Здоровый образ жизни. Определение. Формирование здорового образа жизни(ЗОЖ).

Самое простое определение здорового образа жизни(ЗЖО) по Ю.П. Лисицыну можно свести к формуле: « всё, что в повескогооедении, деятельности людей благотворно влияет на их здоровье.»

Таким образом, здоровый образ жизни – это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально- экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение здоровья людей.

На самом деле ЗОЖ – это прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека.

Имеет место два направления формирования здорового образа жизни:

1) Создание, развитие, активизации позитивных для здоровья условий, факторов, обстоятельств, по существу, формирования потенциала общественного здоровья.

2) Преодоление, уменьшение факторов риска здоровью.

Формированием ЗОЖ должны заниматься:

1) Государственные учреждения;

2) Общественные организации;

3) Медицинские организации и учреждения;

4) Сам человек.

Методы и формы формирования ЗОЖ – это санитарно-просветительная работа и её основная цель- повышение уровня гигиенической (медицинской) культуры, повышение медицинской активности.

Государство и его учреждения должны решать следующие задачи по формированию ЗОЖ:

1) создание безопасных условий труда;

2) защита среды обитания (экология);

3) выпуск доброкачественных продуктов;

4) создание индустрии здоровья (строительство спортивных комплексов и т.д.);

5) внедрение экономических стимулов ЗОЖ;

6) организация и проведение гигиенического воспитания населения на различных этапах социализации личности (дет. сад., школа, институт, предприятие и т.д.).

Медицинские учреждения решают следующие задачи по формированию ЗОЖ:

1) Своевременная постановка проблем по формированию ЗОЖ перед органами власти.

2) Разработка программ формирования ЗОЖ.

3) Внедрение системы медицинского обслуживания здоровых и практически здоровых.

4) Обеспечение населения достоверной информацией по вопросам ЗОЖ.

Гигиеническое обучение и воспитание населения.

« Профилактика может и должна пронизывать любой вид деятельности в области медицины» - подчёркивают эксперты ВОЗ.

В 1993 году организован Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава РФ, на который возложены функции бывшего Института санитарного просвещения.

Исходя из вышеизложенного:

1) Цель – предупреждение причин заболеваний и повреждений, действующих изначально.

2) Методы – диспансеризация как комплекс различных диагностических, лечебных, профилактических функций.

3) Формы – лекции, занятия, семинары, консультации.

4) Средства – специальные кинофильмы, радио, телевидение, наглядная агитация, стенные газеты (стационар, школа, предприятие).

5) Принципы – сохранение и развитие социально – профилактического направления охраны и укрепления здравоохранения на основе санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий.

Вопросы для повторения и закрепления материала

1) Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения.

2) Первичная медико-санитарная помощь (ПМСП). Определение, задачи, элементы.

3) Факторы риска. Определение факторов риска.

4) Классификация первичных и вторичных больших факторов риска (ВОЗ).

5) Классификация факторов риска по группам населения.

6) Образ жизни. Определение. Элементы образа жизни.

7) Медицинская активность. Определение, элементы.

8) Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Определение.

9) Формирование здорового образа жизни.

10) Гигиеническое воспитание населения – цель, методы, формы, средства, принципы.

Задания для самостоятельной работы

1. Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Определение.

2. Формирование здорового образа жизни.

3. Гигиеническое воспитание населения – цель, методы, формы, средства, принципы.

Тема №7: «Организация медицинской помощи сельскому населению».

Цель обучения: изучить особенности организации медицинской помощи сельскому населению, задачи медицинских работников на каждом этапе оказания медицинской помощи, критерии организации сельского врачебного участка, фельдшерско-акушерского пункта (ФАПа).

Учебно – целевые задачи:

Студент должен знать:

7) Определение лечебно-профилактической помощи.

8) Структуру и задачи основных учреждений лечебно-профилактической помощи.

9) Основные виды деятельности лечебно-профилактических учреждений.

10) Формы преемственности и взаимосвязи между учреждениями лечебно-профилактической помощи.

Студент должен уметь:

8) Использовать полученную информацию анализа и планирования деятельности учреждений здравоохранения при организации медицинской помощи сельскому населению.

9) Применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и во время производственной практики.

Учебно – воспитательные задачи: каждый студент должен знать, что принципиального отличия в организации медицинской помощи жителям сельской местности нет, однако есть особенности, которые обусловлены особенностями их труда и быта.

Результат освоения темы:

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-1 З-1 Знать показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека (в т.ч. профессиональные)
У-1 Уметь планировать, анализировать, оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья населения и влияние на него факторов внешней среды, производственной среды
В-1 Владеть оценками состояния общественного здоровья
ПК-17 З-1 Организацию медицинской помощи сельскому населению, особенности, сельский врачебный участок, структуру, функции, центральная районная больница, функции задачи, областные медицинские учреждения, функции, задачи
У-1 Проводить анализ деятельности ЛПУ, подготавливать рекомендации по совершенствованию медицинской деятельности учреждений здравоохранения
У-2 Использовать полученные знания для совершенствования своей профессиональной деятельности
У-3 Использовать полученную информацию для анализа и планирования деятельности учреждений здравоохранения
У-4 Применять полученные знания для обучения на профильных кафедрах и во время производственной практики
В-1 Владеть методикой сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп

Определение и основные вопросы темы:

Наши рекомендации