Глава 1 правовые и организационные основы установления страховых пенсий по инвалидности в российской федерации
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ»
ТЕМА:
«СТРАХОВЫЕ ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Специальность 030912 Право и организация социального обеспечения
Выполнил: студент группы С-27
Бекешев Бахыт
Проверил: преподаватель специальных дисциплин
Брюхова Галина Владимировна
г. Челябинск, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1 Правовые и организационные основы установления страховых пенсий по инвалидности в Российской Федерации. 3
1.1.Исторические аспекты становления социальной помощи нетрудоспособным членам общества в отечественной истории. 3
1.2 Порядок признания лица инвалидом. 3
1.3 Условия назначения и размер страховой пенсии по инвалидности. 3
1.4 Порядок назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности. 3
Заключение. 3
Список использованных источников. 3
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в Российской Федерации на смену терминам «социалистическое государство», «советское государство» пришел термин «социальное государство», а понятия «благосостояние советского народа», «рост жизненного уровня советских людей», «все во имя человека - все для блага человека» заменены понятием «социальная защита населения». И это не формальная замена терминов: за ней стоит смена общественного и государственного строя и как следствие - коренное изменение социального положения людей.
В Советском Союзе проблема социально-правовой защиты населения как самостоятельная не рассматривалась, поскольку внутренними характеристиками социалистической системы были полная занятость, бесплатные здравоохранение и образование, гарантированность государственных пенсий и т.д. [9, с.6]
Общепризнанно, что советский человек был социально защищен сильнее всех в мире, поэтому социальная защита в тот период сводилась к узким вопросам социального обеспечения граждан (пенсионное обеспечение, государственное страхование трудящихся, отдельные виды обеспечения по государственному социальному страхованию).
Другое положение в современной России, где подавляющее большинство населения нуждается в социальной защите: к пенсионерам и нетрудоспособным добавились миллионы безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, демобилизованных военнослужащих, безнадзорных и других лиц. Это следствия, прежде всего, развала СССР, разрушения экономики, межнациональных конфликтов, катастрофического падения нравственности в обществе и т.п.
Прежде всего, важна социальная защита инвалидов, которая осуществляется, в первую очередь, с помощью постоянных денежных выплат - пенсий.
Различные компенсационные выплаты также способны помочь нуждающимся слоям населения. Многие виды социального обеспечения и обслуживания, а также различные льготы предоставляются в связи с наступлением инвалидности. К ним относится и пенсия по инвалидности.
Проблема пенсий по инвалидности имеет ключевое значение для российской политики в сфере социальной защиты населения по ряду причин.
Во-первых, доля нетрудоспособного населения, а также численность лиц, впервые признанных инвалидами в России значительно возросла с момента проведения первых реформ социальной сферы в начале 90-х. В связи с прогнозируемым старением населения можно ожидать, что доля нетрудоспособного населения будет продолжать увеличиваться.
Во-вторых, социальное обеспечение представляется чрезвычайно важным с точки зрения государственного бюджета и фискальной политики, учитывая, что в условиях реализуемых реформ системы социальной защиты пенсии по инвалидности продолжают в значительной степени финансироваться на распределительной основе.
В-третьих, информация о рисках потери трудоспособности принимает все большее значение для развивающихся страховых рынков, поскольку понимание и наличие достоверных оценок этих рисков является необходимым условием для грамотного ценообразования ряда страховых продуктов. [12, с.98]
Наконец, для функционирования системы как социального, так и частного страхования необходимо понимание того, в какой степени сегодняшний высокий уровень нетрудоспособности отражает фактические проблемы здоровья населения, а не усилия по извлечению дополнительных расходов.
По статистике в нашей стране инвалидов насчитывалось в 2011 году – около 14 млн. человек, 2012 – 13 млн. 100 т. человек, 2013 - 12 млн. 800 т. человек соответственно. Исследуя эту закономерность, можно выделить тенденцию к снижению численности людей с ограниченными возможностями.
Повышение внимания к проблемам инвалидов Челябинской области обусловлено тем, что их число неуклонно растет. Так, например в 2011 году на учете в органах социальной защиты Челябинской области состояло около 165 тысяч инвалидов, в 2012 году их число увеличилось до 188 тысяч человек, в 2013 эта цифра возросла до 200 тысяч человек. По данным Министерства социальных отношений Челябинской области на 1 января 2014 года количество инвалидов составляло 219 тысяч человек. Рост инвалидности населения обуславливается ухудшением экологической обстановки, высоким уровнем заболеваемости, производственным и дорожно-транспортным травматизмом, а так же вооруженными конфликтами.
Уровень пенсии составляет в среднем около 60% прожиточного минимума, что составляет 7553 рубля, только каждый десятый инвалид имеет возможность устроиться на работу, да и то, как правило, на низкооплачиваемую.
Все инвалиды в нашей стране пока еще получают какую-либо пенсию. Другими словами, установление инвалидности влечет назначение пенсии по инвалидности, если инвалид не получает иную пенсию, например по старости. [15, с.9-11]
Подобный подход к инвалидности и пенсии существует в России с начала 1932 г. До этого инвалиды труда подразделялись на 6 групп, три из них (наиболее легких) не влекли назначение пенсии, хотя инвалидность определялась.
Все то, что сложилось ранее, теперь изменяется, ибо страховая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии одной из трех групп инвалидности, определяемых по медицинским показаниям (другие показания не учитываются).
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что пенсия по инвалидности наиболее «ранний» вид пенсионного обеспечения, как в нашей стране, так и в других странах. Численность пенсионеров, получающих пенсию по инвалидности в России, составляет около 13 млн. человек.
Проблема назначения пенсий по инвалидности имеет ключевое значение для российской политики в сфере социальной защиты населения по ряду причин.
Социальное обеспечение представляется чрезвычайно важным с точки зрения государственного бюджета и фискальной политики, в особенности принимая во внимание тот факт, что в условиях реализуемых реформ системы социальной защиты пенсии по инвалидности продолжают в значительной степени финансироваться на распределительной основе.
Информация о рисках потери трудоспособности принимает все большее значение для развивающихся страховых рынков, поскольку понимание и наличие достоверных оценок этих рисков является необходимым условием для грамотного ценообразования ряда страховых продуктов.
Наконец, для функционирования системы как социального, так и частного страхования необходимо понимание того, в какой степени сегодняшний высокий уровень нетрудоспособности отражает фактические проблемы здоровья населения, а не усилия по извлечению дополнительных доходов.
Одновременно важно представлять состав и особенности нетрудоспособного населения, в частности, возможную степень сокращения его численности при условии благоприятного развития общей экономической ситуации в стране.
Последний аргумент подчеркивает важность проблемы связи между индивидуальным стремлением к получению социальной помощи, уровнем экономического благосостояния, социальными и психологическими особенностями получателя.
В результате одной из проблем российской системы пенсионного обеспечения по инвалидности является эффективность предоставления пенсий и наличие системных изъянов.
Объект исследования – российское законодательство по теме исследования.
Предмет исследования – страховые пенсии по инвалидности в системе социального обеспечения Российской Федерации.
Цель курсовой работы - изучение сущности страховой пенсии по инвалидности, порядок ее назначения выплаты.
Задачи исследования:
1. рассмотреть исторические аспекты становления социальной помощи нетрудоспособным членам общества;
2. изучить порядок признания лица инвалидов;
3. исследовать условия назначения и размер страховой пенсии по инвалидности;
4. изучить порядок назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды российских и зарубежных специалистов по изучаемой проблеме: А.В Борисов, Г.Р. Моисеенко, Г.Дубникова, С.Л Морщацкая, Е.Д. Зотова.
Основным методом исследования является изучение нормативно-правовых актов, документации и иных источников по данной теме.
По структуре работа состоит из введения, которое определяет цели и задачи работы, ее объект, предмет, методы исследования, теоретической части, раскрывающей основные положения работы, исторические аспекты, порядок признания лица инвалидом, назначение, выплату страховой пенсии по инвалидности; заключения, подводящего итоги выполненной работы и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УСТАНОВЛЕНИЯ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ ПО ИНВАЛИДНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ