Развитие воли. Основные направления и пути развития воли. Становление волевых качеств личности
Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности. Рассматривая основные факторы, обеспечивающие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует прежде всего отметить роль семейного домашнего воспитания. Большинство недостатков волевого поведения детей, капризы, упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, основой своей имеют именно ошибки в воспитании воли ребенка, вызываемые тем, что родители во всем угождают ему, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно выполняться, не приучают сдерживать себя, подчиняться определенным правилам поведения. В то же время готовность употребить усилие, чтобы чего-нибудь достигнуть, не дается сама собой, к ней нужно приучать специально, лишь сила привычки может облегчить трудность усилия.
Другая крайность семейного воспитания заключается в перегрузке детей непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. В результате формируется привычка не доводить начатое дело до конца, что также является проявлением слабоволия.
Учитывая подражательный характер действий ребенка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей и других лиц, имеющих влияние на него. Вряд ли можно сформировать навыки волевого поведения у человека, не имевшего перед собой ни одного положительного примера в преодолении трудностей и достижении поставленной цели. Аналогичную смысловую нагрузку несет чтение ребенком художественной литературы, просмотр кинофильмов, даже со сказочными сюжетами, герои которых преодолевают невероятные преграды, испытывают значительные лишения и трудности, но никогда не отказываются от принятого решения и добиваются своего.
Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Каждый момент жизнедеятельности ребенка может быть использован для закалки воли, состоящей в преодолении сиюминутных желаний, мешающих достижению стоящих перед ним задач.
Одно из необходимых условий, способствующих воспитанию воли ребенка, — создание строго определенного и правильного режима, т.е. распорядка его жизни. Недаром говорят, что воля — это организованный труд. Для безвольных людей характерно отсутствие культуры труда и отдыха, которые закладываются еще в детстве.
Следует также отметить неразрывную связь формирования воли с воспитанием сознательной дисциплины ребенка. Так же, как соблюдение режима, неуклонное выполнение определенных правил заставляет ребенка соблюдать определенную линию поведения, не выходить за общепринятые границы, сдерживать себя и таким образом формирует соответствующие волевые качества.
Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой — физические упражнения, соревнование с другими позволяют выработать навыки преодоления трудностей. Здесь же нельзя не отметить важность игровой деятельности, эволюция которой выражает сдвиги не только в умственном и эмоционально-динамическом развитии ребенка, но и в образовании и преобразовании воли ребенка. Правила игры и устойчивые действия развивают у ребенка известные волевые черты: выдержку, преодоление нежелания и умение считаться с намерениями партнера по игре, ловкость, находчивость и быстроту ориентации в обстановке, решительностьв действиях. Инструментализация игровых действий игрушками также сообщает игре волевой характер, опосредует эмоциональную динамику игры качествами активной познающей и преобразующей предметной деятельности.
Огромное место в деле воспитания воли ребенка принадлежит детскому коллективу. По сути дела, дошкольное воспитание как начальная ступень общественного воспитания ребенка впервые систематически формирует волю ребенка именно потому, что общественная, коллективная подготовка развития позволяет воздействовать на ребенка волей других и стимулировать его собственную волю организацией его воздействия на других в процессе коллективной игры и совместной жизни и деятельности.
Участвуя в общей жизни детского коллектива, живя его интересами, дети приучаются владеть своим поведением, руководствоваться интересами коллектива. Сверстники имеют достаточно средств побуждения ребенка к большей настойчивости, стойкости, решительности, разоблачения проявлений малодушия, трусости.
Наконец, необходимо особо подчеркнуть значение деятельности в развитии воли ребенка. Трудовая деятельность невозможна без волевых усилий, преодоления препятствий. Ничто не является таким мощным механизмом формирования воли человека, как трудовая деятельность. Поэтому чрезвычайно важно с самого детства предоставить ребенку условия для включения в настоящий производительный труд. (Рогов)