Научная организация труда руководителя
Не может управлять другими тот,
кто не в состоянии управлять самим собой.
Английская пословица
Нет, пожалуй, сегодня более трудной и ответственной профессии в отечественной экономике, чем профессия руководителя. Да, быть руководителем — это профессия из тех, что называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками.
Хронический недостаток времени при возрастающем трудовом ритме — явление, наблюдаемое у большинства руководителей во всем мире. И перед каждой экономически развитой страной сегодня стоит вопрос: как научиться экономить время тех, кто выполняет функции управления.
Единственный выход — формирование целостной системы самоорганизации личного труда руководителя. Это очень важно, ибо любому менеджеру полезно и важно будет знать, как управлять своей деловой карьерой, как планировать дела, как принимать правильные решения, как организовать свое рабочее место и собственный труд, как создавать и повышать в глазах окружения собственный имидж.
На эти и другие вопросы отвечает наука о самоорганизации и самоуправлении человека — научная организация управленческого труда.
Научная организация труда работников управления - это составная часть организации трудовой деятельности людей. В более широком смысле под научной организацией управленческого труда следует понимать проектирование, внедрение и непрерывное совершенствование всего процесса управления коллективом организации.
Применительно к управленческому труду основными задачами научного управления труда являются:
1. экономические, сущность которых заключается в росте производительности труда руководителей (влияющей в конечном итоге на производительность общественного труда) при экономии времени и энергии работника управления;
2. психофизиологические, направленные на всестороннее оздоровление и облегчение условий труда, позволяющее сохранять здоровье и трудоспособность работников;
3. социальные, смысл которых состоит в создании условий для всестороннего и гармоничного развития личности работника управления, повышения его квалификации, воспитания чувства ответственности за результаты труда, использование рациональных форм материального и морального стимулирования.
Научная организация управленческого труда использует положения и выводы общественных и естественных наук, в том числе экономики, управления, социологии, эргономики, трудового права, психологии, физиологии, гигиены, санитарии и праксеологии (изучает и формулирует правила «хорошей работы» в любой сфере человеческой деятельности.
Практически научная организация управленческого труда осуществляется на основе следующих общих принципов:
• принцип экономичности, оптимальности - состоит в достижении наибольших (наилучших) результатов при наименьших затратах времени, средств, сил, энергии;
• принцип плановости - основан на том, что вся деятельность в области совершенствования управленческого труда должна базироваться на плановых началах, которые обеспечивают рациональное взаимодействие работников аппарата управления между собой и производственным персоналом;
• принцип научности - заключается в неуклонном совершенствовании организации управленческого труда на научной основе;
• принцип комплексности - означает совокупность и взаимодействие всех сторон деятельности в области НОТ управленческого труда (технологии управленческого труда, организации управленческого труда, организационной структуры управления);
• принцип нормативности - предполагает, что все работы в области НОТ осуществляются на основе определённых нормативных материалов;
• принцип заинтересованности и ответственности реализуется посредством материального и морального стимулирования труда;
• принцип взаимопомощи.
Поскольку предметом труда в аппарате управления выступает информация, научная организация управленческого труда невозможна без своевременной информации, поступающей в органы управления в виде информационных потоков. Поэтому рационализация управленческого труда осуществляется на базе внедрения современной оргтехники, механизации и автоматизации труда работников управления.
В рамках научной организации управленческого труда выделяют такие понятия, как самоменеджмент и персональный менеджмент.
Самоменеджмент - это последовательное и целенаправленное использование практических приёмов работы в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время. Эффективное самоуправление связано как с человеческой природой (биоритмы, генетическая программа), так и с организацией (вещей, людей, идей, отношений) социальным управлением.
Персональный менеджмент - это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приёмов менеджмента в повседневной жизнедеятельности для того, чтобы наилучшим образом использовать своё время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни.
Разумная самоорганизация позволит руководителю получить следующие преимущества:
Ø Выполнять работы с меньшими затратами;
Ø Лучше организовывать свой личный труд;
Ø Получать лучшие результаты труда;
Ø Быть менее загруженным работой;
Ø Меньше допускать ошибок при выполнении своих функций;
Ø Получать удовлетворённость от работы;
Ø Уменьшать стрессовые перегрузки;
Ø Повышать свою квалификацию;
Ø Добиваться лучших результатов труда;
Ø Достигать профессиональных целей кратчайшим путём.
К основным направлениям НОТ в сфере управления относятся:
1 совершенствование форм разделения и кооперации труда, рациональное использование кадров: подбор и расстановка, распределение функций, кооперирование обязанностей, организация творческого труда, сплочение коллектива;
2 улучшение организации и обслуживания рабочих мест руководителей: рациональная планировка, оснащение современными техническими средствами обслуживания;
3 рационализация приёмов и методов труда: планирование личной работы, изучение и отбор передовых приёмов и методов, освоение передовых методов труда, применение передовых методов и приёмов управленческого труда;
4 улучшение условий труда: моральный микроклимат, психофизиологические условия, санитарно-гигиенические условия, условия безопасности труда, эстетические условия;
5 совершенствование организации информации: оптимизация систем информации, автоматизация информационной работы, улучшение библиотечного обслуживания, совершенствование документооборота;
6 совершенствование нормирования и стимулирования труда: расширение сферы применения норм управленческого труда, повышения качества и обоснованности норм, модернизация нормативных материалов, внедрение в оплату труда дифференцированных показателей, оптимальное сочетание материальных и моральных стимулов;
7 совершенствование подготовки и повышения квалификации руководящих кадров: повышение качества подготовки руководящих кадров, широкое использование систем повышения квалификации, тренировка и обработка техники личной работы, усовершенствование самообразования;
8 воспитание сознательного и творческого отношения к труду: укрепление дисциплины труда, плодотворное участие в научно-практической работе, активная общественная позиция.
В сфере научной организации труда руководитель должен знать:
• модель качеств современного руководителя, в том числе модель системы персонального менеджмента;
• историю развития и сущность персонального менеджмента;
• технологию поиска и формулирования жизненных целей, выбора карьеры и получения хорошей работы;
• правила эффективного использования рабочего времени;
• технику планирования своего времени;
• эффективную организацию рабочего места;
• основные требования к составлению документов;
• принципы и правила делегирования полномочий;
• правила эффективного взаимодействия руководителя с секретарем;
• технику публичного выступления;
• виды убеждающих воздействий на собеседника;
• правила подготовки и проведения деловых переговоров;
• технику телефонного разговора;
• пути рационализации личного труда руководителя;
• принципы самоорганизации личного здоровья;
• правила гигиены умственного труда;
• правила подготовки и проведения совещаний;
• правила адаптации в коллективе;
• правила делового этикета;
• критерии оценки уровня организации личного труда руководителя;
• правила создания и поддержания собственного имиджа.
Современный руководитель должен уметь:
• планировать личную работу;
• организовать свое рабочее место;
• работать с информацией, пользоваться записной книжкой;
• выступать публично;
• управлять своим эмоционально-волевым потенциалом;
• формулировать жизненные цели;
• находить и получать хорошую работу;
• анализировать эффективность использования своего времени и находить резервы его оптимизации.
Научная организация труда руководителей — это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приемов управления в повседневной жизнедеятельности, для того чтобы, наилучшим образом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.
Система самоорганизации дает наибольший эффект тому, кто считает ее неотъемлемой частью своей работы. Для того чтобы стать высокоорганизованным человеком, необходимо иметь волю и упорство, обладать четкой системой самоуправления.
Организация личного труда руководителя не может не учитывать индивидуальные особенности людей. И наряду с этим наука и практика управления свидетельствуют о возможности эффективной организации труда руководителя. Это обуславливается тем, что в деятельности преуспевающих руководителей имеются общие правила и принципы работы.
Современный руководитель должен владеть искусством и наукой управления своей деятельностью, освоить приемы персонального менеджмента.
Основными задачами на данном этапе является овладение приемами и методами самоуправления, рационализации собственного труда, техникой убеждения, навыками повышения своей работоспособности. Овладение этими приемами позволит быстрее достигнуть профессиональных жизненных целей, получить высокие результаты труда и удовлетворение от выполняемой работы, эффективно организовать личный труд и труд подчиненных.
Одним их необходимых качеств руководителя является личная организованность, основными критериями которой следует считать системный подход, умение эффективно использовать время, сосредоточенность на главном, умение все делать по порядку и анализ затрат времени.