Педагогическая деятельность преподавателя-организатора ОБЖ
Большое значение для качественного проведения занятий по курсу ОБЖ в образовательных учреждениях имеет заблаговременная и всесторонняя подготовка преподавателя к ним, а также умелое планирование и организация учебного процесса.
Подготовительная работа преподавателя-организатора ОБЖ направлена на создание условий для целенаправленного и систематического воздействия на интеллектуальное, нравственное, духовное и физическое развитие учащихся с целью формирования у них знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности.
Подготовительная работа преподавателя-организатора ОБЖ включает в себя:
– изучение и анализ действующих программ и учебных изданий, включенных в «Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на учебный год»;
– изучение распорядительных документов (приказы, инструкции и распоряжения);
– изучение методических материалов (указания, рекомендации, пособия), наглядных и учебных пособий, различных справочных материалов;
– ознакомление с учебными программами смежных дисциплин с целью наиболее эффективного использования в учебном процессе межпредметных связей;
– практическую отработку (при необходимости) тех действий и приемов, которые предстоит показывать учащимся и др.
Проделав подготовительную работу, преподаватель приступает к непосредственной разработке документов планирования учебного процесса по курсу ОБЖ.
Планирование всегда требует от преподавателя серьезных размышлений, предвидения, творческого и критического подхода, постоянного самообразования и т.д.
Наиболее важными требованиями к процессу планирования учебно-воспитательной работы по курсу ОБЖ являются:
• Целевая направленность педагогического процесса.Всякое планирование должно иметь цель и конкретные задачи. Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю-организатору ОБЖ необходимо объективно оценить возможности для ее достижения (возможности занимающихся, затраты учебного времени, уровень оснащения учебно-материальной базы образовательного учреждения и ее состав).
• Всесторонность планирования задач педагогического процесса.Дидактическая цель должна конкретизироваться целой системой соподчиненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Исходя из поставленной цели, следует достаточно полно предусматривать образовательные и воспитательные задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, однозначно и так, чтобы они легко поддавались оценке и контролю. Поэтому их необходимо конкретизировать по возможности в количественных показателях (тестовых результатах, учебных нормативах и т.п.).
• Конкретность планирования.Планирование по возможности должно быть конкретным и реально выполнимым. Намечаемые задачи, средства, методы обучения должны строго соответствовать подготовленности занимающихся и условиям занятий.
Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем на меньший срок составляется план, тем он в большей степени конкретизируется. Самым конкретным (детализированным) планом является план-конспект одного урока.
Планирование учебно-воспитательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности имеет свою логическую последовательность и определенный порядок разработки, поэтому необходимо:
– Сформулировать цели и задачи изучения предмета на новый учебный год применительно к конкретному контингенту занимающихся, исходя из реальных условий для проведения занятий, а также из возможностей учащихся.
– Уточнить последовательность (очередность) прохождения учебного материала (теоретического и практического) по учебным четвертям и отдельным урокам. Определить время (в часах) и количество уроков, отводимых на изучение того или иного раздела и темы учебной программы.
– Выбрать адекватные средства и методы обучения (словесные, наглядные, практические, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности) для решения поставленных задач, опираясь на теорию и методику учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, а также на здравый смысл и опыт.
– Определить учебные требования, типы самостоятельных работ (контрольные, зачетные и т.п.), домашние задания, которые должны быть выполнены учащимися в каждой учебной четверти.
– Определить общую организацию работы по реализации плана. Здесь следует выбрать наиболее адекватные методы организации занимающихся, соответствующие места занятий, необходимое оборудование и инвентарь.
Выполнив все эти операции, преподаватель-организатор ОБЖ приступает к текстуально-описательному, либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его разделы и темы. Если для данного плана имеются уже разработанные образцы, то они просто заполняются. Содержание планов желательно выражать в наглядной форме, используя средства графического изображения, разные цвета.
Таким образом, планирование носит последовательный характер и осуществляется по системе – от обобщенного к более детальному.
Преподаватель-организатор ОБЖ разрабатывает и составляет следующие основные документы планирования: «План мероприятий школы по Основам безопасности жизнедеятельности», «План распределения программного материала по годам обучения», «План распределения материала на учебный год», «Тематический (рабочий) план на четверть» и «План-конспект урочного занятия».
Все документы планирования логически связаны между собой. Более конкретный документ, разрабатывается в соответствии с более общим, каждый имеет свое назначение в системе планирования и выполняет определенную функцию. По своей сути, разработка этих планов отражает поэтапный перевод учебного материала программы в предметное содержание урока ОБЖ.
2. Виды планирования
Планирование обычно осуществляется на нескольких уровнях: комплексном, тематическом и поурочном.
1. Комплексное календарное планирование
На учебный год составляется комплексный календарный план, в котором определяются основные направления работы. Как правило, этот план содержит разделы: учебная работа, методическая работа, внеклассная и внешкольная работа, работа по совершенствованию учебно-материальной базы.
План мероприятий школы по ОБЖявляется составной частью общего плана работы школы на полугодие или учебный год. Он согласовывается с администрацией школы, чтобы включенные в него мероприятия не совпадали по времени с другими школьными мероприятиями. План включает в себя следующие разделы: 1) организационная работа; 2) учебная работа; 3) методическая работа; 4) внеклассные и внешкольные мероприятия; 5) работа по совершенствованию учебно-материальной базы.
1) Организационная работа включает ряд мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся, решение дидактических целей занятия и педагогических задач. К ним относятся:
• Подготовка мест проведения занятий (класса ОБЖ) и необходимого материального обеспечения, отвечающего современным требованиям: а) наглядные пособия (плакаты, стенды, учебные видеофильмы) по основным модулям знаний каждой параллели классов, обеспечивающие полноту занятий по курсу ОБЖ; б) средства индивидуальной защиты, приборы РХН; в) комплект обучающих таблиц-плакатов по основам медицинских знаний, средства оказания первой помощи при несчастных случаях (носилки, комплект шин, универсальная аптечка «ГАЛО»; г) наглядные пособия по основам военной подготовки; д) компьютерные обучающие программы «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.
• Подготовка (совместно с учителем физической культуры) на пришкольной площадке единой полосы препятствий и мест для занятий по прикладной физической подготовке.
2) Учебная работа включает в себя плановые школьные занятия по ОБЖ, групповые предэкзаменационные консультации, учебные сборы по курсу ОБЖ с учащимися (юношами) X классов, итоговую аттестацию учащихся IX и XI классов.
3) В содержание методической работывходят следующие мероприятия: проведение семинаров с учителями начальных классов по обучению учащихся основам безопасности жизнедеятельности, с классными руководителями У-1Х классов и преподавателями-предметниками, привлекаемыми для проведения занятий по курсу ОБЖ; проведение открытых уроков по отдельным темам курса ОБЖ; написание методических материалов (разработок, указаний, рекомендаций); разработка тестовых заданий для проверки и закрепления знаний учащихся и т.п.
4) В содержание внеклассных и внешкольных мероприятийвходят: экскурсии в музеи военно-патриотической направленности, посещение постоянных и эпизодических специализированных выставок; встречи с военнослужащими и ветеранами Вооруженных сил РФ, работниками военкоматов, органов ГО ЧС, ГИББД, медицины; подготовка и участие в окружных и городских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, в тематических викторинах, конкурсах, комбинированных эстафетах и соревнованиях с выполнением различных упражнений ОБЖ (например, «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Соревнования сандружинниц», «Школа безопасности» и др.).
5) Работа по совершенствованию учебно-материальной базывключает в себя приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, приборов, оборудования и имущества, оформление классов и методических уголков по ОБЖ, ремонт оборудования и инвентаря и т.д.
Примерное содержание комплексного календарного плана приводится в таблице 1.
Таблица 1
Содержание комплексного календарного плана на _______ учебный год
Разделы | Мероприятия |
Учебная работа | – учебные занятия; – индивидуальные консультации; – групповые предэкзаменационные консультации; – учебные сборы по курсу ОБЖ с учащимися (юношами) 10 классов; – итоговая аттестация учащихся 9 классов; – итоговая аттестация учащихся 11 классов |
Методическая работа | – семинары с учителями начальных классов по обучению учащихся основам безопасности жизнедеятельности; – семинары с классными руководителями 5-9 классов и преподавателями-предметниками, привлекаемыми для проведения занятий по курсу ОБЖ; – индивидуальные консультации для преподавателей, ведущих курс ОБЖ; – открытые уроки по отдельным темам курса ОБЖ; – индивидуальная работа преподавателя по совершенствованию методического мастерства |
Внеклассная и внешкольная работа | – участие в соревнованиях «Школа безопасности»; – проведение Дня защиты детей; – различные эстафеты; – встречи с ветеранами, работниками военкоматов, органов ГО ЧС, ГИБДД, медицины; – тематические выставки; – выставки творческих работ учащихся |
Работа по совершенствованию учебно-материальной базы | – приобретение учебной и методической литературы, наглядных пособий, видео- и фотоматериалов, приборов, оборудования и имущества; – оформление классов и методических уголков по ОБЖ; – ремонт оборудования и инвентаря |
2. Тематическое планирование
В тематическом плане (план распределения программного материала по годам обучения) производится распределение учебного времени на изучение каждой темы, уточняется список учебной, методической и другой литературы, определяется учебно-материальное обеспечение и межпредметные связи, а также устанавливаются формы контроля за качеством подготовки обучаемых. В этом плане по горизонтали выносятся годы обучения (классы), а по вертикали - соответствующие разделы программы с их подразделами и основными темами. Один из вариантов структуры указанного плана представлен в таблице 2.
Таблица 2
Тематический план изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учащимися_____ классов средней школы №__ на __ учебный год
Наименование темы | Количество учебных часов (в т.ч. на практические занятия) | Литература (учебная, методическая и др.) | Учебно-материальное обеспечение | На каких предметах могут быть изучены отдельные вопросы темы | Какие знания, умения и навыки должны получить учащиеся | Вид контроля |
Занятия являются наиболее важной частью учебного процесса. Именно на них обучаемые получают необходимые теоретические знания и практические навыки и умения. Большое значение для качественного проведения занятий имеет подготовка к ним как преподавателя, так и учащихся, а также планирование урока.
Подготовка преподавателя при тематическом планировании должна быть заблаговременной и всесторонней. Для этого ему необходимо:
· уяснить содержание темы, учебные цели и основные вопросы;
· определить и изучить необходимую учебную и методическую литературу;
· подобрать и подготовить место проведения занятия и необходимое материальное обеспечение;
· при необходимости практически отработать те действия и приемы, которые следует показать учащимся;
· составить план или план-конспект проведения занятия.
План распределения материала на учебный год. Определяет наиболее целесообразную последовательность прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяжении одного учебного года в общеобразовательной школе. В нем указываются: время, необходимое для освоения материала разделов в течение каждой учебной четверти; уроки для контрольных работ, приема зачетов и выполнения тестовых заданий.
Тематический (рабочий) план на четверть. Составляется на основе учебной программы и годового плана-графика прохождения программного материала.
В тематическом плане указываются дидактические цели и конкретные задачи на четверть (для данного класса), производится распределение учебного времени на изучение каждой темы, определяется логическая последовательность освоения учебного материала, определяется учебно-материальное обеспечение, устанавливаются формы контроля за качеством подготовки обучаемых.
При распределении учебного материала по урокам преподавателю необходимо:
· придерживаться правила от простого к сложному, при этом принимать во внимание повышающийся уровень знаний и умений учащихся в процессе их систематических занятий;
· приводить в соответствие количество и содержание задач на четверть с возможностями учащихся, учебно-материальным обеспечением урока, местом проведения занятий.
3. Поурочное планирование
Поурочное планирование осуществляется в произвольной форме с учетом подготовки и опыта преподавателя и сложности темы. Следует учитывать, что умело спланированный и качественно подготовленный урок – основа его успешного проведения. Особенно это актуально для начинающего преподавателя. Составление поурочного плана позволяет обеспечить наиболее эффективные пути достижения целей обучения за ограниченный отрезок времени. Это достигается тщательным подбором учебного материала и правильным определением методов и средств обучения. С помощью плана преподаватель переводит свои идеи и представления в русло реальной педагогической деятельности.
Структура урока включает:
· введение в урок;
· передачу-усвоение новых знаний, навыков и умений, на что отводится наибольшая часть полезного времени;
· закрепление учебного материала – диагностика прочности полученных знаний, навыков и умений путем наблюдения за поведением, вниманием и активностью учащихся, а также проведения контрольных опросов и кратких бесед;
· инструктаж по дальнейшей работе над темой и конкретные задания для самостоятельной работы.
Чаще всего в поурочном плане отражаются следующие вопросы:
· наименование темы;
· дидактические цели занятия;
· учебные вопросы;
· методы преподавания;
· использованная и рекомендуемая литература;
· материально-техническое обеспечение;
· ход занятия (действия преподавателя и учащихся);
· вопросы для проверки качества усвоения учебного материала.
В плане отражается порядок действий помощника руководителя занятий, если он назначался.
План-конспект урочного занятия. Это самый детализированный план, необходимый преподавателю ОБЖ для организации учебно-воспитательного процесса. Целью этого плана является разработка методики решения учебных задач урока, определение оптимального состава средств, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности и логике эффективное и качественное проведение уроков.
Эффективность урока прежде всего связана с четкой, правильной постановкой задач. При постановке задач следует исходить из содержания тематического плана, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, а также состав учащихся, их подготовленность. Количество намечаемых задач определяется возможностями их реализации на одном занятии.
При разработке содержания урока ОБЖ преподавателю следует определить:
· средства и методы решения каждой педагогической задачи;
· учебно-материальное обеспечение урока;
· методы организации работы учащихся при решении каждой задачи;
· критерии оценки работы учащихся.
Разработкой «Плана-конспекта урочного занятия» преподаватель-организатор ОБЖ заканчивает весь цикл планирования учебного содержания программного материала.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Что включает в себя подготовительная работа учителя-организатора ОБЖ к уроку?
2. Требования к процессу планирования учебно-воспитательной работы по курсу ОБЖ.
3. Последовательность и порядок разработки планирования учебно-воспитательного процесса по курсу ОБЖ.
4. Охарактеризуйте комплексное календарное планирование.
5. Охарактеризуйте тематическое планирование.
6. Дайте характеристику поурочного планирования.
7. Составьте план-конспект урока ОБЖ.
Литература
1. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 256 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. – М.: Изд-во ДиК, М.: Изд-во АСТ – ЛТД, 1998. – 548 с.
3. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы.: Метод. пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, Б.И. Мишин. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.
4. Основы безопасности жизнедеятельности: Поурочные планы. 5 класс / Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2005. – 116 с.
5. Основы безопасности жизнедеятельности: Поурочные планы. 6 класс / Авт.-сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2005. – 133 с.
6. Основы безопасности жизнедеятельности: Поурочные планы. 1 класс (программа 1-4) / Авт.-сост. Н.А. Горбунова. – Волгоград: Учитель, 2003. – 96 с.
7. Планирование воспитательной работы в классе: Метод. пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
8. Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 128 с.
9. Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных учреждениях. – М., Просвещение, 2000. – 96 с.
Лекция 7. Учебно-материальная база образовательных учреждений по «Основам безопасности жизнедеятельности»
План:
1. Общие требования к кабинету ОБЖ.
2. Средства оснащения кабинета ОБЖ.
3. Оборудование кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности».