Технологии социальной работы с инвалидами
По функциям применения следует выделить следующие технологии социальной работы с инвалидами:
1. Психологические (воздействующие на психологические процессы, состояния, функции).
2. Социально-психологические (изменяющие процессы в системе человек/группа).
3. Медико-социальные (влияющие на физическое состояние и связанные с ним социальные аспекты существования человека).
4. Финансово-экономические (позволяющие обеспечить нуждающихся пособиями, льготами и другими материальными ресурсами).
По области применения выделяются следующие технологии:
1. Диагностика (установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации).
2. Коррекция (изменение социального статуса, экономического, культурного уровня, ценностей, ориентации клиента).
3. Реабилитация (помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил клиента).
4. Профилактика (предупреждение социальных и индивидуальных рисков).
5. Адаптация (облегчение вхождения индивида в сравнительно незнакомое общество или культурную систему).
В технологии социальной реабилитации включают совокупность приемов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие человека, имеющего инвалидность. Рассмотрим конкретные технологические задачи реабилитации инвалидов и специфику некоторых приемов и методов, включенных в такую деятельность.
Различают следующие формы реабилитации, взаимосвязанные между собой.
Медицинская реабилитация. Она направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания. Психологическая реабилитация. Это воздействие на психическую сферу инвалида, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.
Педагогическая реабилитация. Под этим понимается комплекс мероприятий воспитательного характера, направленный на то, чтобы инвалид (не обязательно ребенок, но и взрослый) овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное, дополнительное, профессиональное образование. Важно выработать у инвалида психологическую уверенность в собственной полноценности и сформировать правильную профессиональную ориентацию.
Социально-экономическая реабилитация. Под ней понимается комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т. п.
Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, помощь в трудоустройстве.
Бытовая реабилитация. Она обеспечивает получение необходимых протезов, личных средств передвижения дома и на улице, других приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.
Спортивная и творческая реабилитация. Данные формы активно стали разрабатываться в последнее время, и следует отметить большую их эффективность. С помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений, активного участия в художественной деятельности укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности. Кроме того, совместное с инвалидами участие в спортивно-реабилитационных мероприятиях позволяет их здоровым сверстникам преодолеть психологические барьеры, предубеждение по отношению к людям с ограниченными возможностями.
Социальная реабилитация. Она включает в себя и меры по социальной поддержке, т. е. выплаты инвалидам или родителям детей-инвалидов пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы.
Технологии реабилитации детей-инвалидов предполагают обязательное включение родителей в реабилитационные мероприятия, посещение папами и мамами занятий по обучению основам социально-медицинской реабилитации, собрания родителей, чтобы конкретизировать дальнейшую работу с ребенком в домашних условиях. Таким образом, идет совместное обучение детей и родителей умениям и навыкам независимой жизни.
В соответствии с задачей полноценной и комплексной реабилитации инвалидов можно отметить психолого-педагогическую, социально-правовую, социально-медицинскую работу.
К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:
- диагностика уровня психического развития и навыков;
- составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка;
- организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации;
- психологическое консультирование родителей (опекунов);
- обучение родителей (родственников инвалидов) основам реабилитации;
- освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий;
- определение критериев эффективности реабилитации;
- разработка методик для социально-бытовой ориентации.
Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:
- осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и инвалида;
- сбор информации и формирование банка данных о детях с ограниченными возможностями и их семьях;
- правовая помощь родственникам и родителям детей-инвалидов в разъяснении вопросов законодательства;
- организация всех форм патронажа семьи, выездов специалистов в районы, области с целью оказания консультативной помощи семьям инвалидов, а также работникам местных органов исполнительной власти;
- привлечение учреждений культуры, спортивных и религиозных организаций для интеграции инвалидов в общество;
- консультации юриста.
В задачу социально-медицинской работы входят:
- психодиагностика инвалида с целью прогноза возможности его реабилитации и определения его реабилитационного потенциала;
- составление карт комплексной реабилитации инвалидов;
- оказание стационарной амбулаторной и патронажной помощи;
- проведение диагностических мероприятий;
- организация необходимой консультативной помощи специалистов;
Внедрение и использование новых высокоэффективных технологий реабилитации.
Отдельную пользу приносят уроки социально-бытовой ориентировки. Важным в коррекционной работе оказывается одновременное воздействие на двигательную и речевую системы дифференцированно, в зависимости от форм и степени нарушений. Реабилитационная работа строится на основе программы реабилитации.
Программа реабилитации — это система мероприятий, направленная на развитие возможностей ребенка и всей его семьи, которая разрабатывается вместе с родителями и специалистами: врачом, педагогом, психологом и социальным работником, организующим и координирующим ее.
Реабилитационная работа в соответствии с решениями специалистов, членов семьи и самого инвалида строится на основе ряда методов, например: психотерапии, игротерапии, библиотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, хобби-терапии, гарденотерапии, элементах анималотерапии и др.
Важная задача психотерапии — Формирование чувства уверенности в своих силах, социальных, трудовых и эстетических установок.
Такое направление психотерапии как Игротерапия — наиболее распространенный метод работы с детьми.
Известно, как велика тяга ребенка к природным материалам воде, песку, веточкам, камешкам и т. д. Игры с ними способствуют снятию напряжения, раздражения, возбудимости. «Для коррекционных целей специалисты используют сюжетно-ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения ребенка к людям и предметам. Этот метод основывается на принципе, заключающемся в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь изменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями».
Арттерапевтическое рисование (изотерапия) способствует освобождению от внутреннего напряжения. Могут применяться такие приемы, как рисование красками с помощью пальцев на больших листах бумаги, рисование мелом на асфальте и т. д.
На эмоциональное состояние пациентов благоприятное воздействие оказывает музыкотерапия, в частности вокал. Он способствует стабилизации эмоционального состояния. Пение, игра на музыкальных инструментах помогают самоутвердиться, повысить самооценку. Музыка способствует созданию благоприятного фона и для других видов терапии.
Метод хобби-терапии позволяет расширить сознание и совершенствовать взаимодействие с окружающим миром. Здесь человек может попробовать свои силы в различных видах деятельности, среди которых: макраме, рисование, вязание, изготовление игрушек, поделок, флористика, цветоводство, пение, танцы, спорт, кукольный театр. При этом выбор того или иного вида не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях, склонностях.
Гарденотерапия — это направление в социальной и трудовой реабилитации при помощи и общении пациентов, когда они работают в саду, выращивая цветы и растения по собственному выбору. Если это работа с флорой, то анимало-илизоотерапия, — система лечения общением с животными.
Оно стимулирует желание и умение слушать, учиться трудиться и дает возможность осознать собственный опыт, обрести уверенность в себе. При этом самым ценным личностным сдвигом можно считать пробуждающийся у инвалида активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своей неполноценности.