Анализ проведения занятия с позиций здоровьесбережения
Одна из форм контролирующей деятельности руководителя образовательной организации любого уровня - посещение занятий преподавателей.
Большинство позиций, по которым традиционно проводятся проверки, касаются сугубо педагогических критериев проведения занятия. Однако почти каждый из этих критериев имеет связь с проблемой здоровья обучающихся, а иногда и преподавателей.
Перечислим кратко, на что следует обращать внимание при оценке занятия в указанном аспекте:
1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.).
2. Число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение задач и др. Норма -4—7 видов за 45 минут (1-2 курсы).
Однообразность занятия способствует утомлению обучающихся, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот, частые смены одной деятельности другой требуют от обучающихся дополнительных адаптационных усилий.
3. Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма -7-10 минут.
4. Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма - не менее трех видов.
5. Чередование видов преподавания. Норма - не позже чем через 10-15 минут.
6. Наличие и выбор поэтапного применения на занятии методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию.
Это такие методы:
• метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.);
• активные методы (студенты в роли преподавателя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, студент как исследователь);
• методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение преподавателя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8. Позы обучающихся, чередование поз (наблюдает ли преподаватель реально за посадкой обучающихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
9. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии - их место, содержание и продолжительность. Норма - на 15-20 минут занятия по одной минуте из трех легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения.
10. Наличие в содержательной части занятия следующих позиций:
• вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни;
• демонстрация, прослеживание этих связей;
• формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;
• выработка понимания сущности здорового образа жизни;
• формирование потребности в здоровом образе жизни;
• выработка индивидуального способа безопасного поведения;
• сообщение обучающегосями знаний о возможных последствиях неправильного выбора поведения и т. д.
11. Наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.) и используемые преподавателем методы повышения этой мотивации.
12. Психологический климат на занятии.
13. Наличие на занятии эмоциональных разрядок:
• шуток;
• улыбок;
• использование юмористических картинок;
• поговорок;
• афоризмов с комментариями;
• небольших стихотворений;
• музыкальных минуток и т. п.
В конце занятия следует обратить внимание на следующее:
14. Плотность занятия, то есть количество времени, затраченного обучающегосями на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80%.
15. Момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у обучающихся в процессе учебной работы.
Норма:
• не ранее чем через 25-30 минут на 1 курсе;
• 35-40 минут на 2 курсе;
• 40 минут 3-4 курсы.
16. Темп и особенности окончания занятия:
• быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы обучающихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
• спокойное завершение занятия: студенты имеют возможность задать преподавателю вопросы, преподаватель может прокомментировать задание на дом, попрощаться со обучающегосями;
• задержка обучающихся в группе после звонка (на перемене).
Поскольку посещение занятия, особенно руководством, стрессогенная процедура не только для обучающихся, но и для преподавателя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения - ведь впереди следующее занятие.
Лучший способ - сразу после занятия поблагодарить его, сказать несколько слов поддержки.
Анализу занятия лучше посвятить время после окончания всех занятий, когда и проверявший, и педагог успеют освободиться от занятий и немного отдохнуть. Но не следует надолго откладывать получение преподавателем обратной связи - он все же волнуется (особенно с учетом повышенного у всех преподавателей чувства ответственности).
При анализе занятия лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным.
При обсуждении недостатков надо избегать безапелляционных высказываний, следует отметить творческие тенденции в работе преподавателя, поскольку именно это способно уменьшить переутомление как преподавателя, так и его обучающихся.
Проведение анализа занятия в форме доверительной беседы гораздо более продуктивно, чем директивные, безапелляционные суждения. Кроме того, это не нанесет вреда здоровью проверяемого преподавателя.