Профессиональное самосознание личности преподавателя

Одним из важных условий эффективности будущей профессиональной деятельности, способствующей благоприятному эмоциональному состоянию, является достаточный уровень развития профессионального самосознания.

Самосознание есть особая форма сознания, которое, имеет отражательную природу. Только сознание направлено на весь объективный мир, а объектом самосознания является сама личность, ее внутренний мир. В самосознании личность выступает в качестве и субъекта, и объекта познания.

Самосознание – это, прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе, но оно также характеризуется своим продуктом – «Я-концепцией».

Структура «Я-концепции». «Я-концепцию» личности можно представить как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркивается три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к «Я-концепции» эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

1. «Образ Я» – представление индивида о самом себе.

2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны «образом Я» и самооценкой.

Строение «Я-концепции» можно описать в виде иерархической структуры, на вершине которой располагается глобальная «Я-концепция», включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Существует три основные модальности самоустановок:

1. Реальное «Я» – установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т.е. с его представлениями о том, каков он на самом деле.

2. Зеркальное (социальное) «Я» – установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.

3. Идеальное «Я» – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

В каждой из модальностей Р.Берне выделяет следующие их аспекты: физическое «Я», социальное «Я», умственное «Я», эмоциональное «Я».

Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание, в структуре которого, выделяются:

1) когнитивный компонент, знание о себе, своей деятельности;

2) эмоционально-оценочный компонент – самооценка себя как профессионала, поведенческий компонент – потенциальная готовность действовать в соответствии со знаниями и самооценкой себя как профессионала.

В когнитивном компоненте различают процесс самопознания и результат – систему представлений о самом себе («Я-образ» педагога как профессионала). В результате процессов осознания себя в педагогической деятельности, в системе педагогического общения и в системе личностного развития образуется обобщенная система представлений педагога о самом себе.

«Я-образ» педагога является относительно устойчивым образованием, так как может быть подвержен периодическим колебаниям под воздействием внутренних (личностных) и внешних (социальных) факторов. Личностный компонент ответственен за осмысление себя в ситуациях, когда личностные качества учителя (или их отсутствие) выступают как преграда к собственной активности или способствуют самореализации. На основании этого складываются представления личности о самой себе. Они могут быть реалистичными – «какой я есть» и идеальными – «каким бы я хотел быть». Реальный и идеальный профессиональный «Я-образ» могут не совпадать, что может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, такое несовпадение профессиональных «Я-образов» является источником самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Таким образом, личностный компонент самосознания обеспечивает саморазвитие личности, т.е. потребность личности в самоактуализации, в раскрытии своих возможностей. Самореализация личностных возможностей, раскрытие внутреннего потенциала учителя – условие его успешной творческой деятельности в образовании.

Самоактуализирующейся личности присущи следующие свойства (А.Маслоу):

1) адекватное, объективное восприятие реальности;

2) принятие себя и других:

3) созидательность, способность к творческой деятельности;

4) общность с другими, чувство принадлежности, соучастия;

5) способность создавать Устойчивые эмоциональные отношения с другими;

6) способность к позитивной ценностной ориентации;

7) чувство юмора, доброта;

8) творческая способность к оригинальности.

Если преподаватель стремится к самоактуализации, то он создает на занятии позитивный климат и студенты воспринимают процесс обучения как внутренний рост. Такой учитель выбирает профессию сознательно, поскольку педагогическая деятельность представляет ему возможность собственного развития.

Аффективный компонент профессионального самосознания включает в себя несколько видов отношений:

1) к системе своих педагогических действий, средствам и способам достижения целей, оценке результатов своей работы;

2) к системе межличностных отношений с учениками, эмоциональную оценку реализации функций педагогического общения в своей профессиональной деятельности;

3) к своим профессионально значимым качествам и в целом к своей личности как профессионалу.

В данной подструктуре формируется реальное чувство «за» или «против» собственного «Я» и соответственно самопринятие (непринятие), самоуважение (неуважение), самоинтерес и т.д. Важнейшей характеристикой аффективной подструктуры профессионального самосознания учителя является самооценка — личностное суждение о собственной ценности.

В современной американской педагогике существует специальный термин «эффективные учителя». К важным особенностям эффективного учителя относят уверенность в себе и высокую самооценку (позитивная оценка себя как способного человека, достойного уважения), эмоциональную стабильность и стремление к максимальной гибкости. Однако у большей части современных педагогов преобладает негативная «Я-концепция», низкая самооценка, неуверенность в себе. Педагоги с низкой самооценкой неадекватно воспринимают себя и окружающих, обладают чувством повышенной тревожности, что негативно сказывается на педагогическом процессе.

Степень адекватности самооценки педагога во многом определяет развитие эмоциональной напряженности в педагогической деятельности. Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение студентов, стимулирует у них стремление к успехам в учебной деятельности, оказывает развивающее воздействие на их личность.

Позитивный характер педагогического имиджа способствует профилактике развития эмоционального напряжения у преподавателя и его студентов, содействует развитию у них таких личностных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе. В связи с этим подготовку учителей необходимо организовать таким образом, чтобы стимулировать у них позитивное самовосприятие и самоотношение. Отношение к самому себе, удовлетворенность педагога собой и своей профессиональной деятельностью вызывают определенные поведенческие реакции, т.е. способствуют эмоциональной устойчивости, поддержанию необходимого эмоционального тонуса, чувства собственного достоинства. Преподаватель, чувствующий удовлетворенность собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает чрезмерного эмоционального напряжения в общении со студентами. Он с большей готовностью идет на контакт с ними, оказывает позитивное воздействие на их личность.

Результаты большого числа исследований говорят о том, что «эффективные» преподаватели по сравнению с «неэффективными» отличаются высокой самооценкой, позитивным отношением к себе, свободой от чрезмерной тревожности и самокритики. Они обладают способностью оказывать позитивное воздействие на «Я-концепцию» и успеваемость учащихся. Преподаватели, которые внутренне себя принимают, с большей легкостью принимают и других. В то время как учителя, склонные к отрицанию, чаще отталкивают других. Преподаватели, обладающие позитивным самовосприятием, уверенностью в себе, в своих педагогических способностях, вступают в общение с другими с большей легкостью и поэтому более эффективно решают задачи, стоящие перед ними.

Таким образом, структура «Я-концепции» преподавателя оптимальна тогда, когда в ней отражены минимальные различия между актуальным и идеальным «Я». Позитивная «Я-концепция» преподавателя влияет не только на его деятельность, но и на общий климат взаимодействия со студентами.

Литература

1. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. М., 1990.

2. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н.В.Кузьмина. М., 1989.

3. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К.Маркова. М., 1993.

4. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М.Митина. М., 1994.

5. Митина, Л.М. Эмоциональная гибкость учителя / Л.М.Митина, Е.С.Асмаковец. М.,2001.

6. Реан, А.А. Психология педагогической деятельности / А.А.Реан. Ижевск, 1994.

7. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е.И.Рогов. М., 1998.

8. Столяренко. Л.Д. Педагогическая психология / И.Д.Столяренко. Ростов-н/Д, 2003.

9. Талайко, С.В. Психологические особенности профессионального развития учителя / С.В.Талайко, Н.Ю.Клышевич. Мн., 2000.

Наши рекомендации