Психолого - педагогическая компетентность преподавателя

Педагогическую компетентность преподавателя составляет совокупность знаний, умений и способностей, необходимых для выполнения функции обучения и воспитания студентов. Сюда относятся следующие педагогические знания: предмет, основные понятия и задачи дисциплины; цели и содержание высшего профессионального образования; государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; принципы построения содержания профессионального образования; сущность и закономерности процесса обучения; методы и организационные формы обучения и воспитания студентов; современные педагогические технологии.

Психологическая компетентность преподавателя включает следующую систему знаний: психология учебно-познавательной деятельности студентов; психология личности; психологические особенности студенчества; психология студенческого коллектива; основы психодиагностики; психология педагогической деятельности преподавателя; личность преподавателя вуза; психология педагогического общения.

Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий преподавателя, которые соотносятся с функциями педагогической деятельности. Полное описание умений преподавателя выполнено А.К.Марковой [99]. Выделим семь групп основных педагогических умений из всего набора, описанного А.К.Марковой.

Первая группа – умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач:

- при постановке педагогической задачи ориентироваться на учащегося как на активного развивающегося соучастника образовательного процесса;

- изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию;

- конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, гибко перестраивать цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации;

- с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций;

- предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач и др.

Во вторую группу педагогических умений включены три подгруппы:

1) умения, отвечающие на вопрос «чему учить»:

- работать с содержанием учебного материала, выделять ключевые идеи учебной дисциплины, обновлять ее содержание;

- систематизировать и интерпретировать информацию, поступающую из разных источников;

- устанавливать межпредметные связи.

2) умения, отвечающие на вопрос «кого учить»:

- изучать индивидуально-психологические особенности учащихся, их обученность и воспитанность;

- изучать и оценивать реальные учебные возможности студентов, различать их успеваемость и личностные качества;

- исходить из мотивации самих учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса.

3) умения, отвечающие на вопрос «как учить»:

- отбирать и применять различные сочетания методов и форм обучения и воспитания;

- применять дифференцированный и индивидуальный подходы к студентам, организовывать их самостоятельную учебную деятельность;

- находить несколько способов решения одной педагогической задачи и т.д.

Третью группу составляют умения совершенствовать свою работу:

- использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта;

- соотносить затруднения студентов с недочетами в своей работе;

видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценивать свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других преподавателей;

- строить планы развития своей педагогической деятельности и др.

Четвертая группа умений – это приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. К ним относятся умения:

- понять позицию другого человека (партнера по общению, в том числе студента), проявить интерес к его личности;

- понять его внутреннее состояние по нюансам поведения, владеть средствами невербального общения (мимика и жесты);

- встать на его точку зрения;

- создать обстановку доверительности, терпимости к собеседнику;

- поддерживать равное отношение ко всем студентам;

- быть готовым поблагодарить студента, при необходимости извиниться перед ним;

- с юмором относиться к отдельным ситуациям, быть готовым к улыбке, слушать и слышать студента, не прерывая его речи и учебных действий;

- поддерживать обратную связь со студентами.

Пятая группа – умение актуализировать и реализовать свой творческий потенциал:

- удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, способного противостоять трудностям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности;

- реализовывать и развивать свои педагогические способности;

- управлять своим эмоциональным состоянием, предавая ему конструктивный, а не разрушительный характер;

- воспринимать позитивные возможности, свои и учащихся, и тем самым способствовать упрощению своей позитивной Я – концепции;

- совершенствовать свое педагогическое мастерство;

- осуществлять творческий поиск.

Шестая группа объединяет умения:

-определять характеристики знаний, умений и навыков студентов в начале и в конце изучения учебной дисциплины;

- выявлять отдельные показатели обучаемости (активность, ориентировку, количество дозированной помощи, необходимой данному студенту для продвижения), определять причины отставания и осуществлять индивидуальный подход;

- поэтапно отрабатывать все компоненты обученности студентов:

стимулировать их готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Седьмая группа – умения оценивать состояние воспитанности учащихся и стимулировать их личностное развитее:

- вести воспитательную работу среди студентов;

- распознавать по их поведению согласованность нравственных норм и убеждений;

- видеть личность студента в целом – во взаимосвязи того, что он говорил и как поступает.

Компетентный преподаватель непременно является и хорошим методистом. Он владеет не только научными знаниями и методами в области преподаваемой дисциплины, но и методикой (технологией) обучения этой дисциплине. Знание методики позволяет преподавателю представить изучаемый материал в виде системы познавательных задач, последовательное решение которых должно привести студента к овладению содержанием учебной дисциплины.

Кроме системы знаний и умений, в составе психолого-педагогической компетентности преподавателя целесообразно выделить педагогические способности. Уровень способностей наряду с направленностью личности и другими ее качествами является важнейшим субъективным фактором достижения вершин в научно-педагогической деятельности.

Проблема педагогических способностей стала предметом специального рассмотрения в работах З.Ф. Есаревой, В.А. Крутецкого, Н.В. Кузьминой, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, С.Д. Смирнова, Б.М Теплова и других.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким [85], который дал им соответствующие общие определения. По его мнению, в состав педагогических способностей входят:

1. Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для них, вызывать интерес к изучаемой дисциплине, организовать их самостоятельную работу, управлять познавательной активностью студентов.

2. Академические способности – способности к соответствующей области науки (преподаваемой дисциплине).

3. Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир учащегося, понимать его психическое состояние, психологическая наблюдательность.

4. Речевые способности – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

5. Организаторские способности – способности организовать коллектив учащихся для активной учебно-познавательной или иной деятельности, организовать свою собственную работу, правильно распределять рабочее время и т.д.

6. Коммуникативные способности – способности к общению с учащимися, находить правильный подход к ним, устанавливать с ними нормальные взаимоотношения.

7. Педагогическое воображение – специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий.

Как видно из этого перечня, некоторые способности являются общими для специалистов всех профессий.

Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблеме, а также изучение и обобщение педагогического опыта преподавателей вузов (включая многолетний опыт преподавательской работы автора) показывает, что к педагогическим способностям преподавателя относятся:

- способность самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;

- способность по-разному излагать доступным образом один и тот же учебный материал, с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися;

- способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения студентами значительного объема информации, ускоренного их интеллектуального и нравственного развития;

- способность правильно планировать и организовать различные виды занятий, совершенствуя свое педагогическое мастерство от занятия к занятию;

- способность передавать свой опыт другим и в свою очередь учиться на их примерах (путем посещения занятий, написания и издания учебно-методический пособий, участия в работе методических семинаров, научно-методических советов и.д.);

- способность к самообразованию, включая поиск и творческую переработку необходимой информации, а также ее непосредственное использовании е в педагогической деятельности;

- способность формировать у студентов нужную мотивацию активной учебно-познавательной деятельности.

Все педагогические способности имеют двойную обращенность: к студентам и к самому преподавателю. Они содержат в себе гностический элемент – познать психологию человека и творческий перестроить свою деятельность на основе самообразования и самовоспитания. Уровень специальных педагогических способностей преподавателя проявляется также в глубине и разносторонности информации, которую он может получить об особенностях развития своих учащихся, в быстроте перестройки своей деятельности.

Особый класс специальных педагогических способностей преподавателя, в особенности куратора студенческой группы, составляют способности к воспитательной работе. Среди них в качестве главных можно выделить следующие:

- способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии);

- способность быть примером и образцом для подражания со стороны студентов в мыслях, в чувствах и поступках;

- способность вызвать у них благородные чувства, желания и стремления становится лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей;

- способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям молодого человека;

- способность вселять в нем уверенность, стимулировать к самосовершенствованию;

- способность находить нужный стиль общения с каждым студентом, добиваться его расположения и взаимопонимания;

- способность вызывать к себе уважение и пользоваться неформально признанием с его стороны, иметь авторитет среди студентов.

Коммуникативная компетентность преподавателя

Общение в деятельности преподавателя выступает не только средством научной и педагогической коммуникации, но и условием совершенствования профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания студентов.

В.А. Канн-Калик [67], который занимался исследованием этой проблемой, писал, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более двухсот компонентов. Общение является одной из самых сложных сторон, так как через него осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности преподавателя на личность студента. Одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимся. Владение профессионально-педагогическим общением – важнейшее требования к личности преподавателя в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.

Какова структура в коммуникативных способностях, знаний, умений и навыках, используемых преподавателем в общении со студентами?

Различают ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть преподаватель. Сюда относятся: познание человеком других людей, познание самого себя, правильное восприятие и оценивание ситуации общения, умение вести себя по отношению к людям, действия, предпринимаемые человеком в отношении самого себя, умение правильно оценить ситуацию общения: наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социально-психологический смысл возникшей ситуации.

Познание человека человеком включает общую оценку человека как личности, которая обычно складывается на основе первого впечатления о нем; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение понимать значение жестов, мимики и пантомимики.

Познания человеком самого себя предполагает оценку своих знаний, способностей, своего характера и других черт личности; оценку того, как он воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.

Интересные в педагогическом плане, но менее изучены и порождают больше разнообразных проблем на практике так называемые невербальные формы педагогического общения. Связанные с этим коммуникативные умения включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение использовать жесты и мимику так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком, а так же дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства.

Умения, проявляемые в действиях человека, по отношению к самому себе включают, управление теми аспектами собственного поведения, которые важны для установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми, для обеспечения правильного восприятия и понимания тебя другими людьми. К ним относится также способность человека к само восприятию, направленная на устранение привычек и склонностей, препятствующих общению, на формирование и развитие полезных для общения умений и навыков.

К коммуникативным способностям относятся:

- способность выступать в студенческой или иной аудитории, используя вербальные и невербальные средства общения;

- способность вести беседу или дискуссию со студентами;

- способность всесторонне и объективно воспринимать человека-партнера по общению;

- способность вызывать у него доверие, желание к совместной деятельности;

- способность предвидеть и ликвидировать конфликты;

- способность конструктивно и тактично критиковать студента или коллегу по совместной деятельности;

- способность воспринимать и учитывать критику, перестраивая соответственно свое поведение и деятельность.

Коммуникативная компетентность преподавателя включает также перцептивно-рефлексивные способности преподавателя. Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, предполагает знание того, как другой понимает собеседника. Рефлексия – своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, при котором рефлектирующий субъект воспроизводит внутренний мир собеседника.

В структуре коммуникативной компетентности преподавателя, кроме отмеченных выше качеств целесообразно выделить следующие профессионально важные личностные свойства:

- подлинный интерес к людям и работе с ними; наличие потребности и умения общаться;

- способность проявления эмпатии к людям;

- умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

- умение управлять собой, своим психическим состоянием, голосом, мимикой, настроением и чувствами;

- умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;

- хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатство лексики и используемых языковых средств;

- способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, психическое заражение и пр.).

Совместимость в процессе общения преподавателя с учащимися основывается на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности. В процессе общения преподаватель должен обогащать студента умственно, нравственно и эстетически. Но это невозможно, если сам преподаватель не владеет системой умений, навыков, необходимых для правильного познания и оценки других людей. Общение обязательно предполагает формирование у преподавателя и студентов образов друг друга и о личностных особенностях каждого участника общения; в общении проявляется и поведенческий компонент – слова и дела, адресуемые преподавателем учащимся.

Организаторская компетентность преподавателя

В предыдущем параграфе, анализируя деятельность преподавателя вуза, мы коснулись такой функции как руководство людьми, т.е. выделили организаторскую функцию. Действительно, преподавателю часто приходится выступать в роли руководителя (организатора). Сюда относятся: организация различных видов занятий, руководство НИРС, производственной практикой, курсовым и дипломным проектированием, кураторская работа, общественная деятельность и т.д. Для успешного выполнения этих функций преподаватель должен обладать организаторской компетентностью, которая включает в своем составе систему взаимосвязанных знаний, умений, способностей и личностных свойств. К знаниям преподавателя в области менеджмента образования относятся:

- понятие о менеджменте, его цели, значение и функции;

- функции и особенности менеджмента образования;

- структура организаторской деятельности преподавателя;

- планирование и организация различных видов занятий, в том числе самостоятельной работы студентов;

- методы и стиль педагогического руководства;

- мотивация учебно-познавательной деятельности студентов;

- подготовка и принятие управленческих решений по отношению к студенческой группе; контроль и оценка обученности студентов;

- управление качеством образовательного процесса.

Умения преподавателя в области менеджмента образования обусловлены выполнением управленческих функций и включают следующие действия:

- определение цели учебно-познавательной деятельности студентов;

- планирование содержания и методов обучения по преподаваемой дисциплине;

- подготовка и проведение различных видов занятий:

- выдача учебных заданий студентам, организация их совместной деятельности;

- контроль выполнения работ и оценка результатов;

- методическое и организационное обеспечение преподавания учебной дисциплины.

Что касается требований к психологическим свойствам организатора (руководителя), то они весьма разнообразны (см. гл. 5). Полное их описание дано в учебном пособии автора по психологии менеджмента (201). Организаторская компетентность служит не только для организации процесса обучения в вузе, но и для самоорганизации деятельности преподавателя.

Креативная компетентность

Понятие «креативность» означает уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Для разведения данного понятия от понятия «творчество» целесообразно пользоваться двумя характеристиками: субъективно-обусловливающей для обозначения креативности и процессуально-результативной для обозначения творчества. Иными словами: креативность относится к качеству личности, а творчество – к процессу, в котором проявляется креативность.

Креативность субъектов учебно-воспитательного процесса является особым принципом образования. Известный философ Н.А.Бердяев установил следующие положения:

Творчество возможно лишь при допущении свободы; Творческий акт человека и возникновение новизны в мире не могут быть поняты из замкнутой системы бытия. Для объяснения природы творчества человеку необходимо преодоление границ бытия, максимальная степень свободы, какая только возможна для него.

Творец одинок и творчество носит не коллективно-общий, а индивидуально-личный характер. Но творческий акт направлен к тому, что имеет мировой, общечеловеческий и социальный характер.

Творческое развитие должно быть открыто в мире, а не его эволюция. Познание творческой эпохи не пассивное, а активное; оно предполагает творческое усилие. Познание же эволюции было лишь пассивным приспособлением. Учение о творческом развитии предполагает свободу как основу необходимости и личность, как основу всякого бытия [20].

Креативная компетентность преподавателя включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств необходимых ему для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности преподавателя (педагогической, коммуникативной, организаторской). В данном контексте акцент делается на исследовательский компонент его профессиональной деятельности.

Исследования креативности и творчества широко представлены в отечественной науке. Выделены критерии творчества, идут активные исследования его психологических механизмов (Д.Б. Богоявленская, А.Н. Лук, А.В. Морозов, Я.А. Пономарев, А.И. Щербаков и др).

Среди наиболее перспективных направлений изучения творчества в настоящее время выделяются исследования Д.Б. Богоявленской [27], которая в своих экспериментальных работах выделила единицу анализа творчества. В качестве такой единицы была выделена интеллектуальная активность, которая отражает познавательные и мотивационные характеристики творческой личности в их единстве.

Разные исследователи указывают на разный компонентный состав профессионально-творческих способностей преподавателя. Так, например А.И.Щербаков [204] выделяет следующие индивидуально-психологические особенности личности педагога, от развития которых зависит уровень его профессионально-творческих достижений: высокие познавательные интересы, любовь к детям и потребность работы с ними, цельный и твердый характер, самостоятельность и деловитость, педагогические способности, практические навыки и умения (общепедагогические, общетрудовые, коммуникативные и др.).

Основываясь на результаты проведенного исследования, А.В. Морозов [111] выделил некоторые личностные качества, отличающие креативных людей от некреативных:

любознательность; стремление к самосовершенствованию; смекалка, находчивость, сообразительность; изобретательность;

самостоятельность и независимость в суждениях, мышлении, поступках; широкий кругозор и эрудиция; профессиональная компетентность; артистичность; оптимизм, чувство юмора;

оригинальность, гибкость мышления; харизматические качества и др.

В структуре креативной компетентности личности (в том числе и преподавателя) можно выделить следующие качества:

способность к творчеству, к решению проблемных задач; гибкость и критичность ума, интуиция, самобытность и ассертивность (уверенность в себе);

способность ставить и решать нестандартные задачи, способность к анализу, синтезу и комбинированию, способность к переносу опыта, способность предвидения и т.д.;

эмоционально-образные качества: одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях; ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмпатии (эмпатийность);

обладание раскованностью мыслей, чувств и движений; проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом; преодоление стереотипов;

способность формулировать гипотезы, конструировать версии их доказательства;

склонность к риску, стремление к свободе.

Важной составляющей креативности специалиста являются знания и умения, которые лежат в основе собственной познавательной деятельности. В основе креативной компетентности лежат способности к интеллектуальному труду:

- отбросить обычные стандарты и методы решения, искать новые, оригинальные;

- видеть дальше непосредственно данного и очевидного;

- охватывать суть основных взаимосвязей, присущих проблеме;

- ясно видеть несколько различных путей решения проблемы и мысленно выбрать наиболее эффективный;

- чутье к видению проблемы там, где кажется, что все уже решено.

Кроме того, при исследовании проблемы творческих способностей в связи с задачами высшей школы выделяются следующие свойства, присущие творческой личности:

Интерес к сложному и неясному. Творческого исследователя привлекают мало познанные или неясные феномены, таящие возможность открыть что-то новое.

Склонность задаваться вопросами.

Спонтанная любознательность. Она является для него одним из главных стимулов для усвоения необходимых специальных знаний и для собственной научно-исследовательской работы.

Способность продолжительное время заниматься решением одной и той же проблемы. Проблемы, с которыми приходится иметь дело ученому, нередко настолько сложны и трудны, что их решение может быть найдено лишь путем продолжительного и упорного труда.

Высокая степень научной одаренности. Она предполагает развитие следующих способностей: способность надолго запоминать и воспроизводить большой объем информации (хорошая память); творческое мышление; фантазия – способность наглядно представлять себе что-нибудь новое, раннее не встречавшееся в опыте. Особенно важную роль фантазия играет на таких фазах научно-исследовательской работы, как мысленный эксперимент, построение и проверка гипотезы; наблюдательность – способность при изучении отдельных явлений быстро и легко замечать все то, что нужно или что может оказаться полезным.

Креативная компетентность преподавателя обеспечивает эффективную научно-исследовательскую работу, систематическое совершенствование содержания и методов обучения, накопление плодотворной научной и учебной информации, систематическое изучение, анализ и оценку учебно-познавательной деятельности и поведения студентов.

Наши рекомендации