Слайды (фолии), диафильмы

Эти учебно-наглядные пособия приобретаются в учреждениях Российского научно-производственного объединения «Росучприбор» или изготавливаются самостоятельно на прозрачных пленках необходимого формата с использованием технологий компьютерной графики.

Компьютерные обучающие программы и пособия

Электронные обучающие программы, пособия, учебники, мультимедиаэнциклопедии и др. компьютерные продукты находят все большее распространение в учебном процессе. Сегодня они широко применяются не только при использовании традиционных методов обучения, но и в дистанционной форме обучения.

Тренажеры

Для развития у учащихся навыков проведения противошоковых мероприятий и сердечно-легочной реанимации могут использоваться куклы-тренажеры, фантомы-тренажеры и робот-тренажер «Гоша».

Образцы инструментов, приборов и оборудования

Общеобразовательное учреждение может оснащаться образцами малогабаритных аварийно-спасательных инструментов (механических, гидравлических и др.), приборов поиска пострадавших, приборов радиационной, химической и другой разведки, изолирующих и промышленных противогазов, респираторов, аппаратов для проведения сердечно-легочной реанимации и т.п.

ВИТРИНЫ в кабинете ОБЖ позволят знакомить учащихся со средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной и химической разведки. Причём важно иметь их как минимум в двух экземплярах: один (в витрине) – для обозрения, второй (хранящийся в лаборантской) – для практических занятий.

В витринах целесообразно расположить приборы радиационной и химической разведки (ДП-5В, ДП-24, ВПХР и др.), средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы и респираторы), кожи (защитный костюм Л-1 и ОЗК), средства медицинской защиты и профилактики (аптечка индивидуальная АИ-2, индивидуальный противохимический пакет ИПП-8, противопылевые тканевые маски, ватно-марлевые повязки, кровоостанавливающие резиновые жгуты и т.д.), средства пожаротушения, предметы военной атрибутики (погоны, знаки различия, предметы спасательного снаряжения (спасательные жилеты, спусковые устройства и карабины, компасы и т.д.). Полезно иметь также витрины с гербарием вредных и полезных (лечебных) растений, с образцами творчества школьников по курсу ОБЖ.

Витрины удобно делать открывающимися, чтобы при необходимости их экспонаты могли послужить наглядными пособиями в ходе урока.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в кабинете ОБЖ накапливается из года в год. Подшивки журналов «Военные знания», «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности» должны быть доступными для всех учащихся (на журнальном столике или книжной полке). Здесь же должны быть брошюры, издаваемые редакцией журнала «Военные знания». Учебники и наглядные пособия по курсу ОБЖ целесообразно иметь в расчете по 1 экземпляру на двух учащихся. Кроме цветных плакатов, изданных «Военными знаниями», преподавателям ОБЖ полезно разрабатывать собственные иллюстративные материалы, которые должны изготавливать сами учащиеся.

ЛАБОРАНТСКАЯ КОМНАТА необходима для хранения учебного имущества, наглядных пособий, ТСО, литературы, планирующих и отчётно-учётных документов, накапливающихся в соответствии с темами курса. В лаборантской комнате хранятся дорожные знаки, таблицы по Правилам дорожного движения, громоздкие учебные экспонаты (огнетушители, спасательные средства и т.д.). Учебники, наглядные пособия, фильмы и слайды должны быть систематизированы (картотека с формулярами).

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте общие требования к кабинету ОБЖ.

2. Раскройте значение лаборантской комнаты в кабинете ОБЖ.

3. Перечислите средства оснащения кабинета ОБЖ.

4. Какими положениями руководствуется учитель при оборудовании кабинета ОБЖ?

5. Какие макеты и муляжи рекомендовано использовать в учебном процессе по ОБЖ?

6. Какие стенды и плакаты используются при обучении ОБЖ?

7. Какие обучающие компьютерные программы и пособия используются при обучении ОБЖ?

8. Значение учебно-методической литературы при обучении ОБЖ.

9. Каковы психологические условия применения технических средств обучения?

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. – М.: Изд-во ДиК, М.: Изд-во АСТ – ЛТД, 1998. – 548 с.

2. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2003 – 256 с.

3. Крючек Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации по оборудованию кабинета (класса) ОБЖ в общеобразовательном учреждении. – М.: Дрофа, 2003. – 80 с.

4. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России. – 2005. – 128 с.

5. Материалы о преподавании «Основ безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края. – Ставрополь, 2004. – 38 с.

6. Методические материалы и документы по курсу: «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.

7. Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. 5-11 классы. – М. Дрофа, 2004. – 92 с.

8. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе: 5-11 классы: Метод. пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, В.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2002. – 126 с.

9. Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.

Лекция 8. Контроль результатов учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях по безопасности жизнедеятельности

План:

1. Общая характеристика контроля качества знаний в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

2. Функции и виды контроля знаний в педагогическом процессе.

3. Общая характеристика способов (методов) контроля качества знаний.

Наши рекомендации