Транснациональные корпорации - элемент развития мировой экономики. Укрепление международной безопасности. Международные экономические отношения

Транснациональные корпорации последней четверти XX века являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда.

Транснациональные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как движущие силы мировой экономики.

Транснациональные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них. Активно воздействуя на международные экономические отношения, транснациональные (международные) корпорации (ТНК) формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

Международные монополии появились еще в начале XX века в форме картелей, деливших между компаниями участвовавших стран рынки сбыта. В международный оборот вовлекались преимущественно денежная и товарная части капитала. Перед первой мировой войной существовало несколько десятков международных картелей, часто распадавшихся и вновь возникавших. В современных условиях, при высоком уровне концентрации производства и огромных размерах вывоза капитала, характер международных монополий резко изменился. Ведущее место заняли транснациональные корпорации (ТНК). Их основу составляет национальный капитал главных капиталистических держав, и они осуществляют широкое производственное внедрение в народно-хозяйственные комплексы всех стран. ТНК создают свои филиалы, в виде промышленных, маркетинговых и торговых фирм, скупают акции национальных компаний, устанавливая контроль над целыми отраслями промышленности стран, в которых они действуют. Содержание деятельности ТНК существенно изменилось по сравнению с началом века: они, например, уже не действуют только в сфере обращения, не ставят перед собой задачи формального разделения сфер влияния и рынков.

ТНК играют ведущую роль в интернационализации производства, получающей все большее распространение в процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран. Развитие современной системы экономических отношений проходит под воздействием ускоряющейся глобализации. Главной силой этого процесса выступают ТНК.

Главным приоритетом внешней политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели необходимо:
-обеспечить благоприятные внешние условия для формирования в стране экономики рыночного типа и для становления обновленной внешнеэкономической специализации Российской Федерации, гарантирующей максимальный экономический эффект от ее участия в международном разделении труда;
-добиваться сведения к минимуму рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности страны;
-способствовать формированию справедливой международной торговой системы при полноправном участии Российской Федерации в международных экономических организациях, обеспечивающем защиту в них национальных интересов страны;
-содействовать расширению отечественного экспорта и рационализации импорта в страну, а также российскому предпринимательству за рубежом, поддерживать его интересы на внешнем рынке и противодействовать дискриминации отечественных производителей и экспортеров, обеспечивать строгое соблюдение отечественными субъектами внешнеэкономической деятельности российского законодательства при осуществлении таких операций;
-содействовать привлече безопасности, то главными составными частями национальной безопасности выступают безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства в таких сферах, как международные отношения, оборона, политическая жизнь, экономика, социальная сфера. При этом понятие "национальная безопасность" охватывает и такие аспекты жизнедеятельности, как, например, "защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств","ядерная безопасность", "радиационная безопасность населения", "химическая и биологическая безопасность", "военно-морская безопасность", "военная безопасность" ,"пожарная безопасность", "информационная безопасность" ,"экологическая безопасность", "транспортная безопасность", "безопасность дорожного движения" ,"авиационная безопасность", "экономическая безопасность" ,"продовольственная безопасность", и др.
Таким образом, термин "национальная безопасность" имеет множество определений, касающихся различных аспектов жизненной практики и затрагивающих различные сферы жизнедеятельности. Важное значение имеет определение, изложенное в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которое дает понятие не только о сущности национальной безопасности, но и о ее структуре. очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики;
-обеспечивать сохранение и оптимальное использование российской собственности за рубежом;
-приводить обслуживание российского внешнего долга в соответствие с реальными возможностями страны, добиваться максимального возврата средств в счет кредитов иностранным государствам;
-формировать комплексную систему российского законодательства и международную договорно-правовую базу в экономической сфере.
-Россия должна быть готова к использованию всех имеющихся в ее распоряжении экономических рычагов и ресурсов для защиты своих национальных интересов.
-Учитывая возрастание угрозы глобальных катастроф природного и техногенного характера, Российская Федерация выступает за расширение международного сотрудничества в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе с привлечением новейших технологий, в интересах всего международного сообщества.

Россия, приверженная ценностям демократического общества, включая уважение прав и свобод человека, видит свои задачи в том, чтобы:
-добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире на основе соблюдения норм международного права;
-защищать права и интересы российских граждан и соотечественников за рубежом на основе международного права и действующих двусторонних соглашений. Российская Федерация будет добиваться адекватного обеспечения прав и свобод соотечественников в государствах, где они постоянно проживают, поддерживать и развивать всесторонние связи с ними и их организациями;
-развивать международное сотрудничество в области гуманитарного обмена;
-расширять участие в международных конвенциях и соглашениях в области прав человека;
-продолжить приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с международными обязательствами России.
Россия - уникальная многонациональная и многоконфессиональная страна. Несовпадение интересов государств, конкуренция, направленная на усиление влияния на мировую политику, создают прямую угрозу национальной безопасности нашей страны.
Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах .
Положение России на мировой арене в настоящий момент можно расценивать как двойственное. С одной стороны, Российская Федерация интегрируется в мировую экономику, включается в проблемы международной безопасности, расширяет сотрудничество с многими странами. С другой стороны, определенные иностранные государства активизируются для ослабления положения России, игнорируют ее интересы, провоцируют конфликтные ситуации с другими странами.
Интересной научной проблемой является соотношение права и безопасности. Казалось бы, данные явления совершенно несовместимы. Однако основным предназначением права в государстве является обеспечение его безопасности. Поэтому данные понятия находятся в двусторонней связи: само право зависит от состояния безопасности в стране (например, действие права в случаях мародерства, грабежа, разбоя и убийств в военное время, в условиях чрезвычайной ситуации, при стихийном бедствии).
В современных условиях национальная безопасность рассматривается как социальное явление, которое включает в себя множество аспектов, закрепленных правом, как состояние, которое аккумулирует множество видов ущерба, а также возможных представлений об угрозах и их последствиях .Современное законодательное определение понятия безопасности включило в себя два базовых компонента: защищенность и ориентацию на прогрессивное развитие .
На конституционном уровне термин "национальная безопасность" отсутствует. В Конституции Российской Федерации говорится о "государственной безопасности" или о "безопасности государства", а 55 речь идет о безопасности государства; в ч. 1 ст. 82 - о безопасности целостности государства; в ч. 1 ст. 114 - о государственной безопасности; в ч. 1 ст. 56 - о безопасности граждан; в ч. 1 ст. 72 - об экологической безопасности) .
Многоаспектность феномена "национальная безопасность" определила неоднозначность и множественность формулировок термина, его обозначающего. Множество понятий национальной безопасности в отечественной литературе объединяет стремление авторов передать это состояние посредством анализа конкретных признаков. Безопасность рассматривается:
как "состояние или положение объекта безопасности, когда для него нет опасности, то есть изменений свойств в худшую сторону" ;
как "состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь нации для противления угрозам для ее существования, исходящим как из других стран, так и изнутри собственной страны";
как "реальная способность быть свободными от внешней опасности".
Что же касается структуры национальной безопасности, то главными составными частями национальной безопасности выступают безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства в таких сферах, как международные отношения, оборона, политическая жизнь, экономика, социальная сфера. При этом понятие "национальная безопасность" охватывает и такие аспекты жизнедеятельности, как, например, "защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств","ядерная безопасность", "радиационная безопасность населения", "химическая и биологическая безопасность", "военно-морская безопасность", "военная безопасность" ,"пожарная безопасность", "информационная безопасность" ,"экологическая безопасность", "транспортная безопасность", "безопасность дорожного движения" ,"авиационная безопасность", "экономическая безопасность" ,"продовольственная безопасность", и др.
Таким образом, термин "национальная безопасность" имеет множество определений, касающихся различных аспектов жизненной практики и затрагивающих различные сферы жизнедеятельности. Важное значение имеет определение, изложенное в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, которое дает понятие не только о сущности национальной безопасности, но и о ее структуре.

Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности. В этих целях Российская Федерация: будет неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений и участвовать в разработке и заключении новых договоренностей, отвечающих как ее национальным интересам, так и интересам безопасности других государств;
РФ готова идти на дальнейшее сокращение своего ядерного потенциала на основе двусторонних договоренностей с США и - в многостороннем формате - с участием других ядерных держав при том условии, что стратегическая стабильность в ядерной области не будет нарушена. Россия будет добиваться сохранения и соблюдения Договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны - краеугольного камня стратегической стабильности. Реализация США планов создания противоракетной обороны территории страны неизбежно вынудит Российскую Федерацию принять адекватные меры по поддержанию на должном уровне своей национальной безопасности;
РФ подтверждает неизменность своего курса на участие совместно с другими государствами в предотвращении распространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки, а также соответствующих материалов и технологий. Российская Федерация - твердый сторонник укрепления и развития соответствующих международных режимов, включая создание Глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий. Российская Федерация намерена твердо придерживаться своих обязательств по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и призывает присоединиться к нему все государства мира;
Она уделяет особое внимание такому аспекту укрепления стратегической стабильности, как обеспечение информационной безопасности; намерена и далее содействовать укреплению региональной стабильности путем участия в процессах сокращения и ограничения обычных вооруженных применения мер доверия в военной области; считает международное миротворчество действенным инструментом урегулирования вооруженных конфликтов и выступает за укрепление его правовых основ в строгом соответствии с принципами Устава ООН. Поддерживая меры по наращиванию и модернизации потенциала быстрого антикризисного реагирования ООН, Российская Федерация намерена продолжать активно участвовать в операциях по поддержанию мира, проводимых как под эгидой ООН, так и, в конкретных случаях, региональными и субрегиональными организациями. Необходимость и степень такого участия будут соразмеряться с национальными интересами и международными обязательствами страны. Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкционировать применение силы в целях принуждения к миру;
Исходит из того, что применение силы в нарушение Устава ООН является нелегитимным и угрожает стабилизации всей системы международных отношений. Неприемлемы попытки внедрить в международный оборот концепции типа "гуманитарной интервенции" и "ограниченного суверенитета" в целях оправдания односторонних силовых акций в обход Совета Безопасности ООН. Будучи готовой к предметному диалогу по совершенствованию правовых аспектов применения силы в международных отношениях в условиях глобализации, Российская Федерация исходит из того, что поиск конкретных форм реагирования международного сообщества на различные острые ситуации, включая гуманитарные кризисы, должен вестись коллективно, на основе четкого соблюдения норм международного права и Устава ООН; будет участвовать в проводимых под эгидой ООН и других международных организаций мероприятиях по ликвидации стихийных и техногенных катастроф, других чрезвычайных ситуаций, а также в оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам; рассматривает как важнейшую внешнеполитическую задачу борьбу с международным терроризмом, способным дестабилизировать обстановку не только в отдельных государствах, но и в целых регионах. Российская Федерация выступает за дальнейшую разработку мер по усилению взаимодействия государств в этой области. Прямая обязанность любого государства -защита своих граждан от террористических посягательств, недопущение на своей территории деятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан и интересов других стран, и непредоставление убежища террористам; будет целенаправленно противодействовать незаконному обороту наркотиков и росту организованной преступности, сотрудничая с другими государствами в многостороннем формате, прежде всего в рамках специализированных международных органов, и на двустороннем уровне.

Эволюция ТНК.

В конце XX - начале XXI в. произошли существенные сдвиги в форме собственности и составе субъектов международных операций ТНК. Так, если в начале и середине XX в. для ТНК был характерен высокий удельный вес союзов монополистов разных стран, включающих операционное объединение капиталов в рамках картелей, трестов, синдикатов и пр., то в настоящее время распространена форма организации бизнеса в виде концерна с единой национальной собственностью, позволяющей значительно повысить степень концентрации управленческой власти.

В системе инвестиционных стратегий ТНК различаются стратегии простой и сложной интеграции, при этом стратегии эволюционируют от простой интеграции к сложной[16].

Стратегия простой интеграции характеризуется прочными связями между материнской компанией и ее зарубежными филиалами, особенно в тех областях, где интенсивно используются трудовые ресурсы, а также связями между ТНК и независимыми фирмами (не филиалами) посредством неакционерных соглашений. При стратегии простой интеграции основным фактором для размещения инвестиций становится наличие дешевого неквалифицированного труда. Его можно дополнить такими факторами, как надежность предложения труда и адекватная физическая инфраструктура для экспорта конечных продуктов. В большей степени учитываются затраты на производство, в меньшей - объем местного рынка и доступ с помощью его к международным рынкам. Стратегия простой интеграции не нова, но получила широкое распространение в условиях глобализации благодаря следующим факторам: развитию ценовой конкуренции; отмене торговых и инвестиционных барьеров; внедрению новых технологий, позволивших быстро менять качество продукции в зависимости от спроса; возможности выхода на международные рынки; размещению за рубежом услуг в ответ на инвестиционный спрос; преимуществам местоположения, в том числе компьютерной грамотности и надежной коммуникационной инфраструктуры.

Стратегия сложной, или комплексной, интеграции подразумевает разделение производственного процесса на специфические области деятельности или функции, размещение их в наиболее подходящем и конкурентном в отношении затрат географическом месте. Это позволяет максимизировать конкурентоспособность корпоративной системы, рассматриваемой как международный портфель местных активов. При этом инвесторов привлекают все меньше природные конкурентные преимущества и все больше инновационные возможности принимающей страны. Владение созданными активами - решающий фактор роста конкурентоспособности фирм в условиях глобализации экономики. Повышение его значимости отражает важнейшее изменение в структуре экономических факторов, прямо воздействующих на размещение ПИИ. Проведение национальным правительством политики, нацеленной на формирование и укрепление национальных инновационных систем, способствует созданию таких активов и развитию, в конечном счете, хорошо сбалансированной и уникальной комбинации факторов размещения ПИИ, повышению конкурентоспособности национальных фирм, а также стимулирует партнерство и взаимодействие между местными и иностранными фирмами в интересах национального роста и развития.

В отличие от ТНК из развитых стран, для которых характерно использование таких фирменных преимуществ на основе владения активами, как технологии, торговые марки и другие виды интеллектуальной собственности, российские ТНК больше полагаются на фирменные преимущества, получаемые благодаря производственным технологическим возможностям, использованию сетей и связей, организационной структуре. Например, российские ТНК обрабатывающей промышленности больше используют преимущества производственно-технологического потенциала и владения активами и в меньшей степени - сети, связи и организационную структуру. В добывающей промышленности превалируют технологические преимущества, а в сфере услуг главным преимуществом является наличие сетей и связей. Наблюдается некоторая тенденция к сближению с ТНК из развитых стран, однако по-прежнему основной упор делается на преимущества, получаемые благодаря доступу к природным ресурсам.

Наши рекомендации