Права человека — общечеловеческие ценности.

Гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие ценности является сегодня одной из приоритетных задач. Выдвижение проблемы общечеловеческих ценностей на передний план современного миропонимания свидетельствует об огромных преобразованиях духовной культуры и нравственности.

Под ценностямипонимаются «специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы)».

Ценности выступают также как формы общественного сознания (справедливость и несправедливость), которые не только описывают явления, но и дают им оценку, одобряют или осуждают их, требуют их осуществления или устранения и в силу этого являются нормативными по своему характеру.Понятие «ценность» является одним из основных в философии, социологии и педагогике.

Среди общечеловеческих ценностей прогрессивные мыслители, философы и педагоги всегда выделяли на первое место права человека, его свободу и соответствующие им воспитание и образование. Утверждение в жизни народов общечелове­ческих ценностей есть закономерный результат исторического раз­вития общества. Нравственный потенциал прав человека, как и дру­гих общечеловеческих ценностей, накапливался тысячелетиями и служил основанием мотивации и регулирования человеческого поведения. При этом у каждого народа этот процесс имеет свои национальные особенности и традиции, которые находят свое отражение в культуре.

Идеи общечеловеческих ценностей, родившиеся в античном мире, получили свое развитие в трудах многих мыслителей от эпохи Воз­рождения до наших дней. Философская, историческая, педагогическая и художественная литература свидетельствует, что в центре внимания прогрессивных идей каждого народа всегда была идея признания человека высшей ценностью, уважения к личности человека, его достоинству, идеи добра, духовности.

Прогрессивные педагогические концепции каждого народа утверждали уважение к маленькому человеку — ребенку, защиту его прав на свободу и развитие,демократические и гуманистические принципы его воспитания и образования. Они явились существенной побудительной силой развития общества.

Возникшие в разные исторические эпохи в жизни народов идеи общечеловеческих ценностей взаимодействовали между собой. Связь национального и интернационального можно охарактеризовать как совокупность определенных национальных фундаментальных ценностей и соответствующих им норм, выражающих общие интересы человечества, дополняющие и развивающие друг друга, а не противоречащие им.

Общечеловеческие ценности — это те, которые сближают, роднят духовные цели разных народов, различные религии, различные эпохи. Они потому и называются общечеловеческими, что они посте­пенно складывались и к концу XX века нашли свое отражение в основополагающих документах ООН о правах человека.

Исповедовать общечеловеческие ценности — это, значит, научиться уважать и ценить то, что есть у других народов, и является их вкладом в общечеловеческое развитие, оберегать все то, что создано всеми народами и что свято для них. Общечеловеческое — это каждый человек, как сущность, с его неотъемлемым и святымправом на свободу и достоин­ство. Ценность личности — предметная основа общечеловеческого.

Таким образом, общечеловеческое следует понимать как единство национального и интернационального, как сложный процесс взаимодействия общего и частного, объективного и субъективного факторов, в ходе которого доминирующим является общее, а не частное. Понятие «общечеловеческие ценности» в педагогике подчеркивает единую социальную функцию, цель, содержание и направленность воспитания, в какой бы стране, в какой бы национальной школе оно не осуществлялось.Понятие общечеловеческой цели, как социальная установка включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Современная цивилизация выдвигает на первый план общечело­веческие ценности, где демократия, права человека, толерантность, отход от конфронтации является их важнейшими компонентами.

В современных исторических условиях международное сообще­ство впервые в мировой истории разработало документы (Всеобщая Декларация прав человека ООН, Конвенция о правах ребенка и другие документы), в которых отражены общечеловеческие ценности основные права и свободы человека, являющиеся международным стандартами. В настоящее время они определяют новые тенденции в развитии методологии и теории воспитания, призванных создать современную парадигму воспитательной и образовательной деятельности, с ее обновленным целеполаганием, идеалами и духовными ценностями.В соответствии с Законом РФ №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» (2012г.) основные идеи этих документов положены в основу государственной политики в области образования в нашей стране.

Следует отметить, что в нашей стране до последнего времени не было достаточно широкой информации о содержании международных документов, касающихся прав человека. О содержании Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., граждане нашей страны узнали, пожалуй, только через 40 лет, о Декларации прав ребенка (принята в 1959 г.) — через 20 лет, в период подготовки к Международному году ребенка в 1979 году.

Конвенция о правах ребенка.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) отмечается, что «материнство и младенчество дает право на особое попечение и помощь».

Международное сообщество, обеспокоенное бедственным положением детей во многих регионах мира, принимает Декларацию прав ребенка (1959 г.) и Конвенцию о правах ребенка (1989 г.).

Международные документы о правах человека условно можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции.Декларация (от латинского слова declaratia — провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция (от латинского слова conventio — договор, соглашение) — соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Особенность международных документов о правах человека состоит в том, что они действуют не непосредственно, а посредством внутреннего (национального) права. Это значит, что государство,подписавшее конвенцию, обязуется свои внутренние, национальные законы (Конституцию, кодексы, указы и т.п.) привести в соответствие с международными.

По сравнению с Декларацией по правам ребенка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции. Страны заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом.

Конвенция имеет равное значение для народов во всех регионах мира. Это результат длительных и плодотворных переговоров представителей стран различных социально-экономических систем, этических и религиозных подходов к жизни в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное применение.

Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет на основе общих для всех прав каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер.

3. Основное содержание Конвенции.

Краткое и схематичное содержание и структуру этого уникального и исторического документа можно представить следующим образом.

Преамбула Конвенции содержит основополагающие идеи системы прав ребенка в мире, историческую справку о преемственности Документов ООН в этой области.

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок»; утверждают один из основных принципов Конвенции — приоритетность интересов детей перед интересами общества; подчеркивают необходимость недискриминационного подхода и обозначают законодательные и административные гарантии государства по обеспечению упомянутых в Конвенции прав.

Статьи 5-11определяют права детей на жизнь, имя, гражданст­во; сохранение своей индивидуальности, право знать своих родите­лей и право на их заботу и не разлучение; право, ответственность и обязанность родителей (одинаковые для обоих); право на воссоеди­нение с семьей.

Статьи 12-17 носят особый характер, ибо в них излагаются права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мыс­ли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ре­бенка к сбору и распространению информации. Права, изложенные в этом блоке статей, никогда ранее не декларировались в международных актах.

Статьи 20-26 определяют перечень прав детей депривилегированных категорий и обязанностей государства по защите и помощи та­ким детям: сиротам и лишенным родительского попечения, бежен­цам, неполноценным в умственном или физическом отношении; от­мечаются также права всех детей на соответствующий уровень ме­дицинского обеспечения, а нуждающихся детей — в социальной помощи.

Статьи 28-31 излагают право ребенка на образование, в том числе получение бесплатного и обязательного начального, на обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка; получение образования соответ­ствующего содержания; права меньшинства пользоваться своей эт­нической, религиозной или языковой культурой; право детей на от­дых и досуг.

Статьи 32-36 определяют права ребенка на защиту со стороны государства от экономической, сексуальной и любой другой эксплуа­тации, от незаконного употребления наркотических и психотропных веществ; от похищения и торговли детьми.

Статьи 37-40 устанавливают права ребенка в случае совершения им правонарушения или преступления; отбытия наказания и соци­альной реинтеграции, а также права на охрану во время вооружен­ных конфликтов и войн.

Статьи 41-45 относятся ко второй части Конвенции и определяют способы информации о ее содержании и механизмы контроля за ее выполнением государствами, которые ратифицировали Конвенцию. Указывается об учреждении международного Комитета по правам ребенка с весьма широкими полномочиями.

Статьи 46-54 относятся к третьей части Конвенции и определяют процедурно-правовые проблемы принятия и соблюдения государ­ствами требований Конвенции ООН.

С момента ратификации Конвенции в нашей стране (13 июня 1990 года)прошло немало времени, однако ее текст почти не нашел своего отражения в печати. Очень многие, не только учителя, но и родите­ли, школьники не знают о существовании Конвенции, а тем более ее содержание.

Что же принципиально нового должна внести Конвенция не только в наше законодательство, но и в наше сознание? В сознание прежде всего учителей, студентов педагогических учебных заведений (вузов, колледжей и училищ) — будущих учителей, родителей, всех взрослых и детей.

Конвенция ООН как международный акт является составной частью комплекса законодательных документов о правах человека и его следует рассматривать в единстве собщей политикой становления правового государства, демократизации и гуманизации нашего общества.

Конвенция — документ, объединяющий в себе высокие социально-нравственные правовые нормы международного стандарта и педагогические основы общения взрослых с детьми, которые утверж­дают нормы общечеловеческой культуры.

Согласно Конвенции ребенком является лицо в возрасте до 18 лет, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия (статья 1-ая).

Основная идея Конвенции, своеобразного «Билля о правах детей», заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка.

Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права, детей: выживание, защита,развитие и обеспечение активного участия в жизни общества.

Впервые в истории Конвенция провозгласила признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети Должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. Такого отношения к несовершеннолетнему, а потому умственно и физически еще незрелому человеку, не было нигде и никогда. Даже в Декларации 1959 года она не была выражена с такой четкостью и полнотой. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

FКонвенция провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Она утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища, но предоставление всего этого, в первую очередь, всегда в приоритетном порядке детям.

FКонвенция устанавливает права ребенка активно участвовать в своем собственном развитии, выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их учитывали при принятии решений, касающихся его жизни.

FКонвенция провозглашает равенство прав детей независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и других обстоятельств.

FКонвенция признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе и защите детей, а также обязанность государства помогать им в выполнении их обязанностей.

Ориентация на сохранение тесной связи ребенка с семьей находит отражение во многих статьях Конвенции (9, 10, 18, 19 и др.).

FКонвенция определяет ответственность государства за воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

FКонвенцией предусмотрены также специальные права детей-инвалидов: неполноценный в умственном и физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинства, способствуют его уверенности в себе и обеспечивают его активное участие в жизни общества.

FОсобо следует отметить, что Конвенция провозглашает право ребенка знать свои права. Поэтому «государства-участники обязуются, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей» (статья 42).

Наши рекомендации