Работа по уточнению и развитию фонематического слуха
1. Различение неречевых звучаний.
2. Различение ритмического рисунка.
3. Различение речевых звучаний:
§ различение сокращённых звукокомплексов;
§ различение высоты голоса;
§ определение дальности звучания;
§ различение тембра, эмоциональной окраски, характера одного и того же звука;
§ определение правильности звучания;
§ определение слова не похожего по звуковому рисунку;
§ подбор слов похожих по звуковому рисунку;
§ подбор слов в рифму;
§ выбор слов близких по звуковому составу.
4. Воспроизведение речевых звучаний:
§ воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога;
§ воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным звуком и разными гласными звуками;
§ воспроизведение слоговых сочетаний с одним гласным звуком и разными согласными звуками;
§ изменение звукокомплекса по силе звучания;
§ повтор ряда слов похожих по звуковому рисунку.
5. Выделение звуков:
§ выделение в речевом потоке заданного звука.
§ выделение звука в начале слов.
§ выделение первого и последнего звуков в слове.
§ называние первого звука в словах.
6. Звуковой анализ слов.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Последовательность звукопостановки
Первая группа звуков: фонемы, наиболее легкие в артикуляционном отношении и далекие друг от друга акустически
А, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л.
На данном этапе параллельно проводится работа по дифференциации звуков, наиболее резко противоположных друг другу по артикуляционным признакам:
§ дифференциация ротовых и носовых (п-м);
§ в группе взрывных: дифференциация звуков (к-х);
§ дифференциация гласных (а, у, о, ы);
§ дифференциация взрывных и фрикативных (т-с).
Вторая группа звуков - фонемы более сложные по артикуляции: звонкие согласные, шипящие, аффрикаты, звук «р».
В этом периоде упражнения по различению звуков имеют меньшую артикуляционную опору. Произношение таких звуков как «р», «ш», «ж», аффрикат, у большинства детей очень неточное, но различение их представляет значительно меньшие трудности. Тем не менее, на упражнения по различению и дифференциации звуков отводится специальное время. Таким образом, у детей формируются звуковые представления на основе дифференцированного произношения звуков, отражающего определённый период их усвоения. Производится работа по дифференциации звуков з-с, ш-ж, ц-ч, ч-щ, ч-т; и по дифференциации группы йотированных.
В результате сочетания интенсивной работы над развитием произносительной стороны речи с работой по развитию фонематического восприятия звуков у детей со стертой формой дизартрии, создаётся фонематическая готовность к полноценному усвоению письма.
Система автоматизации звуков при дизартрии
Все звуки при автоматизации произносить утрированно!
I раздел. Автоматизация в слоговых рядах:
С – отрабатываемый звук;
С – звук, который ребенок произносит правильно;
Г– гласный.
§ Iмодуль. Отдельное произнесение: С…….Г (Прямой слог, через маленький интервал).
§ II модуль. Слитное произнесение: СГ (Прямой слог)
§ IIIмодуль. Отдельное произнесение: Г… С (Обратный слог, через маленький интервал)
§ IVмодуль. Слитное произнесение: ГС (Обратный слог)
§ V модуль ССГ
§ VI модуль. ССГ
§ VII модуль. ГСС
§ VIIIмодуль. ГСС
§ IX модуль. СГС
§ X модуль. ГСГ
II раздел. Произнесение слоговых рядов.
Произносится 5-6 слогов подряд. Работа организуется посредством чередования модулей.
III раздел. Звук автоматизируется в словах различной слоговой структуры.
Работа организуется посредством чередования модулей.
IV раздел. В словах звук автоматизируется:
§ в начале слова;
§ в конце слова;
§ в середине слова.
V раздел. Звук автоматизируется в предложениях.
ПРИЛОЖНИЕ № 5
Работа по развитию лексики
Работа по развитию лексики идет по следующим направлениям:
§ расширение объема словаря;
§ формирование структуры значения слова.
Расширение объема словаря осуществляется в основном на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Номинативный словарь: усвоение обобщающих понятий, слов, обозначающих части тела и части предметов. Расширение объёма словаря имен прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках на основе умения сравнивать предметы по различным признакам.
Обогащение глагольного словаря производится в следующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движение, состояние человека, движения животных, закрепление глагольного словаря по темам: «Кто какие звуки издаёт?», «Кто что делает?».
Формирование структуры значения слова:
§ учатся дифференцировать значения слов на основе признаков
противопоставления, сходства, аналогии;
§ уточнение контекстуального значения слова, работа над его многозначностью.