Создание стартовой презентации. Структура. Виды представления
Порядок работы по формированию элементов электронного учебника с использованием редактора Power Point рассмотрим на примере создания учебно-методического комплекса для дисциплины «Транспортное право».
Данный УМК создается как универсальный учебный комплекс, охватывающий все виды транспорта: морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, авиационного, трубопроводного, транспорта общего пользования (городского), а также смешанные перевозки грузов. При этом рассматривается по каждой транспортной отрасли как российское, так и международно-правовое регулирование. Данный учебный курс не входит в федеральный компонент стандартов профессионального образования и может включаться в образовательные программы как юридической профессии, так и различных профессий в той или иной степени связанных с процессом создания и эксплуатации транспортных средств, с организацией и обеспечением безопасности перевозок пассажиров и грузов.
Создадим для УМК общую папку «Транспортное право» и поместим в нее все папки и файлы с учебными материалами для данной дисциплины. Для дисциплин федерального компонента в комплект включается файл «Требования ГОС» с выпиской из образовательного стандарта требований минимально необходимого содержания для дисциплины. В нашем случае его нет.
В комплект включаем папки и файлы, в каждой папке будем формировать в редакторе Power Point страницу ее состава.
В наш комплект УМК включаем:
файл с программой курса;
файл с текстом учебного курса целиком с двухсторонним гипертекстовым оглавлением (либо папку, включающую файлы с текстом (или его частями) и приложения);
папку «Источники», которая в нашем случае выполняет функцию хрестоматии и содержит полные тексты нормативно-правовых документов, регулирующих общественные отношения транспортной сферы. Учитывая большое количество этих документов, их массив разделен на отдельные папки по видам транспорта;
папку «Литература», в которую включаем файлы с текстами учебных и научных изданий, допустимых для опубликования и тиражирования, а также файл с библиографическим перечнем источников рекомендованных студентам для ознакомления с комментарием преподавателя, либо аннотацией и оглавлением (как они часто представлены в электронных каталогах и в Интернете);
файл с перечнем тем для выполнения письменных работ (дипломных, курсовых, контрольных работ, эссе, рефератов и т.п.);
файл с перечнем вопросов для контроля знаний;
файл с текстом практикума (если предусматривается решение практических задач);
файл с текстом методических указаний по изучению дисциплины, порядком организации контроля знаний студентов и их аттестации;
файл со словарем терминов и определений.
В комплект могут включаться не все из названных составных частей, а также могут включаться иные составные части (опорный конспект, курс лекций, альтернативные варианты учебного курса, аудио и видео материалы, комплекты тестов и т.д.).
Далее в каждой папке формируется страница с ее содержанием и в общей папке – стартовая презентация.
Стартовая презентация открывается первой при начале работы с УМК. Она может состоять из одной страницы, на которой представлены укрупненные элементы состава комплекса, либо из нескольких страниц. Например, на первой странице – только наименование комплекса и его подзаголовок, на второй – аннотация, на третьей - порядок работы с УМК, сведения об авторах и на последней – первый уровень структуры комплекса.
Порядок создания стартовой презентации рассмотрим на примере страницы со структурой УМК:
Создадим в общей папке «Транспортное право» файл «Презентация Microsoft Power Point», дадим ему наименование «ТП ОБЩИЙ СТАРТ», откроем файл.
Из верхней панели выберем (щелкнув левой клавшей мыши по значку) инструмент «Создать слайд». Справа откроется меню «Разметка слайда» с вариантами макетов. Выберем третий вариант макета, с полем для заголовка и полем для текста. При большом количестве составных частей первичной структуры может быть выбран макет с двумя колонками текста.
Установив курсор в окне заголовка, наберем текст заголовка: «Транспортное право» и подзаголовка: «Учебно-методический комплекс». Через панель инструментов «Форматирование» можно выбрать другой вид и размер шрифта. Например, для заголовка шрифт Times New Roman - 54, а для подзаголовка – Tahoma – 28. Установим режим «По центру».
В окне текста наберем перечень составных частей комплекса первого уровня.
Через меню «Формат» - «Список» создадим из перечня маркированный список в одном из предложенных вариантов его оформления. Вид и размер шрифта настроим таким образом, чтобы список помещался в окне слайда. Установим режим «По левому краю».
10.3. Шаблоны оформления. Цветовые схемы. Эффекты анимации.
Из панели инструментов выберем меню «Конструктор», а в нем режим «Шаблоны оформления» (если он не открылся сразу сам). Нам представлено на выбор большое количество вариантов художественного оформления слайда, из которых можно выбрать наиболее подходящий вариант для тематики учебника и соответствующий художественному вкусу автора. Каждый из представленных вариантов, кроме того, имеет несколько заготовок с различным цветовым оформлением. Выберем вариант шаблона оформления и щелкнув по значку «Цветовые схемы» просмотрим и выберем вариант цветовой схемы. Цветовая схема включает цвета: фона, текста и линий, теней, заголовка, заливки, акцента, акцента с гиперссылкой, акцента с просмотренной гиперссылкой. В цветовой схеме можно изменить цвет любой из ее составных частей. Можно создать и новую цветовую схему.
Разработчики программы рекомендуют применять для компьютерных презентаций темные варианты фона, что соответствует также и рассмотренным выше принципам представления компьютерных текстов в электронных учебниках.
Для изменения цветовой схемы в меню «Дизайн слайда» щелкнем по нижней строчке «Изменить цветовые схемы». Откроется меню «Цветовая схема» - «Специальная» с перечнем всех составных элементов.
Выберем изменяемый элемент (например «фон») и выберем опцию «Изменить цвет». Представляется на выбор режим цвета: «Обычные» или «Спектр». Режим «Обычные» включает только чистые цвета, а в режиме «Спектр» можно выбрать любой цвет чистый (в верхней части цветовой палитры) или притушенный серым. Чем ниже по палитре, тем больше добавится серой составляющей. Столбик с движком справа от палитры позволяет настроить насыщенность выбранного цвета. Фиксируем настроенный цвет «ОК» и в меню «Цветовая схема» фиксируем «Применить».
Таким же образом можно настроить любой цвет для других составных частей цветовой схемы.
Редактор Power Point позволяет также использовать в качестве фона художественные фотографии или рисунки путем вставки их через буфер обмена в поле слайда и настройки размера рисунка по окну слайда.
Эффекты анимации позволяют представить тексты страницы в динамике. Можно настроить их появление в различных вариантах, выделение и исчезновение. Системный режим появления текстов настраивается в режиме «Эффекты анимации» из меню «Дизайн слайда». Познакомьтесь с каждым из режимов через опцию «Просмотр» и оставьте выделенным выбранный режим, либо отмените анимацию, выбрав вариант «Без анимации». Далее следует настроить режим управления анимацией через меню «Показ слайдов» - «Смена слайдов». Здесь имеется возможность настроить вариант формы появления слайда, изменить переход по скорости, добавить звук в разных вариантах, например - «колокольчики», и выбрать режим смены слайда. Режим смены слайда может быть выбран в двух вариантах: «По щелчку» и «Автоматически после».
Первый режим целесообразно применять, когда создается визуализированная лекция и демонстрация слайдов сопровождается комментарием преподавателя. В этом случае для начала представления текста и появления каждой строчки маркированного списка необходимо щелкнуть по полю слайда левой клавишей мыши.
Для режима автоматического представления выбирается второй режим и с помощью нижнего окна с двусторонними стрелками необходимо набрать число секунд общего времени представления слайда. При выборе излишне большого времени после появления каждой строчки списка будет большая пауза. При недостаточном времени можно не успеть прочесть всего текста страницы до его отключения.
Если выбраны оба режима, будет работать автоматический режим, но ускорить смену строчек и слайдов можно вручную. Проверить полученный результат можно, включив режим «Показ слайдов». Это возможно сделать различными способами;
Из меню «Настройка анимации» выбрать опцию «Показ слайдов»;
Из панели инструментов через «Показ слайдов» выбрать – «Начать показ»;
Нажать клавишу «F5»;
Выбрать в левом нижнем углу экрана значок похожий на рюмку.
В последнем случае показ начнется с выделенного слайда, в остальных случаях – с первого
слайда презентации. Завершив создание презентации, сохраните ее через «Файл» - «Сохранить».
В каждой папке состава УМК аналогичным образом создается файл презентации со списком наименований всех составных частей, размещенных в данной папке.