Выбор системы конструирования
Муляжный метод — метод обработки формы известного изделия для уточнения и корректировки его в натуральную величину. Форма может быть получена любым методом: наколкой, построением расчетной конструкции, при помощи базовых лекал или готовых выкроек. Приемы муляжного метода используются также при проведении примерок в процессе изготовления (пошива) одежды. Муляжный метод появился много веков назад и до сих пор не утратил своей актуальности.
В чистом виде и в полном объеме муляжный метод сегодня применяется довольно редко, но знать его возможности и уметь работать непосредственно с материалом необходимо любому конструктору. В частности, при создании новых форм одежды и ее индивидуальном изготовлении без применения муляжного метода просто не обойтись. Любая примерка и подгонка на фигуру также требует навыков владения муляжным методом.
Длительное и достаточно успешное применение муляжного метода позволяет считать его не только универсальным способом творческого поиска в области моделирования, но и методом решения ряда практических задач в области конструирования одежды для индивидуального и массового производства.
![]() |
Муляжный метод (Рисунок 1).
Пропорционально-расчетный методимел много разновидностей и как бы развивал предшествующие системы кроя. Совершенствование шло в направлении изучения и учета строения тела человека, нахождении более правильного членения деталей и узлов изделия, введение новых дополнительных проекционных измерений. Применительно к условиям массового производства наиболее представительной оказалась координатная система конструирования С. Н. Короткова, разработанная в 1934 г. Используя координатную систему, автор систематизировал ее и обобщил в книге «Конструирование одежды», тесно увязав с технологией изготовления одежды. Интересно что, в этой книге впервые был представлен раздел «Основные признаки, определяющие внешние формы тела человека», подготовленный П. Н. Башкировым. Им были рассмотрены наиболее важные вариации тех морфологических признаков, которые в основном и определяют форму тела человека и, как правило, подвергаются специальному анализу при конструировании одежды.
Пропорционально-расчетный
![]() |
метод (Рисунок 2).
Расчетно - графический метод.
В 1800 году лондонский закройщик Мишель разработал систему кроя, получившую название Дриттель. Автор делил половину обхвата груди на три равные части (по 1/3 для ширины спинки, проймы и переда).
Такой метод позволял создавать однородность покроя одежды для различных размеров.
Это была, пожалуй, первая «сетка» для графических построений чертежа конструкции одежды. Идея проста: разделив исходный рисунок на клетки с одинаковой стороной можно по своему желанию пропорционально увеличивать или уменьшать этот рисунок.
Расчетно - графический метод (Рисунок 3).
Единый метод конструирования.
С 1959 г. ЦНИИШПпроводил работы по созданию единой методики конструирования мужской, женской и детской одежды.Накопленный опыт говорил за то, что методы и приемы построения чертежей конструкций этих изделий практически одинаковы, меняется только сам человек, как объект конструирования. В основу единой методики был положен расчетно-аналитический метод, по которому чертежи конструкции строят путем геометрических разверток сглаженного контура фигуры человека с припусками на свободное облегание и декоративное оформление. В основу размерных характеристик фигуры положены таблицы измерений, полученных на базе антропологических измерений с корректировкой на толщину белья. Расчетно-аналитический метод, предусматривает единый подход к конструированию мужской, женской и детской одежды. Структура основных расчетных формул его остается неизменной, изменяются лишь некоторые параметры — коэффициенты при переменных величинах и абсолютные величины при свободных членах, в зависимости от поло-возрастных особенностей фигуры и вида изделия. Расчетные формулы построены на основе корреляционной связи между размерными признаками тела человека и размерами одежды. Однако размеры одежды определяются не только размерными признаками фигуры, но и припусками, которые не имеют корреляционной связи с размерными признаками фигуры. Таким образом, корреляция распространяется на размерные признаки фигуры, но не на размеры деталей одежды.
Кроме того, в единой методике конструирования, для построения разверток конструкции изделия, например в мужской, из 325 припусков, принятых и расклассифицированных конструктивно, выбирается около 20-ти припусков. Дифференцированный выбор необходимых припусков, опираясь на интуицию, эскиз модели и «творческий простор», затруднителен не только для начинающего, но для опытного конструктора. Кому приходилось, хоть однажды, строить чертежи по этой методике могли заметить, что несмотря на громоздкость графических построений и расчетных формул, даже при удачном на первый взгляд выборе припусков, метод, все же, не обеспечивает необходимой точности построения основы конструкции одежды и требует ее уточнения в процессе изготовления опытных образцов. Уж коли не избежать примерок и подгонок, удобнее было бы пользоваться упрощенным способом построения первичного чертежа или совершенствовать уже проверенные и отработанные конструкции.
Определенный прогресс в качественном развитии расчетно-графических методов стал возможен появлению основополагающих и научно обоснованных данных размерной типологии населения для целей конструирования одежды. Расчетно-графические методы получили широкое распространение в силу элементарности эмпирических расчетов и простоты графических построений. Но при всем их разнообразии и проработанности, эти методы представляют собой «рецепт» для построения конструкции основных деталей одежды определенного вида, покроя, и силуэта применительно к определенному направлению моды и технологии изготовления.
Единый метод конструирования (Рисунок 4)
![]() |
.
Для курсовой работы была выбрана единая методика конструирования одежды. Она дает хорошую посадку на фигуре, при небольшом количестве измерения и формул, требует небольшой подгонки изделия по фигуре.
2.4 Технический рисунок и анализ модели.
В соответствии с эскизом модели составляем технический рисунок и
проводим анализ модели.
-Платье полуприлегающего силуэта.
-Рукав втачной.
-Ткань плательная шерсть.
-Пг=5см, Пт=2см, Пб=2.
-Форма длина естественная.
-Длина плеча естественная.
-Отрезное ниже линии талии на 5см.
-Глубина проймы естественная.
-Форма проймы овальная.
-Форма горловины округлая по основанию шеи.
-Прилегание добиваемся боковыми швами, средним швом и талевыми
вытачками на полочке и спинке.
-На полочке нагрудные вытачки переведенные в боковую линию.
-На юбке спереди и сзади по 4 встречной складки.
-Застежка на потайную тесьму “молния”в среднем шве спинке.
-Рукав одношовный длиной ¾ .
-Длина изделия выше линии колен на 15см.