развития систем. Ее элементы сущностно связаны между собой, иерархизированы, каждая ценность занимает определенное место в системе и выполняет определенные функции. Поэтому система ценностей социальной работы представляет собой структурно и функционально связанную совокупность ценностей, позволяющих совокупной профессиональной группе организовывать свою деятельность, решать поставленные задачи, достигать намеченных целей. Очевидно при этом, что ценности профессиональной социальной работы имеют социальную значимость и являются частью системы общественных и общечеловеческих ценностей, причем при некоторых условиях (например, в условиях дегуманизации общественных отношений) могут играть роль стабилизирующего, защитного начала, основы системы гуманистических ценностей вообще. Поэтому правомерен вывод, что система ценностей профессиональной социальной работы может оказывать влияние не только на непосредственных участников процесса социальной работы, но и через их посредство - на общество в целом, испытывая при этом определенное ответное влияние с их стороны.

Система ценностей профессиональной социальной работы складывается под влиянием определенных факторов, которые должны учитываться в профессиональной практике. Среди них важнейшими являются:

идеальная иерархия ценностей профессиональной социальной работы, сформированная с учетом ее гуманистического смысла;

система ценностей современного российского общества, формирующаяся как совокупность различных компонент;

обычно-традиционные ценности российского народа, в первую очередь связанные с помощью и взаимопомощью;

система общечеловеческих ценностей;

индивидуальные иерархии ценностей специалистов, имеющие сложную структуру;

ценностные ориентиры зарубежных специалистов социальной работы.

В систему ценностей профессиональной социальной работы входят ценности различных групп. В ней представлены ценности абсолютные и относительные; истинные и мнимые (ложные); позитивные и негативные; признанные и непризнанные; “непреходящие” (“вечные”) и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и профессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие; действительные и потенциальные; терминальные и инструментальные; простейшие, интеракционистские, социализационные и смысложизненные; материально-вещные, духовно-интеллектуальные, этические, эстетические и т.п. Все эти группы ценностей, являясь ценностями профессиональной социальной работы, они одновременно представляют собой составную часть ценностной системы и ресурсов общества. В социальной работе они выступают как цели, и мотивы, и средства, и условия, и процесс, и конечный результат деятельности.

Человек и общество, с учетом смысла и сущности социальной работы, могут быть признаны абсолютными ценностями, в то время как благо человека, его свобода и справедливость в отношении него, труд, коллективизм и равенство, защищенность также объективно являются и должны быть признаны высшими терминальными (конечными) ценностями. Безусловно, в качестве инструментальных этических ценностей в этом случае должны выступать свойства и качества как специалиста, так и его клиента, моральные нормы и стандарты общества и профессии, личностные нормы специалиста и его клиента. При этом профессиональная социальная работа объективно должна признавать и ценность общества как важнейшей формы организации жизнедеятельности человека и естественной, незаменимой и неизменной среды его жизнеобитания. В качестве наиболее существенных инструментальных (операциональных) ценностей можно выделить, с одной стороны, социально- и индивидуально-позитивные нормы поведения, в первую очередь, этические, а с другой - личностно-нравственные качества, способности людей (такие, как достоинство, совесть, независимость, инициативность, агональность, авторитетность, гуманность, доброжелательность и др.).

Ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем они могут быть представлены как ценности различных уровней:

общечеловеческие – признаваемые большинством современного человечества;

социетальные – признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

профессиональные – имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;

индивидуальные – ценности специалистов, их клиентов, других личностей.

Например, среди общечеловеческих ценностей можно выделить такие, как человек, его права, жизнь, мир, свобода, равенство и т.п. На уровне общества эти ценности также могут признаваться, хотя быть иначе иерархизированными. Система профессиональных ценностей социальной работы, помимо специфицированных вышеназванных ценностей, включает в себя пол и возраст личности, ресурсы общества, к которым личность может быть приобщена, профессионализм специалистов, гуманистический смысл социальной работы и другие. Индивидуальные системы ценностей могут быть различными, однако необходимо, чтобы иерархия высших ценностей специалистов в основном соответствовала иерархии этических ценностей социальной работы, поскольку именно специалист, реализуя в своей профессиональной деятельности определенные ценности, ответствен и за процесс деятельности, и за его результат. При этом важно, чтобы наивысшей ценностью, признаваемой специалистом, являлся человек. Ценности детерминируют все виды отношений, состояние и деятельность человека и общества в наличной действительности, которая служит определенной основой, условием и средством жизнедеятельности человека и общества, частичной реализации их ценности уже в настоящем. Поэтому актуальные ценности, присвоенные обществом, профессиональной группой и каждым индивидом и реализуемые ими в профессиональной и повседневной деятельности, могут рассматриваться как определенный базис для реализации ценности человека.

Очевидно, что если не сложилась иерархия ценностей, реализация которых может способствовать созданию благоприятных условий для творческой самореализации каждой человеческой личности, провозглашение человека высшей ценностью может считаться лишь формальным актом, отнюдь не влекущим за собой и не гарантирующим фактической реализации ценности человека ни в настоящем, ни в будущем. Поэтому необходимо, чтобы в общественном сознании утвердилась не только ценность человека во всей ее многозначной целостности сама по себе, но и определенная целостная система ценностей и приоритетов, иерархизированных по признаку своей роли в реализации ценности человека. Такими ценностями, образующими иерархию, на вершине которой находится ценность человека и его жизни, чести и достоинства, благополучия, счастья и развития, могут быть признаны общество, свобода, защищенность, справедливость, труд, равенство, коллективизм и некоторые другие, являющиеся важнейшими этическими терминальными ценностями.

Реальная иерархия ценностей в зависимости от обстоятельств может существенно отличаться от идеальной, вследствие чего в каждом обществе или профессии в каждый момент времени может существовать и считаться единственно верной сложившаяся эмпирически, под влиянием условий наличного бытия, иерархия ценностей, в которую могут входить не только ценности, рассмотренные выше, но и иные. Вследствие этого социальная работа, ориентируясь на идеальную иерархию ценностей, должна учитывать также и реально функционирующую в обществе иерархию ценностей.

Человек, как главная ценность современной цивилизации, является главной ценностью и для социальной работы, и реализация этой ценности - основное направление и смысл деятельности специалиста. Общество является естественной, незаменимой и неизменной средой жизнедеятельности человека. Сущность человека как специфически человеческого, социального существа может быть реализована только в сообществе людей, и только в обществе имеют смысл такие ценности, как ценность человека и его жизни, чести и достоинства, индивидуальности и самодостаточности. Только в обществе возможна реализация важнейших потребностей человека - социальных, связанных с общением, установлением различных связей и отношений с другими людьми, что в конечном итоге обеспечивает возможность деятельности и взаимодействия. Потребность человека в общении и совместной деятельности - основа его социальности и, следовательно, важнейшее основание для признания высокой ценности общества как высшей и вместе с тем естественной формы организации жизнедеятельности человека и его имманентного бытия. Вне общества человеком утрачивается значительная часть чисто человеческих качеств, социальных и духовных, которые вообще могут не развиться в человеческой особи, если ее формирование на ранних стадиях онтогенеза происходило вне сообщества людей и детерминировало только развитие биологической сущности человека. Жизнь человека как человеческого существа в значительной степени детерминируется и регулируется обществом с помощью различных социальных институтов, способствующих соблюдению прав человека, контролирующих выполнение им обязанностей, обеспечивающих его оптимальное развитие и достижение максимально возможного в данных конкретно-исторических условиях благополучия в контексте основных целей развития человеческого сообщества. Вследствие этого человек является продуктом деятельности общества в самом широком смысле. Поэтому и социальная работа вне общества полностью утрачивает свой гуманистический смысл, да и какой бы то ни было смысл вообще: включение в родовую культуру (социализация) в первую очередь означает включение в общество, общественную жизнь, и в отсутствие общества становится ненужным. Соответственно этому, общество является не только средой жизнедеятельности человека, но и важнейшим условием, при котором становится возможным проявление его родовой человеческой сущности; оно становится необходимым средством достижения человеком его личных и социально-значимых целей. Одновременно с этим общество является и целью деятельности человека, стремящегося обеспечить наиболее благоприятные социальные условия для своего личного существования, жизнедеятельности и развития. При этом общество является важнейшим субъектом деятельности, оказывающим при помощи социальной работы и других социальных институтов социализирующее воздействие на человека. Оно также выступает в качестве объекта воздействия со стороны каждой конкретной личности или социальной группы. Таким образом, общество объективно является ценностью высокого порядка, рядоположенной с ценностью человека, поскольку существование как человека вне общества, так и общества без человека не представляется возможным. Постановка вопроса о том, “чья ценность выше: человека или общества?”, неправомерна, поскольку общество было и остается естественной средой и формой организации жизнедеятельности человека. С другой стороны, общество невозможно без людей и их взаимосвязей и взаимодействия. Поэтому система “человек-общество” представляет собой органичное, нерасторжимое единство. Субъективное, ситуативно обусловленное осмысление индивидуальным или массовым сознанием общества как ложной ценности или антиценности, обесценивание его в общественном и индивидуальном сознании неизбежно приводит к соответствующему обесцениванию коллективизма, солидарности, равенства, справедливости, отчуждению и разобщению людей, утрате ими некоторых важнейших родовых свойств и функций, ведет к одиночеству, распаду общности и, в конечном итоге, как показано Ф. Ницше, утрате ценности и человека как такового[4]. Таким образом, высокая ценность общества обусловлена самой сущностью человека как социального существа и является вследствие этого рядоположенной с ценностью человека и равной этой ценности.

Реализация ценности как человека, так и общества невозможна вне деятельности, а деятельность предполагает возможность использования человеком своих способностей. Для организации деятельности человеку необходима определенная свобода, и чем большей свободой обладает человек, тем в большей степени он может реализовать себя, свои способности, свою ценность. Свобода как возможность личности реализовать деятельность, образ жизни и мышления в условиях отсутствия внешнего целеполагания[5], на основе собственного ответственного выбора, считается одной из важнейших ценностей современного цивилизованного общества. Аналогичным образом можно условно определить и свободу общества. При этом, конечно, ясно, что “неограниченное” бытие в принципе невозможно: ограничены возможности человеческого организма и психики, ресурсы природы и общества; в них действуют законы, которым человек должен подчиняться; имеется необходимость во взаимодействии различных обществ, и это ограничивает свободу каждого из них. Поэтому с учетом объективных ограничений, присутствующих объективно и имманентно, но различных в любом обществе в любой период времени по количеству и качеству и достоверно известных индивиду, человек может считаться свободным, если его действия и поступки совершаются в соответствии с собственным решением и при наличии альтернативы, возможности осуществления осознанного выбора. Видимо, свободным может считаться и общество, если его деятельность осуществляется на основе осознанного выбора большинства его членов в отсутствие внешнего давления. Такая свобода не является произволом, поскольку личность и общество непременно принимают на себя обязательства по соблюдению некоторых деонтических и целесообразных с индивидуальной и общественной точек зрения ограничений. Она не превращается и в свою противоположность - несвободу, поскольку личность и общество ограничивают себя самостоятельно, добровольно и осознанно, имея в виду благо свое и окружающих. Принятие таких ограничений объективно соответствует интересам как самой личности, так и социума: каждый человек, стремясь к достижению своих собственных целей, должен оставаться в рамках общепринятых норм, гарантирующих сохранность и стабильность социума, возможность осуществления его функций и целей и обеспечивающих возможность нормального взаимодействия его членов Личная свобода предполагает также уважение свободы другого человека и не только нечинение препятствий ее осуществлению, но и по возможности устранение этих препятствий. Отчасти поэтому свобода детерминирует и ответственность личности перед собой и другими личностями, перед обществом в целом. Аналогичным образом общество, считающее себя свободным и считающее свободу ценностью высокого ранга, обязано обеспечить свободу своим гражданам. Свобода в связи с этим является необходимой основой и условием творчества личности в избранной ею сфере деятельности, ее самоактуализации и самосовершенствования, нормального функционирования и развития общества. Неоправданные ограничения в свободе деятельности и развития общества приводят к ограничениям в развитии и самореализации человека, поскольку они сужают возможности выбора человеком сфер приложения его сил, делают менее благоприятными условия его жизнедеятельности. На этом основании свобода становится важнейшим, необходимым условием фактической реализации ценности человека и общества. Поэтому свобода может быть признана в качестве следующей по рангу ценности.

Однако свобода как таковая не всегда может принести благо по разным причинам: воздействие внешних спонтанных или неучтенных факторов, ошибочность выбора, совершенного человеком, недостаточная или чрезмерная активность и т.п. могут привести к тому, что реальный результат деятельности будет противоположным запланированному и желаемому. Поэтому равно предоставляемая всем членам общества свобода может неравно ими использоваться и не обязательно приводить к благу человека и общества. Значит, даже в условиях достаточной свободы человек должен быть застрахован, защищен от негативных последствий собственных действий или бездействия и воздействия на него внешних факторов. Защищенность, будучи с одной стороны некоторым “ограничителем” безусловной свободы, с другой стороны становится одним из важнейших условий ее наиболее полной и всеобщей реализации и, следовательно, важнейшим условием, при наличии которого становится возможной наиболее полная реализация ценности человека. В условиях нестабильности социального бытия защищенность может стать ценностью, наполняющей действительным смыслом и значением ценность свободы. При этом, конечно, защищенность не может быть тотальной - это означало бы, например, что человек практически лишается права на самостоятельное решение почти во всех сферах своего бытия хотя бы по той причине, что он не обладает в этих областях исчерпывающими профессиональными знаниями, и, соответственно, его решение может принести вред. Защищенность должна способствовать реализации человеком его прав и обязанностей, реализации им своей ценности, а отнюдь не приводить к полной бездеятельности и несвободе человека. Целесообразная защищенность человека выступает как следующая по рангу ценность в иерархии идеальных этических ценностей.

Наличие в обществе естественного неравенства людей, обладающих различными возможностями, в том числе и объективно сниженными в силу различных причин, предполагает, что для обеспечения их самореализации необходимо обеспечение их защищенности. Особенно важно обеспечение защищенности в отношении лиц с объективно сниженными или ограниченными (стойко или ситуативно) возможностями, поскольку именно эти категории граждан в первую очередь и наиболее болезненно реагируют на негативные изменения в общественной жизни. Необходимость обеспечения защищенности граждан, с другой стороны, детерминируется возможностью сознательного или неосознанного совершения деструктивных действий отдельными индивидами и группами, ущемляющими права и свободы наиболее уязвимых в этом отношении членов общества. Наличие в государстве и обществе социальной защищенности свидетельствует о создании государством целостной и эффективной системы мер, противодействующих разнообразным факторам, дестабилизирующим условия жизнедеятельности человека и общества[6]. Социальная защищенность граждан представляет собой один из важнейших факторов, гарантирующих сохранность, стабильность и развитие общества и государства, каждого человека в нем. Из вышесказанного следует, что наличие защищенности является важнейшим условием реализации ценности человека вообще, и в том числе личности с ограниченными возможностями, и поэтому защищенность может считаться ценностью, следующей по рангу за ценностью свободы.

Естественное различие возможностей людей, а часто - и искусственно создаваемое их различение делают актуальной ценность справедливости. Наличие справедливости тем более важно, что углубляющиеся интеграция и специализация человеческой деятельности требуют взаимодействия и сотрудничества людей в процессе производства и потребления благ и услуг, обмена результатами труда и иной деятельности для максимального удовлетворения потребностей каждого члена общества. Это, в свою очередь, требует наличия в обществе справедливости во всех формах и всех типах общественных отношений в условиях коллективного бытия, и в первую очередь, в отношениях, касающихся обмена и распределения благ с целью последующего их потребления членами общества. Справедливость всегда подразумевает существование и использование в повседневной социальной и индивидуальной практике некоего условного эквивалента, позволяющего осуществлять адекватное распределение блага и зла между людьми[7]. Справедливость требует установления определенного, одобряемого большинством членов общества или группы соотношения между действительными заслугами личности и оценкой их со стороны общества, между ролью человека (группы) в жизни общества и их социальным положением. Справедливость предполагает адекватную оценку способностей, возможностей, усилий индивида, результата его деятельности и соответствующее воздаяние за это в виде благ, к которым может быть приобщен индивид, а также равную доступность для всех граждан основных прав и свобод, должностей и положений. Справедливость, безусловно, категория исторически изменчивая, в разные периоды времени в различных обществах приобретающая различное содержание и различно трактуемая, однако пренебрежение общепринятым в данном конкретном социуме пониманием ее смысла расценивается общественным и индивидуальным сознанием как несправедливость. Социальный смысл справедливости отражается, как правило, в законодательстве, однако далеко не всегда восприятие справедливости обыденным сознанием соответствует тому ее смыслу, который с точки зрения законодательства представляется как объективный. Справедливость способствует объективному пониманию, признанию и формированию истинных ценностей. Отсутствие в общественных отношениях (или хотя бы в некоторых из их видов) справедливости может способствовать негативному изменению субъективной компоненты этой ценности, а значит, ситуативному ее обесцениванию и, наоборот, гиперболизации других ценностей, производных от несправедливости. Справедливость становится непременным условием реализации ценности человека, поскольку обусловливает возможность и необходимость его оптимальной субъектности. Наличие в обществе справедливости повышает ценность свободы, поскольку дает гарантию адекватной оценки самодеятельности личности, ее активности в решении индивидуальных и социальных проблем. Свобода при отсутствии справедливости может быть частично или полностью лишена своей важнейшей компоненты - ответственности, которую должен нести человек за негативные последствия своих действий. Следовательно, справедливость в современных условиях может рассматриваться как объективная ценность высокого ранга, реализация которой выступает как один из важнейших аспектов деятельности, направленной на реализацию ценности человека и может считаться следующей по рангу за ценностью защищенности.

Творчество и самосовершенствование личности даже в условиях достаточной свободы и защищенности невозможно вне деятельности, в которой происходит приложение и реализация ее способностей и возможностей, установок и устремлений. Более того, деятельность в известном смысле может рассматриваться как опредмечивание свободы в условиях защищенности. Деятельность - универсальный и наиболее существенный способ создания, организации и совершенствования жизненного пространства человека, удовлетворения его основных потребностей и реализации ценностей. Наиболее распространенным и социально одобряемым видом деятельности в настоящее время признается труд как осознанная целесообразная общественно-полезная деятельность[8]. Трудовая деятельность человека является непременным условием производства необходимых благ и услуг; она же является наиболее признанным условием и гарантом потребления произведенных благ и услуг посредством предоставления индивиду установленной платы за труд или иных выплат в случае утраты им трудоспособности (пенсий, пособий и т.п.). Трудовая деятельность требует от личности определенной степени подготовленности: достаточного физического и интеллектуального развития, знаний и навыков, волевых качеств и воображения, существенных затрат времени и сил, реализации личностного потенциала. Совершенствуемая человеком, она одновременно детерминирует совершенствование в процессе деятельности самого человека, обусловливая необходимость его постоянного профессионального и личностного развития и предоставляя при этом определенные условия для творчества. Будучи свободно и осознанно избранной в соответствии со способностями и склонностями личности (с учетом, конечно, востребованности обществом данного конкретного вида и результата труда), трудовая деятельность существенно влияет на интеллектуальные, моральные, эмоциональные и другие качества личности и ее профессиональный, экономический и социальный статус. Отстраненность добровольная и тем более вынужденная от трудовой деятельности в результате, например, безработицы, может не только привести к снижению социально-экономического статуса и маргинализации человека, но и к постепенной деградации его личности. Труд признается в современном мире важнейшей ценностью не только потому, что он является главным источником материальных и духовных благ, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и человечества, но и как одно из важнейших средств и условий самореализации и творчества человека, поддержания, совершенствования и развития в человеке подлинно человеческого начала. Вследствие этого признание и реализация труда как одной из высших ценностей может объективно способствовать реализации ценности человека.

При этом, однако, реальный труд не всегда может осознаваться в качестве ценности, тем более высшей. Общеизвестны хрестоматийные примеры, касающиеся труда рабов, каторжного труда, конвейерного труда и т.п., который далеко не во всех случаях приносил благо своим носителям, а чаще наоборот, способствовал постепенной утрате ими своих человеческих качеств. В зависимости от глубинных целей, формы организации, результатов и способа их распределения конкретный труд может являться или не являться ценностью для человека и общества, признаваться или не признаваться ими в качестве ценности, хотя труд вообще является одной из высших ценностей и признан в этом качестве. Вследствие этого представляется, что для реализации трудом своего ценностного потенциала и соответствующей реализации ценности человека в трудовой деятельности необходима уже указанная защищенность его, в частности, от возможных негативных компонентов самого труда. Не менее важным представляется и наличие в обществе справедливости, которая может способствовать реализации ценности труда посредством установления адекватного труду морального и материального вознаграждения за него. Значит, ценность труда в значительной мере определяется ценностями свободы, защищенности и справедливости и следует за ними в иерархии ценностей. Одновременно место ценности труда в иерархии ценностей и сущностная основа труда указывают на следующую по рангу ценность.

Жизнь и деятельность современного человека, в первую очередь трудовая, как известно, практически немыслима в условиях полной изоляции. Не только труд, но и быт человека является преимущественно коллективным во многих своих аспектах, хотя в разные периоды человеческой истории мотивация к коллективному образу жизни была различной. Так, например, если в период первобытнообщинного строя коллективный образ жизни был важнейшим средством борьбы с враждебными силами природы за выживание, то в настоящее время коллективный образ жизни становится неизбежным следствием многократного усложнения и специализации человеческой деятельности и практически незаменимым средством удовлетворения общественных и личных потребностей. Независимо от мотивов, детерминирующих коллективность образа жизни, важно, что интеграция сил и способностей людей всегда существенным образом влияла и влияет не только на конечный результат, но и на потенциал как сообщества в целом, так и на потенциал каждого из его членов, значительно усиливая его за счет привлечения дополнительных формальных и неформальных ресурсов, не принадлежащих данному индивиду лично, но образующихся в результате интеграции возможностей в сообществе. Такого рода интеграция сил и возможностей индивидов позволяет им более полно и качественно удовлетворять их разнообразные потребности. Следовательно, одной из важнейших, и главное - естественных и непреходящих ценностей человеческого общества является коллективизм, основанный на естественном стремлении человека к общению и взаимодействию с себе подобными, т.е. на социальности человека. Коллектив - естественная форма и одновременно среда жизнедеятельности человека как социального существа, поскольку важнейшие из потребностей личности - социальные - могут быть удовлетворены только в сообществе себе подобных. Социальность человека, а значит, и его коллективизм, являются имманентными качествами, обусловливающими специфически человеческий образ жизни. Общество как высшая форма коллектива возможно лишь в условиях коллективизма как одного из имманентных сущностных качеств человека и одновременно одной из объективных высших ценностей. Коллективизм отнюдь не препятствует становлению и развитию индивидуальности личности; напротив, только в коллективе индивидуальность личности как ее отличие от других и ее уникальность в сравнении с другими становится очевидной и получает адекватную оценку, приобретает особый смысл и становится значимой. Индивидуальность личности, по В.С. Соловьеву, может быть реализована и увековечена только в единении со всеми, в условиях коллективности бытия и реализации принципа коллективизма[9]. На основании этого коллективизм может быть признан одной из важнейших гуманистических ценностей, непременным условием реализации ценности человека вообще. С учетом вышесказанного, коллективизм может считаться ценностью, следующей по рангу за ценностями свободы, защищенности, справедливости и труда.

Ценности свободы, защищенности, справедливости, труда и коллективизма не могут быть реализованы в полной мере в отсутствие равенства, предполагающего одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным социальным группам и слоям[10], входящим в общество. Принцип социального равенства предусматривает не только равенство прав (равноправие), закрепленных и защищаемых законом, но и равенство обязанностей и возможностей членов общества независимо от любых признаков личности. Естественным является, что люди не равны от природы: уровень физического развития, интеллектуальных способностей, пол, возраст и т.п. у них различны. Различны у членов общества социальное происхождение, образование, квалификация, семейное положение и другие характеристики и признаки. Поэтому полное, абсолютное равенство людей невозможно в принципе, и более целесообразно рассматривать равенство людей как их социальное равенство. Принцип социального равенства включает в себя признание одинаковой ценности индивидов и отрицает возможность сравнения их ценности на основании естественных физиологических, психических, духовных, интеллектуальных, социальных или прочих признаков. С учетом имманентно наличествующих естественных и социальных различий принцип социального равенства предполагает равенство прав, одинаковую доступность для членов общества основных жизненно необходимых социальных благ и услуг, равные возможности реализации личностного потенциала и достижения личного блага, а также - и это важно - равные обязанности и равную ответственность индивидов перед обществом. Один из аспектов защищенности личности включает в себя нивелирование неравенства. Это значит, что само объективно и имманентно присутствующее в обществе неравенство (в первую очередь, экономическое) должно быть организовано и использовано с помощью механизмов государственного управления (налогов, льгот, преимуществ и т.п.) таким образом, чтобы все абсолютно члены общества, независимо от их индивидуальных особенностей, могли извлечь из этого обстоятельства ощутимую пользу в части реализации своей ценности[11] и тем самым достичь максимально возможного личного и коллективного блага. Следовательно, деятельность государства и общества должна быть направлена на минимизацию, устранение или компенсацию правовых, социальных, экономических и других возможных барьеров, препятствующих реализации возможностей, прав и обязанностей личности и на создание условий, при которых только потребности, способности и социально-значимые результаты практической деятельностной активности каждой конкретной личности детерминируют ее статус. Вследствие этого социальное равенство, считающееся одной из базовых ценностей современного общества и его важнейшим социальным завоеванием, является одним из важнейших аспектов справедливости, которая выступает в свою очередь как мера равенства или, наоборот, неравенства между людьми в обществе. В силу этого социальное равенство становится важнейшим условием возможности максимальной самореализации личности. Социальное равенство людей должно быть признано поэтому одним из непременных условий реализации ценности человека, одной из высших ценностей в иерархии этических ценностей.

Наши рекомендации