Режимы функционирования и уровни реагирования РСЧС
Режим функционирования органов управления и сил РСЧС- это порядок организации и основные мероприятия деятельности органов управления и сил РСЧС, проводимые указанными органами и силами, которые определяются в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы ЧС и возникновения ЧС.
Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в следующих режимах:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Таблица 2.2.
Режимы функционирования РСЧС и проводимые мероприятия
Наименование режима | Условия ввода режима | Осуществляемые мероприятия |
Режим повседневной деятельности | Устанавливается при нормальной обстановке, отсутствии угрозы ЧС (стихийных бедствий, аварий и катастроф) | Наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах. |
Режим повышенной готовности | Устанавливается при получении прогноза о возможности возникновения ЧС | Комиссии по ЧС принимают на себя руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС. Формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки. Усиление контроля за окружающей средой и опасными объектами. Принятие мер по защите населения. Приведение в готовность сил и средств. |
Режим чрезвычайной ситуации | Устанавливается при возникновении и во время ликвидации ЧС | Защита населения. Определение границ зоны ЧС. Обеспечение устойчивого функционирования экономики. Ликвидация последствий ЧС. Контроль за состоянием окружающей среды. |
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств РСЧС, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, устанавливаются уровни реагирования.
Уровень реагирования начрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - это состояние готовности органов управления и сил РСЧС, требующее от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации. Определены следующие уровни реагирования:
а) объектовый уровень реагирования-решением руководителя организации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории данной организации;
б) местный уровень реагирования-решением главы поселения при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территорию одного поселения;
-решением главы муниципального района при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает межселенную территорию, либо территории двух и более поселений, либо территории поселений и межселеннуютерриторию, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного муниципального района;
- решением главы городского округа при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций и органов местного самоуправления, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории городского округа;
- решением должностных лиц, определяемых законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, при ликвидации чрезвычайной ситуации на внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
в)региональный (межмуниципальный) уровень реагирования -решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами организаций, органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах территории одного субъекта Российской Федерации;
г) федеральный уровень реагирования-решением Правительства Российской Федерации при ликвидации чрезвычайной ситуации силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, которая затрагивает территории двух и более субъектов Российской Федерации.
д) особый уровень реагированияустанавливается Решением Президента Российской Федерациипри ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации сил и средств федеральных органов исполнительной власти, в том числе специально подготовленных сил и средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.