Два метода развития общительности
Когда вашему ребенку захочется иметь больше друзей, когда он будет готов к более спонтанным играм с другими детьми и его перестанет пугать общение с новыми людьми, мы рекомендуем вам испробовать два подхода к развитию
у него навыков общения. Один из них основан на подмене внутреннего образа ребенка путем многократного внутрен-него представления себя, играющего доминирующую роль. Другой метод направлен на коррекцию детского поведения через игры с детьми младшего возраста.
С раннего детства наряду со сказками нужно рассказы-вать ребенку истории, в которых фантазия переплетается с
реальностью и в которых ребенок сам является главным геро-ем. Можно поместить действие в какое-то знакомое место, может быть, на родину кого-то из членов семьи, и начать ис-торию приблизительно так: «За высокими горами, через ко-торые не может перелететь ни один орел, за широкими моря-ми, в которых плавают белые акулы и сирены, лежит остров такой-то». Главными героями пусть будут члены вашей семьи со слегка измененными именами и социальным статусом (Ко-роль Филиппо), а ваш ребенок будет исполнять роль принца или принцессы. Можно придумать героя-антипода, альтер-эго (подобно Брунгильде и Клотильде), чьи проступки ваш ребенок должен будет все время исправлять. Причем, описы-вая героя своего ребенка, не скупитесь на комплименты: «Глаза небесной голубизны; кожа подобна китайскому шелку; бы-чья сила; он бегал быстрее, чем птицы летают» и т.д.
Центром истории должна стать проблема, которую предстоит решить ребенку (не без помощи силы воображе-ния рассказчика). Когда обнаружится проблема, взрослые герои сказки должны растеряться: «И тут из угла зала раз-дался тоненький детский голосок: «Папочка, я все сделаю, я знаю, что нужно делать!» Все обернулись на голос, чтобы увидеть, какому храбрецу принадлежит этот голос. А это была маленькая Анна! «Ты еще слишком мала, дитя мое», — ска-зал король. «Нет, нет, я сумею, я сделаю это» — отвечала ма-ленькая девочка.
Затем следует обсуждение плана действий, события раз-виваются и, наконец, — успешный финал и долгожданная награда. Сначала ребенок будет пассивным слушателем по-добных сочиненных вами историй, но со временем он начнет вступать в диалог с рассказчиком и даже что-то добавлять от себя. В нужном месте он скажет: «Папочка, я сделаю это», а затем, может быть, даже решиться на изменение сюжета.
Некоторые решения проблемы потребуют от ребен-ка особых способностей, как, например, в случае с пло-
хими сестрами Брунгильдой и Клотильдой, которые вы-мазали в грязи статую Давида работы Микеланджело. Ведь
в данном случае принцессе придется научиться водить кран, взбираться на перила лестницы, для того чтобы очи-стить статую с помощью гигантской зубной щетки. Со-всем другие проблемы возникают, когда кто-то похищает подарки, приготовленные принцессой для ее сестры или брата, и прячет их на дне морском. Здесь ребенку придет-ся научиться заплывать далеко в море, глубоко нырять, призывать на помощь друга-дельфина и просить, чтобы морская звезда указала путь к украденным подаркам. Ког-да подарки, наконец, найдены, можно продолжить исто-рию и описать, как обрадуется полученным подаркам се-стренка главной героини и как она будет благодарить ма-ленькую принцессу.
Можно рассказать другую историю, более приближен-ную к реальности и несущую в себе мораль социальной от-ветственности. В группе или в классе появился новый ре-бенок. Каждую ночь он плачет, потому что у него совсем нет друзей. Пока в один прекрасный день не появляется некто и не говорит: «Привет! Ты будешь со мной играть? Как тебя зовут?» А в ответ на вопрос о своем собственном
имени, ваш герой отвечает: «Это же я, (имя ва-шего ребенка)!»
Рассказывая подобные истории, мы учим детей быть более активными, инициативными, помогаем им изба-виться от боязни быть центром всеобщего внимания, учим их настойчивости, независимости, ответственности. Их воображаемое участие в подобных сказочных действиях одобряют не только герои рассказа, но и сам рассказчик. Эти сказки могут стать одним из пунктов вашей програм-мы по предотвращению развития застенчивости у вашего ребенка или же программы по ее преодолению. Кроме того, они в целом повышают самооценку ребенка.
Ранее мы уже обсуждали пользу, которую приносят совместные игры детей различного возраста. Давайте те-перь ненадолго остановимся на результатах одного из ис-следований, которое подтверждает сделанные нами ранее выводы о том, что игры детей разных возрастов помогают развивать навыки общения у замкнутых детей.
Группа психологов из университета в Миннесоте про-вела наблюдение за группой из двадцати четырех детей, находящихся на семидневке в детском саду. Эти 24 ребен-ка были отобраны из двухсот остальных как наиболее «со-циально изолированные». В разговорах или играх с дру-гими детьми они проводили менее трети всего времени. Каждому из этих детей был подобран партнер из детей того же или младшего возраста. Их сводили друг с другом на протяжении десяти игровых сеансов, каждый по двадцать минут. Сеансы эти проходили в течение 4—6 недель.
Затем в течение месяца проводились наблюдения как за этими детьми, так и за всеми остальными во всех семи группах. Причем ни воспитатели, ни сторонние наблюда-тели не знали, которые из детей были отмечены как наи-менее общительные.
Игры наедине с ребенком одного возраста повысили активность социально изолированных детей в группе. Од-нако наиболее впечатляющим был эффект, произведенный играми наедине с ребенком младшего возраста — в данном случае активность социально изолированных детей возрос-ла вдвое. А впоследствии их поведение вообще перестало чем-либо отличаться от поведения других детей.
Исследователи сделали вывод,чтоопределяющими фак-торами вданном экспериментестали самаприрода игры «один на один» и младший возраст партнера по игре. Таким обра-зом, наблюдаемым детям была предоставлена возможность проверитьнапрактикесвоилидерскиеспособности,чтопри-ветствовалось их более «молодыми» партнерами по игре.
Родители могут помочь своим детям преодолеть зас-тенчивость, приглашая к себе домой детей более младше-го возраста того же пола, а со временем включая в группу
и ровесников ребенка обоих полов. Неразумно приглашать домой сразу целую ораву детей, бросать своего застенчи-вого ребенка в их компании и наивно надеяться, что он тут же начнет с ними играть. Элемент соревнования в об-щении очень велик, а подобная ситуация требует гораздо больших навыков общения, нежели можно ожидать от застенчивого маленького ребенка.