Эффективность здорового образа жизни
Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. Суммируя возможные результаты и эффективность перехода к здоровому образу жизни можно считать, что он:
ü положительно и результативно снижает или устраняет воздействие «факторов риска», заболеваемость и, как результат, уменьшает затраты на лечение.
ü ускоряет процессы восстановления после физической и умственной деятельности.
ü усиливает иммунные механизмы защиты организма.
ü активирует обменные процессы в организме.
ü способствует тому, что жизнь человека становится все более здоровой и долговечной.
ü обеспечивает хорошее взаимоотношение в семье, здоровье и счастье детей.
ü обеспечивает высокую социальную активность и социальный успех.
ü обуславливает высокую работоспособность организма, снижение усталости на работе, высокую производительность труда и на этой основе – высокий материальный достаток.
ü позволяет отказаться от вредных привычек, рационально распределять бюджет времени с использованием средств активного отдыха.
Приведенная модель здорового образа жизни может быть расширена и детализирована в зависимости от потребностей личности.
Контрольные вопросы
1. Понятие «Здоровый образ жизни».
2. Составляющие модели здорового образа жизни.
3. Рациональный режим жизни.
4. Организация сна.
5. Рациональное питание.
6. Оптимальный двигательный режим.
7. Тренировка иммунитета и закаливание.
8. Воздействие вредных привычек на состояние здоровья молодого поколения.
9. Культура межличностного общения.
10. Психофизическая регуляция организма.
11. Культура сексуального поведения.
12. Оптимизация режима жизни- залог успешности.
13. Критерии эффективности использования здорового образа жизни.
14. Самообразование и самосовершенствование.
ЛЕКЦИЯ 6.
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС.
Личность и ее развитие. Природа эмоций.
Стресс как фактор, влияющий на здоровье человека. Физиологические механизмы стресса. Классификация видов стресса: стресс, эустресс, дистресс, их значение для организма человека. Причины возникновения стресса и дистресса: конфликтные ситуации, информационные перегрузки, межличностные отношения. Эмоциональное неблагополучие (невроз).
Защита и пути преодоления стресса: стратегия «отступления», формирование новой доминанты, дыхательная гимнастика, физические упражнения, методы релаксации, психофизиологическая и идеомоторная тренировки.
ПЛАН
6.1. Что такое стресс?
6.2. Основные положения Селье о стрессе.
6.3. Физиологические основы стресса.
6.4. Психологические основы стресса.
6.5. Классификация стрессоров.
6.6. Функциональные нарушения (болезни адаптации).
6.7. Способы борьбы со стрессом.
6.7.1. Релаксация.
6.7.2. Релаксационные упражнения.
6.7.3. Концентрация.
6.7.4. Ауторегуляция дыхания.
6.7.5. Первая помощь при остром стрессе.
Контрольные вопросы.
«В здоровом теле – здоровый дух», так говорили древние римляне, так говорит Система Здоровья. Правила здоровья, контрастные воздушные и водные ванны, правильное питание, создавая физическое здоровье, одновременно формируют могучую нервную силу и психическое здоровье.
Но существует и другой, не менее справедливый афоризм, принадлежащий мудрецам Востока: «В здоровом духе – здоровое тело». Укрепляя и совершенствуя свой дух, человек укрепляет и свое физическое здоровье. Взаимодействие тела и духа, совершенствует не только физическую, но и духовную энергию человека, делает его более гармоничным, здоровым, творческим.
Здоровая нервная система помогает человеку противостоять всем невзгодам и бурям, которым он подвергается в жизни.
Что такое стресс?
В переводе с английского стресс означает «напряжение, давление». Канадский ученый (медик, физиолог, психолог) Ганс Селье определил стресс как неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное ему требование. Биологическая функция стресса - адаптация. Эта реакция предназначена для защиты организма от различных воздействий: физических, психических. Стресс — это способ достижения устойчивости организма при действии на него повреждающего фактора.
Каждое предъявленное организму требование в каком-то смысле своеобразно, т. е. специфично, но кроме специфического эффекта требование дает неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции, т. е. адаптироваться к возникшей трудности. Из этого следует, что специфичные явления требуют неспецифичного ответа.
В настоящее время стресс является важной причиной смертности, так как он нарушает психосоматическое равновесие. Стресс предъявляет высокие требования к нашей психике, щадя при этом наше тело, «экономя» на нем. Это приводит к дисгармонии природного равновесия.
И все-таки стресса не следует избегать. Г. Силье отмечал «полная свобода от стресса означает смерть», уровень психологического стресса наиболее низок в минуты равнодушия, но никогда не равен нулю.
Организму неважно положительные переживания испытывает человек или отрицательные, стресс зависит только от интенсивности требования.
На рис. 6.1. изображено влияние стрессовой реакции на работоспособность человека.
Рис. 6.1. Соотношение стрессовой реакции и работоспособности.
Стрессовая активация может быть положительной мотивирующей силой, улучшающей субъективное «качество жизни». Такой положительный стресс называют «эустрессом»,а ослабляющий, чрезмерный стресс - «дистрессом».
По мере усиления стресса улучшается общее самочувствие и проявление здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, он становится вредным для организма. Точка, в которой достигается оптимальный уровень стресса, зависит от врожденных биологических, а также приобретенных физиологических и поведенческих факторов.
Механизм стрессовой реакции сформировался на ранней стадии человеческого развития как защитный механизм. За период эволюции этот механизм отшлифован до автоматизма и срабатывает мгновенно. Но в период его формирования перед человечеством стояли другие задачи (убежать от хищного зверя, убить животное, чтобы накормить семью и т. д.). В современном мире люди решают другие проблемы, но механизм стрессовой реакции остался тот же. Защитная реакция запускается, чтобы человек действовал, это команда - «нападай или убегай». Ее задача - быстрая мобилизация энергетических резервов, цель - выжить. Мы живем в цивилизованном мире, и мы не следуем этой команде, мы сдерживаем свои эмоции, а у них нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма.
Концепцию стресса разработал Г. Селье в первой половине XX века. В 1936 г. он ввел понятие «Общий адаптационный синдром» (ОАС). ОАС- это усилие организма приспособиться к изменившимся условиям за счет включения выработанных в процессе эволюции специальных механизмов защиты.