Ценностные ориентации студентов на физическую культуру и спорт

Ценностные ориентации на физическую культуру и спорт основаны на том, что сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, т. к. физическая культура и спорт - общепризнанные матери­альные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности.

Ценность - это понятие, которое получило широкое распространение при изучении личности. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для общества и человека. Ценности существуют независимо от конкретной личности как элемент культуры и становятся элементами духов­ной культуры личности, важными регуляторами поведения. Каждый тип культу­ры имеет свою специфическую систему ценностей.

Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосред­ственно и опосредованно.

Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. Педагог по физической культуре и спорту в зависимости от ква­лификации и возраста занимающихся сознательно создает на занятиях познава­тельные и проблемные ситуации различной степени сложности. Занимающиеся сами должны принимать решения, действовать активно и творчески подходить к решению поставленных задач.

Разнообразные новые знания в области физической культуры, приобретае­мые занимающимися, служат их духовному обогащению, способствуют разви­тию умственных способностей, позволяют более эффективно использовать сред­ства физического воспитания в повседневной жизни.

Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие фи­зических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое усло­вие для нормального умственного развития. В результате осуществления физи­ческого воспитания повышается жизнедеятельность организма, что ведет к росту продуктивности умственной деятельности.

Под здоровьем понимается нормальное развитие всех органов и систем цело­стного человеческого организма, обеспечивающее его активную деятельность в конкретно-исторических условиях жизни.

Здоровье населения страны рассматривается как самая большая ценность, как условие для полноценной деятельности. На базе крепкого здоровья и хорошего раз­вития физиологических систем организма можно достигнуть высокого уровня раз­вития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Физическое воспитание обеспечивает долголетнее сохранение высокого уров­ня физических способностей, продлевая работоспособность людей.

Физические упражнения улучшают течение компенсаторно-приспособитель­ных реакций организма при старении, предупреждают его преждевременное на­ступление, замедляют инволюцию дыхательной функции, способствуют продле­нию жизни и творческой активности человека.

При решении любых специальных задач физического воспитания (спортив­ная тренировка, производственная гимнастика, профессионально-прикладная физическая подготовка и т. д.) обязательным должно оставаться достижение оз­доровительного эффекта.

В связи с этим одним из обязательных условий при занятиях физической куль­турой и спортом является медицинский и педагогический контроль за состояни­ем здоровья занимающихся со стороны преподавателя и врача.

Физическая культура и спорт как общественные явления имеют национальную и интернациональную формы развития.

Международные спортивные встречи воспитывают уважение к представите­лям других стран, к их обычаям, позволяют преодолевать расовые предрассудки, позволяют создавать атмосферу взаимопонимания между людьми, поощряют международное сотрудничество.

Мощнейший прорыв в область высоких спортивных технологий во многих странах мира заставляет людей обмениваться новыми технологиями в изготовле­нии оборудования, инвентаря, одежды, обуви, строительстве новых оригиналь­ных сооружений. Современные медицинские технологии позволяют использовать нетрадиционные средства фармакологической поддержки и восстановления ра­ботоспособности спортсмена. Эти технологии становятся достоянием всей ми­ровой спортивной индустрии.

Сегодня можно наблюдать высокую эффективность технологий в области методики спортивной подготовки, спортивной техники, программирования тре­нировок.

Все это свидетельствует о том, что спорт развивает и создает совершенно уникальную продукцию, обладающую высокой социальной ценностью.

В дальнейшем развитие спорта предполагает размывание национальных и континентальных границ. Уже сейчас спортсмены разных государств играют в национальных командах, участвуют в открытых национальных первенствах, тре­нируются в национальных центрах, тренеры работают в различных национальных командах. Лучшие достижения в области науки и методики становятся достояни­ем всех спортсменов мира.

Физическая культура и спорт как часть экономической системы неразделимы в современных условиях. Спортивная индустрия включает в себя производство спортивных товаров, рекламный спортивный бизнес, профессиональный спорт, спортивные средства массовой информации. Интенсивная коммерциализация со­временного спорта связывается с получением доходов: от спонсорской деятельно­сти, от продажи телевизионных прав на трансляцию самых различных соревнова­ний, от рекламных кампаний, от продажи билетов, символики, от средств, получа­емых вследствие заключения контрактов со спортсменами, тренерами. В спортив­ную индустрию вовлекаются миллионы людей. Спорт создает рабочие места.

В высшем учебном заведении общее руководство физической и спортивно-массовой работой среди студентов, а также организация наблюдений за состоя­нием их здоровья возложены на ректора. Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому вос­питанию студентов в соответствии с государственным образовательным стандар­том высшего профессионального образования, государственной программой воз­ложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физ­культурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с ка­федрой. Медицинское обследование и наблюдение за состоянием здоровья сту­дентов в течение учебного года осуществляется здравпунктом вуза.

Наши рекомендации