Ценностные ориентации студентов на физическую культуру и спорт
Ценностные ориентации на физическую культуру и спорт основаны на том, что сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, т. к. физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.
Ценность - это понятие, которое получило широкое распространение при изучении личности. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для общества и человека. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духовной культуры личности, важными регуляторами поведения. Каждый тип культуры имеет свою специфическую систему ценностей.
Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно.
Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от квалификации и возраста занимающихся сознательно создает на занятиях познавательные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся сами должны принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных задач.
Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретаемые занимающимися, служат их духовному обогащению, способствуют развитию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать средства физического воспитания в повседневной жизни.
Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития. В результате осуществления физического воспитания повышается жизнедеятельность организма, что ведет к росту продуктивности умственной деятельности.
Под здоровьем понимается нормальное развитие всех органов и систем целостного человеческого организма, обеспечивающее его активную деятельность в конкретно-исторических условиях жизни.
Здоровье населения страны рассматривается как самая большая ценность, как условие для полноценной деятельности. На базе крепкого здоровья и хорошего развития физиологических систем организма можно достигнуть высокого уровня развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уровня физических способностей, продлевая работоспособность людей.
Физические упражнения улучшают течение компенсаторно-приспособительных реакций организма при старении, предупреждают его преждевременное наступление, замедляют инволюцию дыхательной функции, способствуют продлению жизни и творческой активности человека.
При решении любых специальных задач физического воспитания (спортивная тренировка, производственная гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка и т. д.) обязательным должно оставаться достижение оздоровительного эффекта.
В связи с этим одним из обязательных условий при занятиях физической культурой и спортом является медицинский и педагогический контроль за состоянием здоровья занимающихся со стороны преподавателя и врача.
Физическая культура и спорт как общественные явления имеют национальную и интернациональную формы развития.
Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представителям других стран, к их обычаям, позволяют преодолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмосферу взаимопонимания между людьми, поощряют международное сотрудничество.
Мощнейший прорыв в область высоких спортивных технологий во многих странах мира заставляет людей обмениваться новыми технологиями в изготовлении оборудования, инвентаря, одежды, обуви, строительстве новых оригинальных сооружений. Современные медицинские технологии позволяют использовать нетрадиционные средства фармакологической поддержки и восстановления работоспособности спортсмена. Эти технологии становятся достоянием всей мировой спортивной индустрии.
Сегодня можно наблюдать высокую эффективность технологий в области методики спортивной подготовки, спортивной техники, программирования тренировок.
Все это свидетельствует о том, что спорт развивает и создает совершенно уникальную продукцию, обладающую высокой социальной ценностью.
В дальнейшем развитие спорта предполагает размывание национальных и континентальных границ. Уже сейчас спортсмены разных государств играют в национальных командах, участвуют в открытых национальных первенствах, тренируются в национальных центрах, тренеры работают в различных национальных командах. Лучшие достижения в области науки и методики становятся достоянием всех спортсменов мира.
Физическая культура и спорт как часть экономической системы неразделимы в современных условиях. Спортивная индустрия включает в себя производство спортивных товаров, рекламный спортивный бизнес, профессиональный спорт, спортивные средства массовой информации. Интенсивная коммерциализация современного спорта связывается с получением доходов: от спонсорской деятельности, от продажи телевизионных прав на трансляцию самых различных соревнований, от рекламных кампаний, от продажи билетов, символики, от средств, получаемых вследствие заключения контрактов со спортсменами, тренерами. В спортивную индустрию вовлекаются миллионы людей. Спорт создает рабочие места.
В высшем учебном заведении общее руководство физической и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, государственной программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья студентов в течение учебного года осуществляется здравпунктом вуза.