Требования к личности современного учителя

Цель: раскрыть требования к личности современного учителя; показать роль учительства в истории культурно-образовательной среды региона на основе характеристики образования как отражения экономического, социокультурного, духовного развития общества и изучения опыта и перспектив культурно-просветительской деятельности педагога.

Задачи:студенты должны знать основные требования к личности современного учителя; основные документы, раскрывающие функции и обязанности современного учителя; современные социально-педагогические проблемы учительского труда; задачи, формы и методы культурно-просветительской деятельности педагога; условия организации педагогического общения; уметь оценивать значимость концептуальных подходов различных авторов к педагогическим проблемам образования для организации учебно-воспитательного процесса в современной школе; проектировать образовательный процесс, соответствующий общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; раскрывать содержание основных видов педагогической деятельности; анализировать задачи, формы и методы культурно-просветительской деятельности педагога; проектировать условия организации педагогического общения; анализировать законодательные акты об образовании.

Основные понятия: требования к личности современного учителя; ценностные ориентации и этические установки педагога; система предметно-методических и психолого-педагогических знаний; профессиональные умения современного учителя, его мастерство и педагогическая по-зиция; коммуникативная природа педагогической деятельности.

Основные документы: Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.09.2010); Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Форма изучения:семинарское занятие с использованием технологий case-study, самостоятельная работа.

I. Теоретическая часть

План

1. «Наша новая школа» о требованиях к личности современного учителя.

2. Ценностные ориентации, этические установки педагога.

3. Система предметно-методических и психолого-педагогических знаний.

4. Профессиональные умения современного учителя, его мастерство и педагогическая позиция.

5. Коммуникативная природа педагогической деятельности. Общение как условие педагогической деятельности.

6. Современные социально-педагогические проблемы учительского труда.

Основная литература

1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сла-стенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011.

2. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред.З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2009.

Дополнительная литература

15. Бандурка A. M., Тюрина В. А., Федоренко Е. И. Основы психологии и педагогики. Учебное пособие.- М., 2009. - 250 с.

16. Введение в педагогическую деятельность /под ред. А. С. Роботовой - М., 2007.

17. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. Учебное пособие.- М., 2008. - 300 с.

18. Джуринский, А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2008.

19. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А.Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009.- 241 с.

20. История образования и педагогической мысли: Учебно-методическое пособие /Сост.С.А.Воронина, Е.Н.Орлова, Е.Ю.Ромашина; Науч. ред. А.А.Орлов. – Тула, ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2006.

21. Карпович Т. Е. Основы педагогики: Практикум. - М., 2007. - 176 с.

22. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Профессиональное образование.-2002.- № 5. - С. 17-20; № 6. - С. 17-20

23. Кукушин B. C. Общие основы педагогики. Учебное пособие. - М., 2006. - 224 с.

24. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 4 февраля 2010 г. mon.gov.ru›Документы›Наша новая школа.

25. Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учебное пособие /Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская - М., 2008.

26. Образ учителя в научной и художественной литературе: Учебно-методическое пособие (хрестоматия) / Составители: С.А. Воронина, И.А. Щуринова, К.В. Екимова. Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011. – 168 с.

27. Орлов, А. А. Введение в педагогическую деятельность: практикум / А. А. Орлов, А. С. Агафонов; под ред. А. А. Орлова - М., 2008.

28. Учебные материалы по педагогике в электронном виде. /Books/istoriya_pedagogiki/

II. Практическая часть

1. Опираясь на документ «Наша новая школа», напишите эссе (сочинение-размышление) о требованиях к личности современного учителя. (Тему согласуйте с преподавателем)

2. Охарактеризуйте ценностные ориентации и этические установки педагога (используйте результаты микроисследования или материалы «Учительской газеты»).

3. Составьте словесный портрет учителя Вашей специальности. Какими предметно-методическими и психолого-педагогическими знаниями должен обладать учитель Вашей специальности?

4. Ответьте на вопросы:

- Как соотносятся понятия «профессиональные умения» современного учителя, его «мастерство» и «педагогическая позиция»?

- Какой предмет необходимо ввести в педвузе для того, чтобы педагог успешно владел коммуникативной культурой? Докажите, что общение является важным условием педагогической деятельности.

- В чём специфика современного педагогического общения? (Сравните с организацией общения учителей и учащихся в школах XIX-XX столетий. Используйте для примера отрывки из пособия «Образ учителя в научной и художественной литературе» (Составители: С.А. Воронина, И.А. Щуринова, К.В. Екимова. Под ред. А.А. Ор-лова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2011).

5. Охарактеризуйте современные социально-педагогические проблемы учительского труда. Приведите примеры из СМИ (см. «Учительскую газету»)

6. Ответьте на вопросы:

1) Как изменения в экономике, социокультурной и духовной жизни общества отражаются на образовании (школьном, профессиональном)?

2) Какие задачи решает педагог в ходе культурно-просветительской работы?

3) Какими способностями должен владеть педагог, чтобы эффективно осуществлять культурно-просветительскую деятельность?

4) Раскройте понятие «ценности культуры».

7. Назовите и охарактеризуйте формы и методы культурно-просветительской работы современного педагога.

8. Соберите материал для тематического портфолио «Культурно-просветительская деятельность педагога - исторический и региональный аспекты» и подготовьте сообщение (аналитический отчёт).

9. Раскройте коммуникативную природу педагогической культурно-просветительской деятельности на примере изучения педагогического наследия Л.Н. Толстого, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского или других педагогов (по выбору студента).

10. Проведите мини-исследование на тему «Роль общения в организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса» на примере вашей учебной группы. Желательно использовать результаты наблюдения, опроса или анкетирования студентов и преподавателей. Подготовьте по этой теме сообщение и презентацию.

Тема 13.

Наши рекомендации