Уважение к личности ребенка — основа общения в системе
"учитель — ученик"
Деятельность учителя — это, прежде всего организация общения с учеником, детским коллективом. Видные отечественные педагоги неоднократно подчеркивали, что воспитание учащихся — это, прежде всего поведение учителя, отношение "учитель-ученик".
Болью проникнуты страницы педагогического наследия В.А. Сухомлинского, в которых он говорит о «крике педагогов», отмечая при этом, что само сочетание этих слов должно вызывать удивление и внутреннее сопротивление[1]. Слово учителя, по мысли известного педагога, должно быть инструментом чуткости, терпимости, человечности.
Новые социальные процессы, происходящие в нашей стране и в мире, расширяют и усложняют проблемы межличностных отношений между людьми. Построение правового государства в России не может быть осуществлено без демократизации и гуманизации школы. Сегодня государственная политика в области образования требует выработки новой концептуальной профессиональной позиции. Ведущим компонентом ее является умение организовать общение, умение работать с каждым ребенком таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию и воспитанию.
Социологические исследования, проведенные в разных регионах страны, подтверждают, что во многих школах ограничиваются только разговорами о демократии, о развитии самоуправления, признаний прав школьников.
Учитель, грубо укоряя подростка за невнимание на уроке, оскорбляет личное достоинство человека, пусть маленького, но человека, может быть сам того не сознавая, создает условия для того, чтобы испортить свои отношения с учащимися. Но главное при этом — уродуется личность ребенка. Агрессивность униженной личности взращивается сейчас, но когда она вырвется из его души взрывом, никто уже не будет помнить этого урока, с которого началось противостояние.
Беда осложняется и тем, что такая тональность ощущения нынешней жизни часто проецируется подростком и на будущее. Таким образом, неудовлетворенность школьной жизнью, дефицит общения в семье и за ее пределами, ровно, как и восприятие, подростками отношений учителей, родителей и вообще взрослых, имеют далеко идущие последствия.
Отношение учитель — ученик в школе — это целый комплекс взаимосвязанных явлений: поведение, интонации, взгляды, жесты, мимика, улыбка, реплики, и многое другое переплетаются и создают культуру человеческих взаимоотношений.
А.С.Макаренко утверждал: «... По моему глубокому убеждению, мальчики и девочки становятся правонарушителями или «ненормальными» благодаря «правонарушителъной» или «ненормальной» их жизни... Никаких прирожденных преступников, никаких прирожденных трудных характеров нет»[2].
Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяют душевный настрой подростка на будущее.
Вопросы и задания для самоконтроля
1.Когда и кем была принята Конвенция о правах ребенка?
2.Что значит новая этика отношения к детству, провозглашенная на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей?
3.Какие положения Конвенции обращены к государствам и какие к педагогам, родителям и другим взрослым?
4.Какие положения новы для нашего сознания?
5.Что означает для учителя знание Всемирной декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка?
6.В каких документах РФ отражены идеи Конвенции о правах ребенка?
7.Почему школьники должны знать Конвенцию о правах ребенка?
8.Что значит единство прав и обязанностей?
9.Проведите исследование — знают ли учителя и учащиеся школы, где вы проводите практику, Конвенцию о правах ребенка.
10.Составьте план беседы о Конвенции для учащихся младшего, среднего и старшего возраста.
11.Конвенция о правах ребенка, как и другие международные документы, написана сложным юридическим языком. Попробуйте адаптировать ее текст для учащихся младшего и среднего возраста.
1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
Подпрограммы Программы (в том числе федеральные целевые программы) | - | подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования"; подпрограмма 2 "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей"; подпрограмма 3 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"; подпрограмма 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику" подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы" и прочие мероприятия в области образования государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", | ||||
2. Распоряжение ПравительстваРФот 24 декабря 2013 г. N 2506-р
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ