Кроветворение. Состав и функции крови
Учебно-методическое пособие
Для самостоятельной аудиторной работы студентов
ПО ПМ.02 пРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ гематологических ИССЛЕДОВАНИй
МДК.02.01 Теория и практика лабораторных гематологических исследований
(теоретически-практический курс)
специальность 060604 Лабораторная диагностика
Волгоград
2014г
Учебно - методическое пособие одобрено учебно - методическим объединением учебных дисциплин и профессиональных модулей, осуществляющих подготовку по специальности Лабораторная диагностика Протокол №7 от 20.03.2014г. Председатель УМО________Коцюба А.Н. | Утверждено на заседании научно-методического совета ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж» Протокол № ___от ________ г. |
Составитель: Коцюба А.Н., преподаватель первой квалификационной категории
ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»
Рецензенты:Яшина В.Ю., заведующая КДЛ ГУЗ ВОКБ №1
Крайнова С.В., преподаватель высшей квалификационной категории
ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с программой ПМ.02 Проведение лабораторных гематологических исследований для студентов специальности 060604 Лабораторная диагностика.
Цель создания пособия - помощь студентам в приобретение умений и проведении лабораторных гематологических исследований.
Компьютерный набор: Коцюба А.Н
Корректор методического отдела: Чудина Т
Содержание
Раздел I Кроветворение. Состав и функции крови.
1.1 Схема кроветворения
1.2 Клеточный состав крови и диагностическое значение исследования.
Гематологическая норма.
Раздел II Исследования крови на общий анализ
2.1 Основные правила инфекционной безопасности при взятии крови на общий анализ.
2.2 Понятие о клиническом анализе.
2.2.1 Технология взятия капиллярной крови на общий клинический анализ
2.3 Определение гемоглобина
2.3.1 Унифицированный метод определения количества гемоглобина на
гемоглобинометре фотометрическом портативном МиниГЕМ.
2.3.2Унифицированный метод определения концентрации гемоглобина на
минифотометре MF-1020
2.3.3 Унифицированный метод определения гемоглобина на фотоэлектроколориметре.
2.4.Методы подсчетаэритроцитов
2.4.1 Методика подсчета эритроцитов в камере Горяева
2.5 Подсчет лейкоцитов
2.5.1 Методика подсчета лейкоцитов в камере Горяева
2.6Скорость оседания эритроцитов
2.6.1 Метод Панченкова .
2.6.2 Метод Ванстенгрена
2.7 Индексы красной крови
2.7.1Подсчет индексов красной крови
2.8 Приготовление мазков крови
2.8.1 Методика приготовления мазков крови
2.9 Лейкоцитарная формула
2.9.1 Методика подсчета лейкоцитарной формулы
Раздел III Дополнительные гематологические исследования
3.1 Клинические методы определения тромбоцитов.
3.1.1 Методика окраски мазков крови на тромбоциты по Алексееву (подсчет по
Фонио).
3.1.2Методика определения длительности кровотечения (уколочная проба по Дуке)
3.1.3Методика определения времени свертывания капиллярной крови (метод Сухарева)
3.2 Методы исследования ретикулоцитов.
3..2.1 Методика окраски мазков крови на ретикулоциты по Алексееву ( подсчет по
Фонио)
3.3 Объем эритроцитов
3.3.1 Методики определения общего объема эритроцитов (гематокритная
величина)
3.3.2 Унифицированный микрометод (модификации. Тодорова)
3.4.Осмотическая резистентность
3.4.1 Унифицированный метод определения осмотической резистентности
эритроцитов в модификации Идельсона
Раздел IV Патологические изменения состава крови
4.1Анемии
4.2Лейкозы
4.3Геморрагические диатезы
Раздел V Исследование на гематологических анализаторах.
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие по профессиональному модулю ПМ.02 Проведение лабораторных гематологических исследований МДК 02.01 Теория и практика лабораторных гематологических исследований (практическая часть) составлено для студентов специальности 060604 Лабораторная диагностика.
Цель создания пособия - помощь студентам в приобретение умений и проведении лабораторных гематологических исследований.
Пособие составлено в соответствии с профессиональным модулем по теории и практике гематологических исследований.
Пособие предназначено для самостоятельной аудиторной работы студентов на практических занятиях.
Данное пособие содержит пять разделов: кроветворение; состав и функции крови; исследования крови на общий анализ; дополнительные гематологические исследования; патологические изменения состава крови; исследование крови на гематологических анализаторах.
Пособие адресовано студентам и слушателям медицинских колледжей, а также лабораторным техниками, технологам, работающим в клинико-диагностических лабораториях лечебно-профилактических учреждений.
Уважаемые студенты!
В современных условиях в связи с реформой здравоохранении и образовании наибольшее значение приобретает серьезная теоретическая и практическая подготовка специалистов со средним профессиональным образованием и поэтому был внедрен федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
Данное учебное пособие поможет Вам сформировать профессиональные и общие компетенции :
ПК 2.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных гематологических исследований.
ПК 2.2. Проводить забор капиллярной крови.
ПК 2.3.Проводить общий анализ крови и дополнительные гематологические исследования; участвовать в контроле качества.
ПК 2.4. Регистрировать полученные результаты.
ПК 2.5. Проводить утилизацию капиллярной и венозной крови, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК.11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Своевременная и точная диагностика различных заболеваний невозможна без лабораторных исследований. Проявления любого заболевания отражаются в первую очередь на обменных процессах в организме. Это наиболее важный факт в доклинической диагностике заболеваний, поскольку более 70% информации о пациенте дают показатели состояния крови. Результаты, полученные при лабораторном анализе, могут подсказать направления дальнейшего поиска и выбор тактики лечения.
Признание лабораторной информации неотъемлемой частью клинической аргументации накладывает на Вас, будущих работников клинико-диагностических лабораторий, высокую ответственность за качество своей работы.
Залогом аналитической надежности лабораторных результатов служат знания и умения специалистов.
В данном пособии представлены все основные современные методы гематологических исследований.
Желаем удачи!
РАЗДЕЛ I
Кроветворение. Состав и функции крови.
Кровь рассматривают как главную внеклеточную внутрисосудистую жидкость. Она разносит продукты питания, поступающие во время переваривания и всасывания из органов пищеварения, забирает из легких кислород, отдает его тканям и уносит от них к легким углекислый газ.
Протекая через почки, кровь освобождается от всех ненужных отбросов, избавляя тем самым организм от шлаков. Она обеспечивает обмен продуктами жизнедеятельности между различными органами и системами организма, разносит особые активные вещества — гормоны, образующиеся в железах внутренней секреции, а также ферменты, участвующие в регуляции химических превращений в организме.
Однако может создаться впечатление о том, что кровь играет в основном транспортную роль переносчика веществ в организме. Отнюдь нет!
Кровь также поддерживает постоянство температуры тела и выполняет защитные функции, опосредуемые механизмами иммунитета.
Хотя кровь анатомически и не объединена в единый орган, она все же является целостной системой, своеобразным подвижным органом, имеющим строго определенную структуру. При наличии даже небольшой ранки кровь может вытечь по каплям, унося с собой жизнь. Возвращенная в организм по каплям, она вновь дарует ее.
То, что жизнь и кровь друг от друга неотделимы, было известно уже первобытному человеку. Будучи охотником, он много раз наблюдал, как по мере потери крови угасала жизнь раненого им животного. Все это вызвало особый интерес к ее научному исследованию. Традиционное описание крови начинается с сообщения известных истин о том, что кровь — жидкость красного цвета, слегка солоноватая на вкус, состоящая из жидкой и плотной частей. В этом можно убедиться, если налить небольшое количество крови в какой-нибудь маленький сосудик, например, пробирку, и дать постоять несколько часов. Образующийся при этом плотный сгусток представляет собой скопление кровяных клеток — форменных элементов, запутавшихся и густой сети беловатых нитей особого белка фибрина. Жидкая часть расположена над сгустком и называется сывороткой.
Если порцию крови сразу после получения поместить в пробирку с антикоагулянтом (веществом, препятствующим свертыванию крови) и путем сильного вращения ее в роторе центрифуги разделить на плотную и жидкую части, то тогда и массе форменных элементов нитей фибрина не будет. Этот белок в растворенном состоянии останется в жидкой части, именуемой плазмой, и будет располагаться над форменными элементами.
Следовательно, кровь представляет собой плазму, в которой во взвешенном состоянии находятся форменные элементы. Если плазма крови — это водный раствор белков, называемый коллоидным, то о крови можно сказать, что она является системой форменных элементов, взвешенных в коллоидной плазме. Форменные элементы составляют 45% объема, плазма — 55%. Примечательно, что относительная плотность крови выше таковой воды, принимаемой за единицу. Она равна 1,050-1,060.
Схема кроветворения
Кроветворение — гемопоэз — это процесс развития клеточных элементов, который приводит к образованию зрелых клеток периферической крови.
Процесс кроветворения можно изобразить в виде схемы, в которой клетки расположены в определенной последовательности, основанной на степени их созревания. Согласно современным представлениям о кроветворении все клетки крови происходят из одной, которая дает начало трем росткам кроветворения: лейкоцитарному, эритроцитарному и тромбоцитарному.
В схеме кроветворения клетки крови разделены на 6 классов. Первые четыре класса составляют клетки-предшественники, пятый класс — созревающие клетки и шестой — зрелые.
Класс I.- Класс полипотентных клеток - предшественников
Представлен стволовыми клетками, количество которых в кроветворной ткани составляет доли процента. Эти клетки способны к неограниченному само поддержанию в течение длительного времени (больше, чем продолжительность жизни человека). Стволовые клетки полипотентные, т. е. из них развиваются все ростки кроветворения. Большая часть стволовых клеток находится в состоянии покоя и только около 10% из них делятся. При делении образуются два типа клеток — стволовые (само поддержание) и клетки, способные к дальнейшему развитию (дифференцировке). Последние составляют следующий класс.
II.Класс частично детерминированных полипотентных клеток предшественников
Представлен ограниченно полипотентными клетками, т. е. клетками, которые способны дать начало либо лимфопоэзу (образованию клеток лимфоидного ряда), либо миелопоэзу (образованию клеток миелоидного ряда). В отличие от стволовых клеток они способны лишь к частичному само поддержанию.
Класс III. Класс унипотентных клеток - предшественников
В процессе дальнейшей дифференцировки образуются клетки, называемые унипотентными предшественниками. Они дают начало одному строго определенному ряду клеток: лимфоцитам, моноцитам и гранулоцитам (лейкоцитам, имеющим в цитоплазме зернистость), эритроцитам и тромбоцитам.
В костном мозге обнаруживается две категории клеток-предшественников лимфоцитов, из которых образуются. В - и Т-лимфоциты. В-лимфоциты созревают в костном мозге, а затем заносятся кровотоком в лимфоидные органы. Из предшественников В-лимфоцитов образуются плазмоциты. Часть лимфоцитов в эмбриональном периоде поступает через кровь в вилочковую железу (thymus) и обозначается как Т-лимфоциты. В дальнейшем они дифференцируются в лимфоциты.
Клетки этого класса также не способны к длительному само поддержанию, но способные к размножению и дифференцировке.
Все клетки трех классов морфологически не дифференцируемые клетки
Класс IV.Морфологически распознаваемых пролиферирующих клеток
Представлен .молодыми, способными к делению клетками, образующими отдельные ряды миело и лимфопоэза. Все элементы этого ряда имеют окончание «бласт»: плазмобласт, лимфобласт, монобласт, миелобласт, эритробласт, мегакариобласт. Из клеток этого класса в процессе деления образуются клетки следующего класса.
Класс V.Класс созревающих клеток
Представлен созревающими клетками, названия которых имеют общее окончание «цит». Все элементы этого класса расположены в схеме по вертикали и определенной последовательности, обусловленной стадией их развития.
Названия клеток первой стадии начинаются приставкой «про» (перед): проплазмоцит, пролимфоцит, промоноцит, промиелоцит, пронормоцит, промегакариоцит. Элементы гранулоцитарного ряда проходят еще две стадии в процессе развития: миелоцит и метамиелоцит («мета» означает после). Метамиелоцит, находящийся на схеме ниже миелоцита, представляет переход от миелоцита к зрелым гранулоцитам. К клеткам этого класса относят также и палочкоядерные гранулоциты. Пронормоциты в процессе эритропоэза проходят стадии нормоцитов, которые, в зависимости от степени насыщения гемоглобином цитоплазмы, имеют добавочные определения: нормоцит базофильный, нормоцит полихроматофильный и нормоцит оксифильный. Из них образуются ретикулоциты — незрелые эритроциты с остатками ядерной субстанции.
Класс VI. Класс зрелых клеток
Представлен зрелыми клетками, неспособными к дальнейшей дифференцировке с ограниченным жизненным циклом. К ним относятся: плазмоцит, лимфоцит, моноцит, сегментоядерные гранулоциты (эозинофил, базофил, нейтрофил), эритроцит, тромбоцит.
Зрелые клетки поступают из костного мозга в периферическую кровь.
Показателем , характеризующим состояние костномозгового кроветворения , является миелограмма – количественное соотношение клеток разной степени зрелости всех ростков кроветворения