Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме трудовой деятельности

Оглавление

1.Введение…………………………………………………………………………3

2. Общие закономерности изменения работоспособно­сти студентов впроцессе обучения………………………………………………………………...5

3.Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности………………………………………………………………8

3.1Использование физических упражнений как средства активного отдыха..94."Малые формы" физической культуры в режиме труда студентов……….10

4.1Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме трудовой деятельности………………………………………………………….12

Заключение………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………..17

Введение.

Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде­ления нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит сни­жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ­ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление.

Работоспособность- потенциальная возможность челове­ка выполнить

целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов челове­ка. Различают максимальную, оптимальную и

сниженную работоспособ­ность.

Утомление- временное объективное снижение работоспо­собности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием мо­тивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления.

Выделяют физи­ческое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное и дру­гие виды утомления.

Переутомление- накопление утомления по причинам нера­ционального режима труда и отдыха при отсутствии своевременного вос­становления. Влечет за собой снижение работоспособности и продук­тивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстрой­ство сна и т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.

Усталость- комплекс субъективных ощущений, сопровож­дающих развитие состояния утомления. Характеризуется чувством сла­бости, вялости,

физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)

Рекреация- отдых, необходимый для восстановления сил ор­ганизма после

физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях

физическими упражнениями, спортом и в других случа­ях.

Релаксация- состояние покоя и расслабленности, возникаю­щее вследствие

снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п.

Может быть непроизвольной, например, при отходе ко сну и произвольной,

вызванной расслаблением мышц, до этого вовлеченных в различные виды активности, принятием спокойной позы, представлением состояния покоя (аутотренинг) и т.д.

Самочувствие- субъективное ощущение внутреннего со­стояния

физиологического и психологического комфорта или дискомфор­та.

2. Общие закономерности изменения работоспособно­сти студентов впроцессе обучения.Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентовпретерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются в те­чение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокойпродуктивностью учебного труда. После звонка они не могут сра­зусосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда иболее 30 минут, прежде чем работоспособность достигает опти­мального уровня.Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышениемработоспособности с определенными колебаниями.Период оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет про­должительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.Третий период - период полной компенсации, характеризуется по­явлениемначальных признаков утомления, которые компенсируются воле­вым усилием и положительной мотивацией.В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарас­тает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также коле­бания продуктивности учебной деятельности.В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспо­собности, которое перед окончанием работы может смениться кратковре­менным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конеч­ный порыв).При дальнейшем продолжении работы, в шестом периоде, про­исходит резкоеуменьшение ее продуктивности в результате снижения ра­ботоспособности иугасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - вре­менно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повы­шенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает са­моподготовку.Наличие второго подъема работоспособности при само­подготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлена и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и др.).Учебная неделя. Динамика умственной работоспособно­сти в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода враба-тывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и снижением в последние дни недели. В неко­торых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва" Типичная кривая работоспособности может изменяться при на­личии факторанервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполне­ние контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача заче­та и т.п.Учебный семестр и учебный год.В начале учебного года в течение 3-3,5недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работо­способности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) на­ступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливает­ся. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к ис­ходномууровню, а если отдых сопровождается активным использованием средствфизической культуры и спорта, наблюдается явление повышеннойработоспособности.Начало второго полугодия также сопровождается периодом враба-тывания,продолжительность которого сокращается по сравнению с пер­вым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособно­сти со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устой­чивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособно­сти, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления. 3.Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности. Среди мероприятий направленных на повышение умственной ра­ботоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмо­ционального и функционального перенапряжения можно рекомендовать следующие:- систематическое изучение учебных предметов студентами в се­местре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов;- ритмичную и системную организацию умственного труда;- постоянное поддержание эмоции интереса;- совершенствование межличностных отношений студентов междусобой и преподавателями вуза, воспитание чувств;- организацию рационального режима труда, питания, сна и отды­ха;- отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркоти­ков, курения и токсикомании;- ДА и физическую тренировку, постоянное поддержание организ­ма в состоянии оптимальной физической тренированности;- обучение студентов методам самоконтроля за состоянием орга­низма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной кор­ректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики. 3.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха.Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигатель­нойдеятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха свя­зано сименем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие. Этот принцип стал основой организации отдыха и в сфере умст­венной деятельности, где подобранные соответствующим образом физиче­ские нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной рабо­тоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные заня­тия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозгавозникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мы­шечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, активизирует сенсо-моторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время актив­ного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстано­вительных процессов. 4. "Малые формы" физической культуры в режиме труда студентов.К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентовотносятся утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, микропаузыв учебном труде студентов с использованием физиче­ских упражнений(физкультминуты). Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, нодостаточно эффективной формой для ускоренного включе­ния студентов вучебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаля­ет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельностьпищеваритель­ных органов, способствует более продуктивной деятельности коры голов­ного мозга. Ежедневная УГГ, дополненная водными процедурами,- эффектив­ное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма. Физкультурная пауза является действенной и доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что после второй пары учебных часов умственная работоспособность студентов на­чинает снижаться.Спустя 2-3 часа после завершения учебных занятий работоспособностьвосстанавливается до уровня, близкого к исходному в начале учебного дня, апри самоподготовке вновь отмечается ее сниже­ние.С учетом динамики работоспособности студентов в течение учебного дняфизкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомен­дуется после 4-х часов занятий и продолжительностью 5 мин. - после каж­дых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления.Проводиться она должна в хо­рошо проветриваемом помещении. Физическиеупражнения подбираются так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших уча­стие в обеспечении учебно-трудовой деятельности.Исследования показывают, что эффективность влияния физкуль­турной паузыпроявляется при 10-минутном ее проведении в повышении работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%. Микропаузы в учебном труде студентов с использованием физи­ческих упражнений (физкультминуты) полезны в связи с тем, что в умст­венном труде студентов в силу воздействия разнообразных факторов воз­никают состояния отвлечения от выполняемой работы, которые относи­тельно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры,монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные ди­намическими (бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре и т.п.) или позотоническими упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц - антогонистов -мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.При продолжительной напряженной умственной работе реко­мендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упраж­нения, через каждые 2 часа проводить динамические упражнения, напри­мер, бег на месте с глубоким ритмичным дыханием.

Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме трудовой деятельности.

Эффективная подготовка специалистов в вузе требует создания условий для

интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и

переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физиче­ским

совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое ис­пользование средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активно­сти и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физи­ческого воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

В цикле исследований (М.Л.Виленский, В.П.Русанов) проверялась

целесообразность проведения занятий физическими упражнениями и спор­том в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается сни­жение

работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протя­жении всего учебного года.

Динамика работоспособности в течение рабочего дня характери­зуется тремя

периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в ре­зультате наступившего утомления.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что проведение занятий

физическими упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели

положительный эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный. Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наи­больший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положи­тельное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последую­щих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает.

Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в не­посредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно по­вышает уровень умственной

работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%.

Лишь спустя 8-10 часов ее уро­вень возвращается к исходному. Негативное

отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.

Проведенные исследования позволяют рассмотреть ряд вариантов проведения занятий в зачетный и экзаменационный период, каждый из которых оказывает положительное воздействие на работоспособность и психоэмоциональное состояние студентов:

1-й вариант - занятия проводятся раз в неделю после сдачи экза­менов.

Продолжительность - 90 мин. Содержание - плавание, спортивные игры,

легкоатлетические и общеразвивающие упражнения умеренной ин­тенсивности;

2-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. со следующей структурой:

упражнения на внимание - 5 мин., общеразвивающие - 10 мин., подвижные и

спортивные игры - 25 мин., дыхательные упражнения -5 мин.;

3-й вариант - два занятия в неделю по 45 мин. по возможности по­сле экзамена.

Их содержание включает общеразвивающие упражнения, разнообразные двусторонние и подвижные игры, которые избираются са­мими студентами. Занятия дополняются ежедневной УГГ, а после 55-60 мин. учебного труда - физкультурной паузой до 5-10 мин.;

4-й вариант - ежедневные занятия по 60-70 мин. умеренной интен­сивности, в

содержание которых включаются плавание, минифутбол, спо­койный бег,

общеразвивающие упражнения. После каждого экзамена про­должительность занятий

увеличивается до 120 мин. Кроме того, через каждые два часа умственной работы выполняется 10-минутный комплекс упражнений;

5-й вариант - отличается комплексной организацией ЗОЖ студен­тов в

экзаменационный период. Его содержание охватывает четкую рег ламентацию сна, питания, самоподготовки, пребывания на свежем воздухе не менее 2 часов в день. Физическая активность определяется выполнени­ем 15-20-минутной зарядки на воздухе, физкультурными паузами после 1,5-2 ч. умственного труда, прогулками на

свежем воздухе по 45-60 мин, после 3,5-4,5 часов учебного труда в первой

половине дня и после 3,5-4 часов умственных занятий - во второй. По желанию студентов вторая про­гулка может заменяться играми с мячом.

Применяемые во всех вариантах спортивные и подвижные игры не должны носить высокоинтенсивного соревновательного характера.

При проведении исследований наблюдались три группы студентов: 1-я группа имела произвольный режим организации жизнедеятельности, где отсутствовал элемент физической активности; у 2-й группы была нор­мализована физическая активность при неупорядоченном сне, питании, самоподготовке, пребывании на воздухе; 3-я группа в течение сессии сохраняла комплексно упорядоченный образ жизни. Полученные во время весенней сессии данные об изменении умственной работоспособности при­ведены в табл. 9.3.

Из таблицы видно, что градиент снижения работоспособности под влиянием

экзаменов существенно меньше в 3-й группе. Это свидетельст­вует о том, что

только при комплексно упорядоченном образе жизни нор­мализуется процесс

восстановления работоспособности в течение дня и недели. Если же ДА

оптимально организована, но не связана с общей структурой жизнедеятельности,

полноценное оздоровление условий жизни студентов в период экзаменов не

обеспечивается.

При проведении учебно-тренировочных занятий в период экза­менов следует

снижать их интенсивность до 60-70% от обычного уровня.

Таблица 5.1

Изменение умственной работоспособности студентов за экза­менационный период,

к исходному уровню, принятому за 100%

Период обследования Группы
1-я 2-я 3-я
Сразу после третьего экзамена 23,1 31,4 46,7
На следующий день 80,3 82,2 99,8
Сразу после завершения всей сессии (четырех экзаменов) 64,5 78,9 89,4
Через неделю после сессии 82,3 89,3 100,5

Нецелесообразно изучать технику новых упражнений и пытаться совершенствовать

ее. Направленность этих занятий можно характеризо­вать как профилактическую,

а для занимающихся спортом - как поддержи­вающую уровень тренированности.

Заключение Динамика учебного процесса с его неравномерностью распреде­ления нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии является своего рода испытанием организма студентов. Происходит сни­жение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональ­ным нагрузкам, возрастает негативное влияние гиподинамики, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; возникает состояние общего утомления, переходящее в переутомление. Позитивный характер изменений умственной работоспособности достигается во многом при адекватном для каждого индивида использо­вании средств физической культуры, методов и режимов воздействия. Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физи­ческой культуры в учебный процесс, обеспечивающих состояние высо­кой работоспособности студентов в учебно-трудовой деятельности, явля­ются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; уско­ренная врабатываемость; способность к ускоренному восстановлению; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбиваю­щим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы.

Список литературы

1. Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М., 2010.

2. Васильева, О.С. Книга о новой физкультуре / О.С. Васильева, Л.Р. Правдина. – Ростов н/Д, 2012.

3. Виленский, М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М.Я. Виленский, В.И. Ильинич. – М., 2009.

4. Социально-биологические основы физической культуры /Я.Н. Гулько. – М., 2012.

5. Физическая культура студента: Учебник / В.И. Ильинича. М:. Гардарики, 2010.

Наши рекомендации