Отечественной научной литературе
О.Г. Поздеева
Инфраструктура города
Учебное пособие
Екатеринбург
содержание
Введение 3
Раздел 1 Теоретико-методологические основы
исследования инфраструктуры 5
1.1 Становление понятия «инфраструктура» в зарубежной и
отечественной научной литературе 5
Предмет, задачи и объект исследования инфраструктуры 12
1.3 Понятие и сущность инфраструктуры 14
Роль инфраструктуры в развитии территорий в условиях рынка 19
1.5 Классификация и состав инфраструктуры 24
Раздел 2 городСКАЯ Инфраструктура КАК ОБЪЕКТ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 36
2.1. Понятие, сущность и роль инфраструктуры города
в жизнедеятельности населения 36
2.2. Место городской инфраструктуры в жизни общества 43
2.3 Сущность понятия «потребности населения» и их классификация 49
2.4. Классификация городской инфраструктуры и ее состав 66
2.5 Факторы функционирования и развития инфраструктуры города 72
Принципы размещения объектов инфраструктуры города 82
Список литературы 86
Введение
В 90-е годы ХХ века в период рыночных реформ в российском обществе в сфере социального развития произошли радикальные перемены, оказавшие как положительные, так и отрицательные воздействия на функционирование инфраструктуры городов.
Современное состояние инфраструктуры большинства городов России можно охарактеризовать как неудовлетворительное, так как утрачивается потенциал развития инфраструктуры. В современных условиях инфраструктура развивается крайне неравномерно. Если в отдельных инфраструктурных сферах наблюдается бурный рост (например, торговля, предприятия общественного питания), то в других – застой или даже деградация (например, здравоохранение, образование). На протяжении длительного времени вследствие отсутствия возможностей для должного содержания и капитального ремонта множество объектов инфраструктуры различного назначения было ликвидировано, либо изменялась их целевая направленность, увеличивался износ основных фондов, снижался объем и качество услуг, предоставляемых ими.
Целью освоения учебной дисциплины «Инфраструктура города» является формирование компетенций, направленных на получение прочных знаний методологических и методических основ и практических навыков, позволяющих анализировать особенности развития инфраструктурных комплексов в городе, ознакомление с системой методов, применяемых в территориальных исследованиях, формирование способности анализа и оценки инфраструктурных условий для осуществления предпринимательской деятельности.
Результатом освоения дисциплины является формирование у студентов следующих компетенций:
способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов
способность выполнять оценку инвестиционного потенциала региона, муниципального образования
способность разрабатывать рекомендации по улучшению инвестиционного климата и совершенствованию инвестиционной политики в регионе, муниципальном образовании
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные понятия дисциплины;
- классификации объектов инфраструктуры;
- приемы анализа развития инфраструктурных комплексов, сформированных на территории города;
Уметь:
- ориентироваться в текущих городских проблемах;
- проводить анализ развития инфраструктуры города;
- выявлять структурные сдвиги в развитии инфраструктуры города;
- выявлять факторы, влияющие на формирование и развитие городской инфраструктуры;
- формулировать выводы и тенденции;
Владеть:
- навыками мышления, ориентированного на определение картины современного состояния городской инфраструктуры, для выработки системного, целостного взгляда на тенденции еѐ развития;
- навыками научного обоснования функционирования и развития инфраструктуры города.
Раздел 1 Теоретико-методологические основы
Исследования инфраструктуры
Становление понятия «инфраструктура» в зарубежной и
отечественной научной литературе
Процесс формирования инфраструктуры довольно длительный и он неразрывно связан с определенными ресурсами, жестко привязан к территории, и во многом зависит от территориальной организации сферы производства и сферы обращения на конкретной территории.
Выявление особенностей развития инфраструктуры на территориальном уровне – важное звено в анализе и прогнозирование экономического развития. Термин «инфраструктура» имеет принципиальное значение и определяется той функций, которую выполняет инфраструктура в развитии экономики, являясь органической частью любой территориальные системы.
Прежде чем переходить к изучению сущности, состава, функций инфраструктуры давайте определимся с понятием «инфраструктура» и генезисом данной категории.
Объективные причины появления термина «инфраструктура» прежде всего, связаны с развитием производительных сил, с усилением роли транспорта, связи, с появлением таких форм организации производства, как специализация, концентрация и иных процессов в экономике.
Изучение инфраструктуры ведется с начала ХХ века, само понятие «инфраструктура» (в переводе с английского – основа, фундамент) впервые стало применяться в экономической литературе США и Западной Европы только с 40-х годов ХХ века.
Первоначально термин «инфраструктура» появился в военной терминологии для обозначения вспомогательных служб и систем, которые обеспечивали военные и хозяйственные нужды.
В экономическую литературу этот термин ввел в 1955 г. американский ученый П. Розенштейн-Родан, определивший инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения. Он выделил два основных вида: хозяйственную и социальную инфраструктуру.
В целом в зарубежной литературе проблемам развития инфраструктуры стали уделять особое внимание с начала 60-х гг. (см. труды Д.Кларка, М.Маршалла, Р.Фрэя, Е.Симониса, Ш Штонера, Д.Рэя и др.). Большинство этих авторов трактуют инфраструктуру как совокупность отраслей связи, транспорта, материально-технического снабжения, сферы услуг и институциональную сферу (органы юстиции, нотариат, муниципалитет и т.д.).
В работах зарубежных ученых, посвященных проблемам инфраструктуры, предлагаются различные подходы к определению ее содержания.
По предмету исследования (первый подход) можно выделить три определения.
1. Инфраструктура — комплекс условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения.
2. Инфраструктура — совокупность материальных, институциональных и индивидуальных видов оборудования, имеющихся в распоряжении хозяйственных единиц, обеспечивающих при целесообразном размещении ресурсов полную интеграцию и высокий уровень хозяйственной деятельности.
3. Инфраструктура — совокупность отраслей, производящих услуги, необходимые для развития экономики, и характеризующихся длительностью строительства и сроков службы объектов.
При первом подходе в инфраструктуру включаются вспомогательные, дополнительные отрасли, виды производств или виды деятельности, обслуживающие производство и население. К отраслям инфраструктуры в этом случае относят:
- научные исследования,
- подготовку и переподготовку квалифицированных кадров для производства,
- информационное обеспечение,
- транспорт и связь,
- торговлю,
- материально-техническое снабжение,
- природоохранную деятельность,
- производственно-технологическое управление,
- инженерные сооружения,
- ремонтные службы,
- сферу обслуживания населения.
Признаком для отнесения перечисленных отраслей к инфраструктурным при данном подходе служит та их особенность, что эти отрасли не имеют конечного продукта, но необходимы для функционирования производства.
Ряд авторов наряду с перечисленными отраслями в состав инфраструктуры включают строительство дорог, портов, аэродромов, станций и других инженерных сооружений, что, на наш взгляд, не совсем правомерно, поскольку строительство представляет собой не вспомогательный или дополнительный вид деятельности, а одну из ведущих отраслей производства. Такой подход не совсем точно отражает сущность инфраструктуры, так как набор представленных отраслей разнороден по функциональному назначению: включает как целые отрасли экономики, так и отдельные виды деятельности, а также исключает население.
По признаку включения объектов в состав инфраструктуры (второй подход) выделяются три группы определений:
1. Под инфраструктурой понимается вся система обслуживания производства и населения.
2. Инфраструктура определяется как система обслуживания производства.
3. К инфраструктуре относятся отрасли услуг, в которых происходит продолжение процесса производства в обращении.
При втором подходе к инфраструктуре относятся, прежде всего:
- транспорт всех видов,
- связь,
- материально-техническое снабжение,
- складское хозяйство,
- отрасли, связанные с обслуживанием и управлением процессом воспроизводства.
При этом инфраструктура определяется как совокупность элементов производительных сил в виде отраслей, производств и видов деятельности, функциональное назначение которых состоит в создании общих условий, обеспечивающих эффективное развитие производства. Так, например, применительно к агробизнесу, в состав инфраструктуры включаются отрасли агросервиса, обслуживающие процесс производства продукции, и обращения продукции, обеспечивающие бесперебойное продвижение произведенной продукции до потребителя. К отраслям агросервиса при этом относят сферу материально-технического снабжения, ремонт и техническое обслуживание, агрохимическую службу, мелиорацию, рекультивацию, научное и информационное обеспечение, дорожную систему, систему заготовок, хранения, сбыта продукции.
Недостаток такого подхода заключается в том, что состав инфраструктуры определен по единственному признаку — обслуживание производства, в результате понятие «инфраструктура» отождествляется с понятием «сфера услуг».
Различные подходы зарубежных специалистов к определению понятия «инфраструктура» позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, в качестве признаков инфраструктуры выделяются создание общих условий для производства и обеспечение продолжения процесса производства в обращении. При этом учитывается, что состав отраслей инфраструктуры характеризуется определенной гибкостью, зависит от уровня территориального образования, очередных задач, решаемых в том или ином периоде, масштаба созданного ранее потенциала, региональных особенностей.
Во-вторых, необходимо отличать понятие инфраструктуры как совокупности отраслей, обслуживающих основное производство, от понятия экономического потенциала или материально-технической базы производства, как совокупности материальных объектов, входящих в эти отрасли.
В-третьих, необходимо различать понятия «инфраструктура» и «сфера услуг». Первое понятие охватывает отрасли, создающие условия, необходимые для продвижения продукции от производства до конечного потребления, а второе понятие — отрасли, производящие специфический продукт в виде услуги.
В-четвертых, несмотря на различные трактовки понятия «инфраструктура», в работах западных экономистов прослеживается общий признак инфраструктуры. То есть инфраструктура рассматривается под углом зрения источников финансирования инвестиций. Поскольку финансирование инфраструктуры в экономически развитых странах осуществляется в основном из госбюджета, западные экономисты трактуют эти инвестиции как «дополнительный общественный капитал» или «накладные социальные издержки», то есть инвестиции в инфраструктуру трактуются как предшествующие инвестициям в промышленность и сельское хозяйство, как неприбыльные, формируемые за счет всего общества.
Возникновение и становление понятия «инфраструктура» в экономической отечественной литературе. В отечественной научной литературе первыми стали рассматривать этот термин специалисты регионального направления и экономической географии, а затем уже и ученые других специальностей. В конце 60-70 –х гг. данной проблеме большое внимание уделяли такие ученые как И. Майергойз, 1971, Э. Алаев, С. Дебабов, 1973.
Они быстро выделили региональный характер этой категории, ее пространственное значение и определили, что инфраструктура отвечает потребностям именно региональной экономики и региональной политики. Отечественные ученые первыми поставили вопросы о составе инфраструктуры, о специфике размещения ее объектов и о специфике размещения других объектов относительно объектов инфраструктура (Николаев С.А.), о социально-экономической эффективности инфраструктуры (Красовский В.П., Перелешина Н.И.), вопросы сбалансированного развития инфраструктуры и народного хозяйства на территории, оптимальной организации инфраструктуры в регионе. Но эти исследования не были идеальными и одним из самых существенных недостатков региональных подходов является то, что инфраструктура рассматривалась только как материально-вещественная субстанция.
Политэкономы также пытались осмыслить данный термин, например, С. Жамин, В.П. Красовский представляли ее как часть экономики, которая выступает за ускорение процесса воспроизводства; Б. Хомелянский определял сущность инфраструктуры в характере труда и продукта, т.к. продукт, создаваемый на объектах инфраструктуры, выступает не в материально-вещественном виде, а в виде услуги. Иными словами их исследования опирались на отраслевой подход. Политэкономы выделили отраслевые пропорции развития инфраструктуры, но в их исследованиях была явная диспропорция, ибо они большее внимание уделяли рассмотрению социальной инфраструктуры, по сравнению с производственной.
Отраслевые экономисты первоначально сосредоточивали свои исследования на проблемах транспорта, связи, материально-технического снабжения, но позже они стали распространять свои критерии и на всю инфраструктуру. Особенно акцент ставился на коммуникативность инфраструктуры, но в сферу их исследований попадала только производственная инфраструктура, а социальная инфраструктура ими почти не рассматривалась. Этот подход получил в отечественной литературе широкое распространение, но его критиковали и регионалисты, и политэкономы.
Несмотря на различные точки зрения при исследовании проблем инфраструктуры было выделено и общее во всех этих подходах, а именно:
1) все ученые разделяют объекты, которые обеспечивают, и объекты, которые обеспечиваются;
2) инфраструктура дает вне отраслевой эффект;