Требования к личности современного преподавателя

Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции:

– обучающую;

– воспитывающую;

– развивающую;

– психологической подготовки.

Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

– потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

– тактичности, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;

– понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;

– умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение;

– предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;

– знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;

– способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача – выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе:

– высокая культура и нравственность;

– самоотдача;

– благородство;

– острое чувство нового;

– умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к самостоятельной жизни;

– максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;

– общность идей и интересов учителей и учащихся;

– творческое отношение к делу и социальная активность;

– высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;

– принципиальность и требовательность;

– отзывчивость;

– эрудиция;

– социальная ответственность и т.д.

Ускорение и облегчение процесса усвоения знаний

Подростки по-разному усваивают знания – с неодинаковой скоростью и различными способами. В повседневной жизни они усваивают информацию из разговоров в семье и с друзьями, из радио- и телепередач, с помощью аудио- и видеотехники, а также из собственного небольшого жизненного опыта и т.п. Поэтому представляется рациональным использовать самые разнообразные методы обучения, охватывающие все виды восприятия материала.

Способы восприятия

Зрительный Лучше всего усваиваются материалы, представленные в виде красочных картин, таблиц, слайдов, фильмов. Этот способ обычно используется в комбинации с другими методами.
Слуховой Предпочтение отдается лекциям или аудиокассетам.
Осязательный Предполагает возможность потрогать что-то собственными руками. Это для некоторых обучаемых намного важнее, чем возможность просто увидеть или услышать.
Кинестетический Усвоение информации достигается в том случае, если учащиеся практически участвуют в занятиях.

Как известно, существуют определенные приемы для облегчения усвоения знаний. Это достигается следующими действиями:

– точной постановкой задач;

– активным участием школьников в занятиях;

– применением аудиовизуальных средств обучения;

– поощрением к дискуссиям и предложению идей;

– уважением мнения учащихся.

Общение в процессе обучения

Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей.

К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:

1. характеристики речи: четкая дикция, выразительность;

2. личностные особенности: общительность, открытость, умение слушать и чувствовать людей.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

– коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса общения;

– социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей;

– альтруистические тенденции – способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:

– невыразительная речь;

– дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);

– необщительность;

– замкнутость;

– погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

Наши рекомендации