Научная организация труда – процесс совершенствования организации труда на основе передовых достижений науки и передового опыта

Педагогический процесс планируется и осуществляется с соблюдением требований научной организации педагогического труда (НОПТ). К числу наиболее важных требований относят научно обоснованное планирование, организацию деятельности, координацию усилий ее участников, стимулирование, оперативный контроль и учет.

На этапе планирования процесса выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями коллективов и их членов, намечаются пути разрешения этих противоречий в виде постановки системы близких, средних и дальних перспектив.

Научное конструирование педагогического процесса предполагает далее отбор нужного содержания, а также методов, форм и средств обучения и воспитания, которые затем включаются в планы проведения конкретных мероприятий, учебных занятий и иных дел коллектива.

При планировании учитываются фактор времени, действующие нормативы его затрат на аудиторную и самостоятельную работу.

Научная организация педагогического процесса немыслима без создания необходимых условий для его эффективного функционирования. В учебном заведении в соответствии с действующим нормативным перечнем оборудования, с соблюдением требований современной эстетики и гигиены должны быть созданы и оборудованы кабинеты, мастерские, библиотека, спортивная база, столовая, аудитории для самостоятельной работы, компьютерные классы и др.

Определяющий фактор эффективности педагогического процесса – постоянное развитие необходимых морально-психологических условий в коллективе учебного заведения на принципах демократичности, доверия, взаимного уважения, поддержки, делового сотрудничества во всех начинаниях. Недооценка этого пагубно сказывается на всем стиле коллектива учебного заведения.

Организация деятельностив ходе педагогического процесса начинается с постановки и разъяснения целей и задач деятельности учащимся. Последующее развитие деятельности зависит от того, как восприняты ее цели и задачи учащимися, как реализуются избранные методы, формы и средства обучения и воспитания, сохраняется ли единство управления и самоуправления деятельностью со стороны педагогов и учащихся.

На первоначальном этапе нужно четко инструктировать учащихся о порядке и способах выполнения общественных, трудовых, учебных заданий, так как они еще учатся правильным способам действий. Оперативная помощь педагогов на этом этапе должна носить разумный характер, чтобы не сдерживать инициативу, самодеятельность, ответственность учащихся, а, наоборот, способствовать формированию их волевой сферы.

НОТ в педагогическом процессе обязательно требует умелой координации усилий всех участников учебно-воспитательного процесса. Единство действий и требований неизмеримо усиливает эффективность всех учебно-воспитательных мероприятий, составляющих целостный педагогический процесс.

НОТ включает в себя многообразные формы стимулирования деятельности педагогов и учащихся, в том числе разнообразные формы поощрения учащихся, их успехов в учебе, общественной работе, спорте.

Важный элемент НОТ – хорошо отлаженная связь, оперативное получение информации о ходе педагогического процесса. С этой целью в учебном процессе применяются индивидуальный и фронтальный опрос, письменные и лабораторные контрольные работы, проведение зачетов и экзаменов. Широко применяется в настоящее время для организации обратной связи в педагогическом процессе компьютерный контроль и самоконтроль.

Завершается цикл педагогического процесса анализом его результатов. Особое значение на этом этапе приобретает анализ недостатков. Без выявления доминирующих причин неуспеваемости или срывов в поведении учащихся невозможно правильно наметить последующие циклы педагогического процесса, ибо его дальнейшее развитие будет зависеть от того, как успешно устраняются выявленные недостатки.

В общей теории научной организации человеческой деятельности особое внимание уделяется ее интенсификации и оптимизации. Продиктовано это тем, что к настоящему времени исчерпаны практически все резервы экстенсивной организации труда, когда решение жизненных задач осуществлялось в основном за счет наращивания трудовых ресурсов, затрат времени, средств и т.п. Все общество переходит к интенсивным методам ведения своей деятельности на основе более полного использования достижений науки и передового опыта.

Интенсивность сказывается и на активизации человеческого фактора во всех возможных его проявлениях. Из всех приемов активизации деятельности отдается преимущество наиболее рациональных из них для тех или иных условий, наиболее результативным и экономичным, которые принято называть оптимальными (наилучшими для данной ситуации).

Проблемы интенсификации и оптимизации имеют прямое отношение и к педагогическому процессу, к деятельности в нем педагогов и учащихся [2, c. 64-70].

5.2. ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Термин intension (лат.) означает напряжение, усиление.

Отсюда интенсивный - значит более напряженный, усиленный, дающий повышенную производительность. Под интенсификацией педагогического процессапонимается повышение его результативности в каждую единицу времени.

Интенсификация труда педагогов обусловлена применением всех охарактеризованных выше требований к научной организации процессов обучения и воспитания. Вместе с тем действуют факторы, непосредственно направленные на интенсификацию педагогической деятельности.

Важнейшими факторами интенсификации, имеющими практическое значение, являются:

1) усиление целенаправленности педагогического процесса, повышение напряженности задач, выдвигаемых в учебных и воспитательных мероприятиях, до максимально возможного уровня при одновременном соблюдении их доступности для учащихся;

2) углубление мотивации учебной, трудовой деятельности, повышение интереса к предстоящей деятельности, долга и ответственности за ее успешное выполнение;

3) увеличение информационной емкости каждого занятия и воспитательного мероприятия при сохранении максимума необходимой информации, объема и сложности с доступностью для данного уровня подготовленности учащихся;

4) ускорение темпа учебной и трудовой деятельности учащихся, воодушевляющего их на успех, вызывающих подъем сил, что позволяет учащимся сделать за одно и тоже время значительно больше, не испытывая нежелательных перегрузок;

5) внедрение методов обучения и воспитания, активизирующих познавательную и общественно полезную деятельность учащихся;

- внедрение форм организации учебной и воспитательной деятельности, развивающих инициативу и самодеятельность каждого;

6) всемерное развитие навыков и умений самообразования и самовоспитания учащихся.

Рассмотрим каждый из этих факторов интенсификации педагогического процесса подробнее.

Интенсифицирует педагогический процесс усиление целенаправленности каждого урока и воспитательного мероприятия. Правильно поставленные цели имеют определяющее значение в организации успешной деятельности. Цель, по словам К.Маркса, как закон определяет характер и способ действия человека. Осознанная цель достигается быстрее – таков непреложный этап психологии.Задача преподавателя – четко продумывать цели образования, воспитания и развития учащихся, реализуемые на каждом конкретном учебном занятии. Если цель увлекает учащегося, он сам выдвигает перед собой задачи, которые могут быть и кратковременными и долговременными. Однако главное в том, чтобы они оказались ему по силам. Многое зависит от того, насколько умело окажет помощь учащемуся педагог. Без нажима и давления на волю учащегося педагог, мобилизуя его интерес, сосредоточивает внимание на том, как лучше решить поставленную задачу.

Для интенсификации важно не просто составить задачи. Надо сделать их достаточно напряженными, хотя и доступными, чтобы не вызывать самоотключения учащихся от усвоения материала или от внеаудиторной самостоятельной работы. В конце занятия или мероприятия должны подводиться итоги выполненных задач. Правильно поставленные цели имеют определяющее значение в организации успешной деятельности.Воплощение целевых задач в деятельности связано с отношением учащихся к конечному результату. Углубление мотивации учебной и общественно полезной деятельности помогает сформировать заинтересованное отношение к делу.

Выявление актуального содержания в учебной теме, примеры, иллюстрирующие современные достижения науки и техники, сравнение и аналогии, показывающие учащимся связь учебного материала с общественным развитием, повышают значимость обучения и учения. Должна обязательно иллюстрироваться взаимосвязь учебного материала с практикой его использования.

Повышает интенсивность педагогическогопроцесса увеличение информативной емкости каждого урока и воспитательного мероприятия.Желательно давать на учебных занятиях теоретический материал укрупненными блоками, а затем его более тщательно прорабатывать.Чтобы повышение емкости содержания не перегружало учащихся, надо постоянно выделять в содержании самое главное, существенное (основные понятия, ведущие идеи, наиболее важные умения и навыки). Это можно сделать путем выделения главной идеи, которая должна подчеркиваться при объяснении, при закреплении и при опросе (при подведении итогов).

Содержание воспитания в целях интенсификации должно активно влиять на все сферы личности одновременно – на интеллект, волю, эмоции, а также на характер участия в деятельности и общения. Содержание воспитательного процесса должно быть информативным, доказательным, ярким, эмоциональным, требовать напряжение воли, ориентировать на активные действия и благоприятное общение.

Ускорение темпа деятельностипомогает учащемуся активнее и быстрее добиться успехов. Некоторые исследователи считают обучение в быстром темпе важным условием усиления его развивающего влияния.

Интенсификация обучения и воспитания осуществляется с помощью методов, активизирующих учебную и общественно полезную деятельность учащихся. В роли таких, условно называемыхактивными методами, выступают методы проблемных бесед, исследовательские опыты, активная самостоятельная работа учащихся с учебниками в процессе учебного занятия.Следует шире применять учебные дискуссии, которые активизируют мышление учащихся. В ходе дискуссий сталкиваются различные мнения, выявляется наиболее рациональное из них, одновременно выявляются ошибки в рассуждениях.

В воспитательной деятельностив ролиметодов, интенсифицирующих ее, выступают методы, развивающие инициативу и самостоятельность учащихся.Многие исследователисчитают, чтоучащихся необходимо привлекать к подведению итогов учебного занятия, формированию обоснованных выводов и рекомендаций, к выбору рациональных решений при наличии нескольких и т.д.

Применение компьютерной техникиоткрывает принципиально новые пути активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Персональный компьютер превращает учащегося из пассивного слушателя в активного субъекта в процессе усвоения знаний. Уже сама позиция изучающего делает этот процесс более интенсивным, задает темп обучения, включает в обучение игровые и реально-виртуальные ситуации.

В целях интенсификации обучения и внеаудиторной работы необходимо формировать у учащихся общеучебные умения и навыки, которые позволяют правильно организовать самостоятельную работу, развивают навыки рациональной организации труда, правильного распределения времени на выполнении заданий, выбора наиболее удобной последовательности их выполнения. Для этого следует разрабатывать рекомендации по рациональной организации самостоятельной работы, по составлению планов, тезисов, конспектов, по работе с новыми техническими источниками учебной информации.

Как результат интенсификации обучения и воспитания выступаютпроцессы самообразования и самовоспитания. Когда воспитание и обучение перерастают в самовоспитание и самообразование, происходит как бы сложение сил воспитателей и воспитываемых и за счет этого интенсивность воспитательных влияний существенно возрастает. При самовоспитании и самообразовании учащийся критически оценивает свою воспитанность, свои знания, выявляет имеющиеся у него недостатки, ставит перед собой задачи собственного перевоспитания, углубления знаний. Применение приемов самоанализа, самоприказа, самообязательства, самоотчета повышает результативность воспитания и обучения.

Богатство и разнообразие приемов интенсификации обучения и воспитания ставят перед педагогами проблему (и формирования умений) выбора из них тех приемов, которые соответствуют их возможностям, могут быть использованы в их конкретной ситуации и позволят наиболее удачно решить поставленные задачи за отведенное время.

5.3. ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Термин оптимальный (от лат. слова optimum - наилучшее) процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных.

Оптимизацией педагогического процесса называют научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта задач, содержания форм и методов обучения и воспитания с точки зрения определенных критериев.

В такой сложной, динамической, многоплановой, иерархичной системе, как педагогическая, существуют множество возможных вариантов построения, течения и организации учебно-воспитательной деятельности, достижения намеченных целей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных условиях. Отыскать его – главная задача оптимизации. Только в том случае, когда при принятии решения учитываются все закономерные связи между компонентами системы, моно ожидать, что будет избран оптимальный вариант.

Существенное методологическое значение для оптимизации имеет диалектико-материалистическое положение о конкретности истины. Из этого положения следует, что невозможно создать универсальный вариант решения, пригодный для всех случаев. Говоря о разработке методов обучения и воспитания, следует подчеркнуть, что недопустимы методические рекомендации без указаний условий и границ их применения. Только, изучив сравнительную эффективность различных методов обучения, можно показать, в каких условиях, какие их сочетания могут оказаться наиболее рациональными (оптимальными).

Оптимизация опирается на методологическое положение о необходимости выделять главное звено в деятельности. В педагогическом процессе без опоры на главное, существенное невозможно найти оптимальный вариант интенсификации процесса.

Процесс оптимизации опирается на психологическое обоснование принятия оптимальных решений. Оптимизация с психологической точки зрения представляет собой интеллектуально-волевой акт принятия и осуществления наиболее рационального решения определенной задачи. От исходной позиции до принятия решения выделяются такие этапы:

1) продумывание нескольких возможных вариантов решения поставленной задачи;

2) осознание необходимости выбора из них оптимального для данных условий;

3) ознакомление с данными о сравнительной эффективности возможных способов решения подобных задач;

4) сокращение числа возможных вариантов до двух наиболее возможных;

5) сравнение их эффективности и ожидаемых затрат времени;

6) выбор одного варианта, наиболее соответствующего критерию оптимальности.

Выбор оптимального варианта требует проблемно-поискового стиля педагогического мышления. При догматическом подходе преподаватель просто копирует один из вариантов решения воспитательной задачи. При поисковом, творческом мышлении он выбирает из ряда возможных путей тот, который наиболее подходит для данной ситуации.

Оптимизация требует гибкого, нестандартного мышления, помогает освободиться от шаблона в педагогических действиях, развивает самостоятельность и творческий подход к делу, при котором педагог переживает радость методических находок, обретает чувство уверенности в своих силах.

5.4.КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Об оптимизации процесса обучения дают возможность судитькритерии оптимальности.

Необходимо помнить, что теория оптимизации не формулирует новых задач для процесса обучения, она учит находить наилучшие пути решения задач, выдвигаемых обществом на каждом историческом этапе его развития

В современных условиях считают, что каждый учащийся усваивает материал на уровне своих максимальных (реально достижимых) возможностей в данный момент (на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»), одновременно продвигаясь вперед в своей воспитанности и развитости. Поэтому оптимизация обучения предполагает обязательное изучение реальных учебных возможностей обучаемых.

Реальные учебные возможности – это новое понятие, которое введено в теорию оптимизации. Реальные учебные возможности отражают в себе единство внутренних (здоровье, уровень знаний, развития мышления, отношения к учению, ответственность) и преломляемых личностью внешних условий (влияние семьи, сверстников). Педагогу важно знать не только сегодняшний уровень реальных учебных возможностей учащегося, но и зону их ближайшего развития, т.е. ему надо знать, какие задания, какого уровня трудности могут выполнить учащиеся при его направляющей помощи и руководстве.

Первым критерием оптимальности обучения является достижение каждым учащимся такого уровня успеваемости, который соответствует его реальным учебным возможностям в зоне ближайшего развития.

Вторым критерием оптимальности обучения является соблюдение учащимися и преподавателями определенных Уставом учебного заведения норм времени на аудиторную и внеаудиторную работу.

Первым критерием оптимальности воспитания (в его специальном узком смысле) является достижение воспитательных результатов, соответствующих поставленным целям и задачам.

Второй критерий оптимальности воспитаниясостоит в соблюдении нормативов, отведенных преподавателеям на внеаудиторную воспитательную работу и исключающих перегруженность их этой работой. Значение этого критерия становится особенно ясным, если учесть положение К.Маркса о том, что мерилом всестороннего развития человека все более будет становиться свободное время. В этой связи представляется актуальной также и мысль А.С.Макаренко о том, что «для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени».

5.5.СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Система способов оптимизации основных компонентов педагогического процесса в практической деятельности преподавателей состоит в следующем:

1. Педагог выбирает наиболее рациональный для данного учебного занятия или воспитательного мероприятия комплекс задач образования, воспитания и развития учащихся.

2. Затем он конкретизирует задачи с учетом особенностей данной группы (на чем сделать акцент, какие стороны воспитанности и образованности подтянуть и пр.).

3. Подбирает необходимое содержание для успешного решения поставленных задач, выделяет в содержании главное, существенное.

4. Выбирает из ряда возможных вариантов подходящие методы, формы и средства обучения и воспитания. Право на такой выбор способствует преодолению шаблона и рецептурности в педагогическом процессе.

5. Оперативно корригирует процесс, когда по ходу его обнаруживаются затруднения в решении тех или иных задач. Вносит изменения в методы, формы и средства обучения и воспитания. Ведь даже хорошо обоснованный в самом начале планирования работы вариант может прийти в противоречие с меняющимися условиями, и тогда он уже не будет оптимальным. Это один из важных признаков методического мастерства преподавателей и воспитателей.

6. Завершающим способом оптимизации педагогического процесса является анализ его результатов и затрат времени педагогов и учащихся с точки зрения критериев оптимальности.

Педагог призван всегда сравнивать достигнутые образовательно-воспитательные результаты с теми, которые заранее были продуманы и обоснованы как оптимально возможные. Если их удалось достичь, то первый критерий оптимальности можно считать выполненным.

Далее надо изучить затраты времени педагогов и учащихся на подготовку и проведение мероприятия и сравнить их с нормативно допустимыми. Если окажется, что эти затраты не превысили норм, то и по второму критерию педагогический процесс можно считать оптимальным.

Если же будут в ходе анализа обнаружены расхождения между целями и результатами, между реальными и нормативными затратами, то на следующих этапах надо стремиться искать более удачное решение поставленных задач, искать новые оптимальные варианты построения учебного процесса.

Оптимизация – путь к методическому творчеству, путь преодоления шаблона и трафарета в обучении и воспитании, путь развития педагогического мышления преподавателей – мышления системного, конкретного, диалектического.

Оптимальность, достигнутая для одних условий, почти никогда не имеем места при других условиях, поэтому понятие оптимизации всегда конкретно.Оптимизации не можетбыть «вообще» она возникает лишь по отношению к выбранной задаче. При этом необходимо четко представлять, что именно должно быть оптимизировано, какой параметр педагогической системы должен достичь оптимального значения в соответствии с поставленной целью.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности– это признак (показатель), на основе которого производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них. Вопреки требованиям логики, настаивающей, чтобы критерий содержал только один показатель (параметр) в педагогике он всегда получается комплексным, поскольку не удается развести причины и следствия процессов, протекающих в педагогической системе.

«Оптимальным, - пишет академик Ю.К.Бабанский, - мы считаем процесс обучения, отвечающий одновременно следующим критериям:

а) содержание, структура и логика функционирования его обеспечивает эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с требованиями государственных учебных программ на уровне максимальных учебных возможностей каждого учащегося;

б) достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим учебным планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей, что одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся».

Требования критерия оптимизации однозначны – оптимальным можно считать только такой учебно-воспитательной процесс, который протекаетбез перегрузки учащихся и учителей, работающих в то же время с максимально возможной для них отдачей.

Итак, в качестве основного критерия оптимизации учебно-воспитательного процесса применяется во взаимосвязи два показателя:

1) получение максимально возможных (реально достижимых) в данных условиях результатов в образовании, воспитании и развитии учащихся;

Наши рекомендации