Обеспечение здорового образа жизни

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, опре­деляющая его способность к труду и обеспечивающая гармони­ческое развитие личности. Оно является важнейшей предпосыл­кой познания окружающего мира, самоутверждения и счастья человека. Активная долгая жизнь — это важное слагаемое челове­ческого фактора. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, добиваться разум­ными путями подлинной гармонии здоровья.

Охрана собственного здоровья— это непосредственная обязан­ность каждого человека и он не вправе перекладывать ее на окру­жающих.

ГЛАВА 16. ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека.1.Полное физическое, духовное, умственное и социальное бла­гополучие. 2.Нормальное функционирование организма в системе «чело­век—окружающая среда» 3.Умение приспосабливаться к постоянно меняющимся усло­виям существования в окружающей среде. 4.Отсутствие болезней.

5.Способность к полноценному выполнению основных социальных функций. Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и цен­но тем, что является непременным условием социальной актив­ности и трудоспособности индивидуума, посредством которых и достигаются благополучие и счастье. Индивидуальное здоровье в основном зависит от четырех обстоятельств.1.Биологические факторы (наследственность) приносят 20% здоровья.2.Окружающая среда (природная, техногенная, социальная) — тоже 20%.3.Служба здоровья обеспечивает 10% хорошего состояния орга­низма.4.Индивидуальный образ жизни — 50% всех составляющих на­шего здоровья. Следует вывод, что состояние здоровья каждого человека на 70% индивидуально. Оно зависит от наследственности, но в основ­ном от индивидуального образа жизни, т.е. от поведения, привычек, поступков, стремлений. Иными словами, для сохранения и укрепления здоровья нужны собственные, постоянные и значительные усилия. Заменить их нельзя ничем. При этом следует по­мнить, что человек настолько совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Характер жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни.Это понятие предполагает рационально орга­низованный, активный, трудовой, закаливающий порядок бытия. Он основан на принципах нравственности и защищает от небла­гоприятных воздействий окружающей среды, что позволяет до глу­бокой старости сохранять нравственное, психическое и физичес­кое здоровье. Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем организма. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга. Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, раз­витием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчи­вости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральны­ми принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. От­личительными признаками нравственного здоровья являются со­знательное отношение к труду, стремление к культуре, неприя­тие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Социальное здоровье считается высшей мерой общече­ловеческих качеств, которые и делают людей настоящими граж­данами. Здоровый и духовно развитой человек счастлив. Он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стре­мится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей моло­дости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой лич­ности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.

Среди основных составляющих здорового образа жизни можно выделить: режим дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов; умеренное и сбалансированное питание; достаточную двигательную активность; закаливание; личную гигиену; грамотное экологическое поведение; психогигиену и умение управлять своими эмоциями; отказ от вредных привычек; безопасность поведения в быту, на улице, на производстве, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравлений. Здоровый образ жизни во многом содействует разумному удов­летворению физических и духовных потребностей человека, фор­мированию социально активной личности. Первым шагом к созданию человеком индивидуальной системы здорового образа жизни является выработка твердой мотивации.К здоровому образу жизни нельзя прийти без осмысления необхо­димости подобного поведения. Это должно быть личное, глубокое убеждение и уверенность в том, что других путей к здоровью, реа­лизации благополучия своей семьи и общества не существует.Другим составляющим элементом здорового образа жизни яв­ляется режим жизнедеятельности,т.е. режим распределения вре­мени, частично вынужденный, связанный с общественно необ­ходимой деятельностью, частично регулируемый по индивидуаль­ному плану. К примеру, режим жизнедеятельности студента опре­делен расписанием занятий, режим военнослужащего — распо­рядком дня, режим работающего человека — началом и концом рабочего дня. Остальное (свободное) время каждый использует по своему усмотрению. Режим— это распорядок жизни человека, который включает в себя труд, личную деятельность, питание, отдых и сон.Работающий человек живет в определенном ритме. Он должен в определенное время вставать, выполнять свои обязанности, пи­таться, отдыхать и спать. Характерно, что в природе все процессы подчинены в той или иной мере строгому ритму: чередуются вре­мена года, ночь сменяет день, день снова приходит на смену ночи. Ритмичная деятельность— один из основных законов жизни и одна из основ любого труда.Рациональное сочетание элементов режима жизнедеятельно­сти обеспечивает более продуктивную работу человека и высо­кий уровень его здоровья. В трудовой деятельности человека уча­ствует весь организм как целое. Трудовой ритм задает физиоло­гический ритм. В определенные часы организм испытывает на­грузку, вследствие чего повышается обмен веществ, усиливается кровообращение, дыхание. Затем появляется чувство усталости. В другие часы, дни, когда нагрузка снижается, наступает отдых после утомления, восстанавливаются силы и энергия. Правиль­ное чередование нагрузки и отдыха является основой высокой работоспособности.Известный русский физиолог Н.Е.Введенский (1852— 1922) отмечал, что устают не столько от того, что много работают, сколь­ко от того, что плохо работают, не умеют организовать свой труд. Он выдвинул ряд условий достижения высокой работоспособно­сти, а значит, и высокого уровня здоровья. Для этого, по его мне­нию, необходимо не внезапное, а постепенное вхождение в рабо­ту. Важна также продуманная и отработанная последовательность в труде. Наконец, обязательным условием является правильное распределение нагрузки — дневной, недельной, месячной и го­довой. Неравномерность нагрузки, спешка в одни периоды и без­деятельность в другие — одинаковы вредны.Наиболее эффективен в деле восстановления работоспособно­сти активный отдых, который позволяет рационально использо­вать свободное время. Чередование видов работы, гармоничное сочетание умственного и физического труда, физическая культу­ра обеспечивают эффективное восстановление сил и энергии. От­дыхать человеку требуется ежедневно, используя свободное время для укрепления своего физического и духовного здоровья. К важнейшему виду ежедневного отдыха относится сон.Без до­статочного, нормального сна немыслимо здоровье человека. По­требность в сне зависит от возраста, образа жизни, типа нервной системы человека. Сон способствует нормальной деятельности центральной нер­вной системы. Недосыпание, особенно систематическое, ведет к переутомлению, истощению нервной системы, заболеванию орга­низма. Соблюдение режима сна — основа здорового образа жизни. Чтобы быть здоровым и работоспособным, необходимо вырабо­тать привычку ложиться спать и вставать в одно и то же время, научиться быстро засыпать.Важный элемент здорового образа жизни — личная гигиена.Она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет режим дня.При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма, а это создает наилучшие условия для работы и восста­новления. Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индиви­дуальные различия людей не позволяют рекомендовать один ва­риант суточного режима для всех. Однако его основные положе­ния (выполнение различных видов деятельности в строго опреде­ленное время, правильное чередование работы и отдыха, регу­лярное питание) должны соблюдаться всеми. Режим дня имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплиниро­ванность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет рационально использовать каждый час, каждую минуту времени, что значительно расширяет возможность разно­сторонней и содержательной жизни.Решающее значение в индивидуальной системе имеет самокон­троль.Он приучает человека к активному наблюдению за своим состоянием. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным относят само­чувствие, оценку работоспособности, желание продолжать нача­тое дело, сон, аппетит, болезненные и тревожные ощущения. Самочувствие— это суммарный показатель, складывающийся из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей и др.). Его можно определить как хорошее, удовлетворительное или плохое. Работоспособность зависит от общего состояния организма, а также от настроения, степени восстановления от предыдущей ра­боты и может быть оценена как высокая, средняя и низкая. К объективным показателям самоконтроля относят частоту пульса, дыхание, величину артериального давления, температуру кожи и тела, работоспособность двигательных анализаторов, устой­чивость внимания и другие параметры, отражающие функцио­нальное состояние различных систем организма.При организации режима дня необходимо постоянно чередо­вать умственную и физическую работу, более широко использо­вать активный отдых для восстановления работоспособности. Ди­намика и уровень работоспособности человека во многом опреде­ляются биологическими ритмами. Одной из важнейших особен­ностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер. В настоящее время установлено, что свыше трехсот процессов, протекающих в организме человека, подчине­ны суточному ритму. Биологические ритмы— это периодически повторяющиеся из­менения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Биологические ритмы можно на­блюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутри­клеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаи­модействии с окружающей средой и являются результатом при­способления к тем факторам окружающей среды, которые проте­кают с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли). В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп. Существуют высокочастотные биологические ритмы, ритмы средней частоты, биологические ритмы низкой ча­стоты. Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами. Она имеет два подъема: с 10.00 до 12.00 и с 16.00 до 18.00. Ночью работоспо­собность понижается, особенно с 1.00 до 5.00. Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Не всем людям свойственны однотипные колебания работо­способности. «Жаворонки», например, энергично работают в пер­вой половине дня, «совы» — напротив, вечером. Люди, относя­щиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, они рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, ут­ром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работо­способность во второй половине дня, а некоторым — поздним вечером или даже ночью. Но независимо от этих индивидуальных особенностей правильный режим работы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние. Этот режим как раз и должен учитывать специфику каждого индивидуума.Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоян­ный его анализ оказывают неоценимую помощь при планирова­нии нагрузок на день, неделю и месяц. Это позволяет более раци­онально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных задач. Для профилактики переутомления необходимо научиться учи­тывать психологические аспекты своего состояния. Это значит, что любая нагрузка — умственная или физическая — должна быть реальной и соответствовать индивидуальным возможностям. Если данное человеку задание превышает его возможности, то он вскоре почувствует перенапряжение. Иногда это может привести к серь­езному психофизиологическому потрясению. Для профилактики таких последствий есть два пути. Нужно либо снизить требования до пределов имеющихся возможностей, либо попытаться увеличить свои возможности путем тренировки и про­фессиональной подготовки. Умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями весьма важно в профи­лактике переутомления и в организации здорового образа жизни. Физическая культурав развитии духовных и физических ка­честв всегда занимала ведущее место в подготовке к активной плодотворной жизнедеятельности. Общеизвестно, что в процессе эволюции изменения функций организма коснулись в большей или меньшей степени всех систем человека. Наиболее значитель­ные изменения претерпели психика человека и процессы ее воз­действия на регуляторы жизненных функций организма. Научно-технический прогресс в процессе эволюции человека постоянно увеличивал объем необходимой информации, т.е. нагрузку на разум, в то же время обязательная физическая нагрузка умень­шалась.Это привело к нарушению равновесия, сложившихся в челове­ческом организме свыше миллиона лет назад. Человеческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией физических резервов. В на­стоящее время сила раздражителей постоянно возрастает. Физи­ческие силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализовать их не представляется возможным. Физическая культу­ра может решить проблему нарушенного равновесия между си­лой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это путь укрепления духовного и физическо­го здоровья. Каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья должен иметь тренированное, гибкое тело, обладать опре­деленными скоростными качествами, быть сильным, выносли­вым и гибким.Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание.Оно базируется на соблюдении двух основ­ных законов, нарушение которых опасно для здоровья. Первый закон — равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, т.е. мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормаль­ного развития для работы и хорошего самочувствия, мы полнеем. Избыточный вес приводит к развитию атеросклероза, ишемической болезни сердца, сахарного диабета и другим недугам. Второй закон — соответствие химического состава рацио­на физиологическим потребностям организма в пищевых веще­ствах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать по­требности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Любое отклонение от законов рационального питания приво­дит к нарушению здоровья. Организм человека расходует энергию не только в период физической активности (во время работы, занятий спортом и др.), но и в состоянии относительного покоя (во время сна, отдыха лежа), когда энергия используется для под­держания физиологических функций организма. В любой естественной системе питания первейшим правилом должен быть отказ от приема пищи при болях, умственном и физическом недомогании, при лихорадке и повышенной темпе­ратуре тела. Отказ от приема пищи обязателен также непосред­ственно перед сном, до и после серьезной физической или ум­ственной работы. Пищу необходимо принимать в одни и те же часы, исходя из трехразового или четырехразового, но дозиро­ванного питания. Общая калорийность дневного рациона для сту­дентов 2000 — 2500 ккал. Для людей умственного труда необходи­мо ограничить потребление жиров и углеводов. Особое внимание при организации питания следует уделять качеству пищи. Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Пища должна состоять из разнообразных продуктов, являющихся ис­точниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания. Это обеспечит не только высокий уровень переваривания и вса­сывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и фор­мирование организма, способствует сохранению здоровья, высо­кой работоспособности и продлению жизни.Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние объектов окружающей среды. Нарушение хотя бы одного из при­родных компонентов приводит к перестройке сложившейся струк­туры природно-территориальных комплексов. Загрязнение повер­хности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана сказы­вается на состоянии здоровья людей. К примеру, эффект «озоно­вой дыры» способствует образованию злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы влияет на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод — на пищеварение. Негативное изменение сре­ды намного ухудшает общее состояние здоровья людей, снижает продолжительность их жизни.Важным фактором здоровья является наследственность.Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Вопросы выходного контроля

1.Что, по вашему мнению, можно включить в определение понятия
«здоровье»? 2.Какие факторы влияют на здоровье человека? 3.Выделите основные составляющие здорового образа жизни. 4.Какова роль режима в обеспечении здорового образа жизни? 5.Что такое биологические ритмы? 6.От чего зависит работоспособность человека? 7.Почему одних людей называют «жаворонками», а других — «сова­ми»? 8.Какова роль физической культуры в обеспечении здорового образа жизни? 9.Сформулируйте основные принципы рационального питания.

Наши рекомендации