Анализ сети учреждений и организаций сферы культуры и бытового обслуживания
Согласно требованиям, установленным Федеральным Законом №121 ФЗ «Об общих принципах территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории муниципального образования желательно наличие необходимой социальной и коммунальной инфраструктуры. В случае объединения северо-западных районов Ярославской области должна быть решена задача сохранения сложившейся системы оказания социальных услуг населению и услуг всего жизнеобеспечения территории объединённого района.
Проведённый в этом направлении анализ учитывал сопоставление соответствующих показателей по разным районам с нормативными данными и сопоставление со средними значениями таковых показателей по Ярославской области.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Нормативная потребность в учреждениях дошкольного образования согласно распоряжения Правительства РФ от 19 октября 1999 года составляет 60 мест на сто детей в городе и сорок мест на сто детей в сельской местности. Региональные нормативы в нашей области определяют минимальную обеспеченность в 45-57 мест на тысячу жителей.
Показатель доли детей в возрасте от одного до шести лет, получающих дошкольное образование в общей численности детей этого возраста в среднем по области составляет около 70 процентов. Лидерами по таким показателям являются Мышкинский, Некоузский,
Рыбинский и Угличский муниципальные районы. В группе северо-западных районов низшие результаты у Брейтовского муниципального района.
В результате объединения северо-западных районов области показатель их обеспеченности естественным образом должен возрасти и по предварительному расчёту должен превысить среднеобластной. Так в объединённом северо-западном большом районе он может составить 50 процентов против среднеобластного, выражающегося в цифре 47 процентов. Но исследовательская объективность требует признать, что в наиболее отдалённых местностях созданного большого района ситуация может стать и не такой хорошей.
В случае плохой подготовленности объединительных процессов возможен отток населения из дальних местностей и это может привести к закрытию там дошкольных детских учреждений.
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Региональные нормативы Ярославской области определяют минимальную обеспеченность общеобразовательными учреждениями в 99 мест на тысячу жителей. На 2012 год в Брейтовском районе действовали четыре общеобразовательных Учреждения с 673 учащимися. В Мышкинском районе действовали девять общеобразовательных учреждений с 900 учащимися. И в Некоузском районе - 13 учреждений с 1439 учащимися.
Неблагоприятные демографические обстоятельства в сельских местностях однозначно ведут к сокращению числа сельских школ. Так лишь за последнее время в Мышкинском районе прекратила свою работу Кирьяновская средняя школа в мышкинском Заволжье, а в Некоузском районе Станиловская средняя школа. Наполняемость сельских общеобразовательных учреждений повсеместно ниже 50 процентов и столь же повсеместно существует тенденция к дальнейшему понижению показателя.
Оптимизация общеобразовательных учреждений ведёт к однозначному свёртыванию их сети на селе и лишь незначительно повышает показатель наполняемости оставшихся таковых учреждений.
Мы не можем утверждать, что процесс укрупнения муниципальных образований способен привести к улучшению наполняемости школ. Напротив повсеместно наблюдаемые сейчас социальные процессы, протекающие в сельских местностях, ведут к перемещению населения в имеющиеся в этом географическом регионе городские центры Мышкин и Углич. И выполнение укрупнительных действий в северо-западной группе районов не окажет положительного влияния на возрастание числа обучающихся, а в отдельных местностях приведёт к его сокращению.
ЗДРАВОХРАНЕНИЕ
В этом случае анализ был направлен на расчёт показателей числа учреждений здравоохранения, числа больничных коек, мощности амбулаторно - поликлинических учреждений, численности врачей и среднего медицинского персонала.
Обеспеченность населения амбулаторно- поликлиническими учреждениями в среднем по Ярославской области составляет 229,5 посещений за смену в расчёте на 10 тысяч жителей. Максимальные значения этого показателя значатся как раз в северо-западной группе районов - в Брейтовском, Некоузском, Мышкинском муниципальных районах. Обеспеченность врачами в этой группе районов у Некоузского района- 23,3 на десять тысяч жителей против 22,5 в Мышкинском и 24,4 в Брейтовском районах.
Но, как видим, в целом показатели трёх районов в этой сфере достаточно близки, так по обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями, посещениями в смену на десять тысяч жителей показатели выражаются следующими цифрами: в Некоузском районе- 253, в Мышкинском- 338,3 и в Брейтовском районе- 359,5.
Но и здесь нельзя не отметить, что эти показатели напрямую связаны с действиями по оптимизации системы здравоохранения. Так в Мышкинском районе прекратила свою деятельность Рождественская сельская больницам, и это не замедлило ощутимо сказаться на понижении значений всех показателей.
Проведённый анализ не может дать оптимистических прогнозов на расширение работы сферы здравоохранения, совершенствование её деятельности в отдалённых местностях. Но с проведением укрупнительных процессов может существенно улучшиться положение с возрастанием числа врачей - узких специалистов и против прежнего будет возможность приблизить их деятельность к объединённым территориям. И при объединении названных муниципальных районов рекомендуется непременно сохранить объём работы и сегодняшнюю статусность больниц в городе Мышкине и сёлах Брейтово и Новый Некоуз.
В настоящее время каждый из трёх северо-западных муниципальных районов имеет одну центральную районную больницу. В Брейтовском районе она располагает 55 койками, в Мышкинском районе 57 койками и в Некоузском - 154 койками. В случае объединения трёх муниципальных районов рекомендуется на первом этапе сохранить за всеми тремя имеющимися больницами статус районных больниц.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ.
Доля населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом в северо-западных районах, наиболее высока в Мышкинском муниципальном районе (17,2% против 15,72% в Некоузском районе и 10,63% в Брейтовском районе). Наиболее современными спортивными сооружениями обладает Мышкинский район. Здесь в городе Мышкине построен современный стадион имени великих русских футболистов братьев Бутусовых с искусственным покрытием футбольного поля, современными игровыми площадками и необходимыми по нормативам вспомогательными помещениями от душевых до комментаторских кабин. И здесь завершается строительство современного физкультурно-оздоровительного комплекса, способного принимать спортивные мероприятия федерального значения. По этим показателям Мышкинский район несравним со своими северо-западными соседями.
КУЛЬТУРА.
Районы северо-западной части Ярославской области вполне сравнимы по наличию Домов культуры, учреждений дошкольного детского образования и числу библиотек. Но они имеют значительные различия в содержании своей работы. Мышкинский районный Дом культуры и Мышкинская районная Опочининская библиотека имеют значительные качественные отличия от своих соседей в других районах, выполняют значительно большие объёмы работы и обладают примечательной методикой проведения своих мероприятий. Об этом будет рассказано в нижеследующих главах и параграфах Концепции. По наличию музеев и иных туристических объектов показа Мышкинский район несравним с соседями. Здесь активно работают десять музеев разной формы собственности. Их деятельность, обеспечивающая приём за год в среднем до двухсот тысяч посетителей, будет раскрыта в нижеследующих частях «Концепции».
...За последние двадцать лет во всех сельских районах Ярославской области идёт неуклонное сокращение количества учреждений культуры. Тенденция к этому определилась ещё в годы так называемого зрелого социализма, в советском периоде истории России. В постсоветский период эта тенденция стала печальной реальностью. Сеть сельских учреждений культуры во всех трёх северо-западных районах испытывает жёсткое влияние изменения количества и структуры спроса на её услуги населению.
Но в этой сфере Мышкинский район обладает значительными качественными особенностями. Одна из составляющих систем культуры (а именно музейное дело) обрела чётко выраженный вектор активного развития. И это наблюдается не только в городском центре района, а и в сельской местности, в обеих сельских поселениях района. Это примечательное направление развития сферы культуры Мышкинского района мы отразим в нижеследующих частях Концепции.
В случае укрупнения северо-западных районов Ярославской области необходима внимательная оценка содержания и перспектив работы сферы культуры. В объединяемых территориях система учреждений культуры должна быть сохранена в каждой из объединяемых территорий и ей следует обладать комплексным характером своих основных узлов.
Для достижения такой цели в комплекс учреждений культуры нужно включать культурно-досуговое учреждение, библиотеку, музей и учреждение для дошкольного образования детей в области культуры. В реализации такого подхода будет полезным изучение опыта работы Мышкинского района, где во многих случаях уже достигнуты такое содержание и такая тематика работы.
Качественное преобразование муниципальных районов при их объединении должно учитывать задачу сохранения достойной статусностиголовных муниципальных учреждений культуры. Сейчас действующие районные библиотеки должны сохранить своё районное значение, а Опочининская библиотека города Мышкина должна получить значение и статус центральной районной библиотеки нового большого района.
Учреждения культурно-досугового типа по сравнению с библиотеками не испытывают исчерпанности своего назначения и по- прежнему широко востребованы населением. В частности, деятельность Мышкинского районного Дома культуры обладает высокой популярностью и за последние десять лет коллектив ДК добился значительной диверсификации своей работы и значительного углубления основных направлений своих занятий. Это убедительный пример того, что Дома культуры отнюдь не выработали свой ресурс и было бы преждевременным вести для них поиск значительного числа дополнительных услуг населению.
Определённый объём новых дополнительных услуг отчасти уже предоставляют и библиотеки, и Дома культуры, и музеи. И в этом направлении опять же будет весьма полезно обратиться к опыту и методам работы, применяемым в Мышкинском районе. Отнюдь не случайно при опросах населения сфера культуры этого района получила высокую оценку респондентов.
В целом сфера культуры в трёх северо-западных районах несмотря на большие изменения в степени востребованности её подразделений (особенно библиотек) имеет существенные новые возможности своего развития. Уместно ещё раз подчеркнуть ценность опыта, наработанного в Мышкинском районе, он может быть полезным для других местностей нового объединенного района.
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА.
Во всех трёх северо-западных районах действуют учреждения социальной защиты и социального обеспечения. При проведении объединительных действии необходимо с высокой степенью осмотрительности отнестись к сохранению их сети. Должны быть продуманы их взаимодействие и их новая районная подчинённость, но вся действующая сейчас их система, безусловно, должна быть сохраняема. Непродуманная и неподготовленная оптимизация этой сферы жизнеобеспечения приведёт к резкому ухудшению быта населения и к формированию устойчивой негативной оценки объединительных действий.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСТНОСТЬ.
Норматив обеспеченности объектами пожарной охраны в Ярославской области составляет одно пожарное депо на одну тысячу жителей. И в целом по области и в группе северо-западных районов достигнут весьма положительный показатель таковой обеспеченности, равный 180 процентам к нормативному. Максимальный уровень обеспеченности по области характерен дня Мышкинского и Некоузского районов. Показатели Брейтовского района значительно скромней, но для областного зачёта они тоже весьма высоки (287,6 процента!) в то время как например в Некрасовском и Любимском районах этот показатель равен соответственно 121 и 131 проценту.
В Мышкинском и Некоузском районах эти показатели заходят за 400 и 560 процентов. И идёт дальнейшее повышение обеспеченности парками пожарной техники по причинам отдалённости некоторых местностей от уже имевшихся пожарных депо.
В случае объединения районов таковая обеспеченность в новом большом районе будет оставаться лучшей в области, около пятисот процентов против 57 в предполагаемом Центральном районе, который может включить Ярославский, Некрасовский и Большесельский муниципальные районы.