Требования к личности современного преподавателя
Педагог в ходе своей профессиональной деятельности выполняет основные функции:
– обучающую;
– воспитывающую;
– развивающую;
– психологической подготовки.
Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:
– потребности и способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;
– тактичности, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
– понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;
– умения обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение;
– предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах;
– знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремления вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития;
– способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Его главная задача – выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.
Требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе:
– высокая культура и нравственность;
– самоотдача;
– благородство;
– острое чувство нового;
– умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к самостоятельной жизни;
– максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;
– общность идей и интересов учителей и учащихся;
– творческое отношение к делу и социальная активность;
– высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;
– принципиальность и требовательность;
– отзывчивость;
– эрудиция;
– социальная ответственность и т.д.
Ускорение и облегчение процесса усвоения знаний
Подростки по-разному усваивают знания – с неодинаковой скоростью и различными способами. В повседневной жизни они усваивают информацию из разговоров в семье и с друзьями, из радио- и телепередач, с помощью аудио- и видеотехники, а также из собственного небольшого жизненного опыта и т.п. Поэтому представляется рациональным использовать самые разнообразные методы обучения, охватывающие все виды восприятия материала.
Способы восприятия
Зрительный | Лучше всего усваиваются материалы, представленные в виде красочных картин, таблиц, слайдов, фильмов. Этот способ обычно используется в комбинации с другими методами. |
Слуховой | Предпочтение отдается лекциям или аудиокассетам. |
Осязательный | Предполагает возможность потрогать что-то собственными руками. Это для некоторых обучаемых намного важнее, чем возможность просто увидеть или услышать. |
Кинестетический | Усвоение информации достигается в том случае, если учащиеся практически участвуют в занятиях. |
Как известно, существуют определенные приемы для облегчения усвоения знаний. Это достигается следующими действиями:
– точной постановкой задач;
– активным участием школьников в занятиях;
– применением аудиовизуальных средств обучения;
– поощрением к дискуссиям и предложению идей;
– уважением мнения учащихся.
Общение в процессе обучения
Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей.
К коммуникативным качествам личности, которые составляют основу педагогического общения, относятся:
1. характеристики речи: четкая дикция, выразительность;
2. личностные особенности: общительность, открытость, умение слушать и чувствовать людей.
Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность – устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:
– коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса общения;
– социальное родство – желание находиться в обществе, среди других людей;
– альтруистические тенденции – способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.
Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:
– невыразительная речь;
– дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);
– необщительность;
– замкнутость;
– погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).
Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.