Конструкция «глагол- Р.п. существительного со значением цели»

Имя существительное– часть речи, которая включает слова, называющие предмет или живое существо: сосна, учитель, тигр.

Имена существительные имеют формы числа и падежа и бывают трех родов – мужского, женского и среднего.Существительные изменяются по шести падежам и имеют формы единственного и множественного числа (стол – столы); исключение составляют существительные, которые имеют форму только множественного числа – т.н. pluralia tantum (сани, ножницы и т.п.), и существительные, употребляющиеся только в единственном числе, – т.н. singularia tantum (молодость, доброта).

Падежи существительного имеют определенные значения, при этом каждый падеж может выражать несколько значений.

Именительный падеж служит

а) для наименования субъекта действия или состояния (Отец работает; Солдаты устали),

б) для определения, характеристики предмета, лица или действия (Наш сын – студент; Война – это бедствие),

в) для называния темы сообщения, предмета, действия, свойства – в предложениях типа: Утро.Мороз;

г) для обращения к собеседнику (Мальчик, как тебя зовут?).

Родительный падеж служит для обозначения

а) принадлежности предмета (дом отца),

б) носителя свойства (белизна снега),

в) объекта, на который направлено действие (чтение книги, коснуться плеча),

г) субъекта, который совершает действие (приход врача),

д) части целого (стакан молока, кусок хлеба).

е)значения цели (работать ради детей); (учиться для своего будущего)Целевые предложения строятся с союзами чтобы, дабы(устар. и высок.),лишьбы, толькобы

Дательный падеж обозначает.

а) адресат действия (письмо другу, дал книгу сестре),

б) субъект действия или состояния (Детям не спалось).

Винительный падеж

обозначает

а) объект, на который направлено действие (читать книгу, рубить дрова),

б) меру времени, расстояния, количества (ждать год, проехать километр, съесть тарелку щей).

Творительный падеж обозначает

а) постоянную или временную занятость какой-либо деятельностью (работать медсестрой, служил солдатом),

б) субъект действия – в страдательных конструкциях (Дом построен рабочими, Проект рассматривается комиссией),

в) объект действия (любоваться закатом, дышать кислородом),

г) инструмент или средство действия (прибивать молотком, обрабатывать кислотой),

д) место действия (идти берегом),

е) способ или образ действия (ходить толпой, петь басом),

ж) меру времени или количество чего-либо (не видеться годами, таскать мешками),

з) параметр предмета (величиной с кулак, ростом с отца),

и) совместность лиц или предметов (мать с отцом, чайник с крышкой).

Предложный падеж в зависимости от предлогов, которые употребляются с существительными в этом падеже, может обозначать

а) объект действия (говорить о погоде, думать о матери),

б) место действия или состояния (работать в цеху, сидеть на краю),

в) время после совершения какого-либо действия (по возвращении, по приезде)

Тестовые задания. Имя существительное .Повторение изученного.

1. В каком ряду все слова являются именами существительными.

1. столовая, грустный, ясно;

2. бег, приморский, лесник;

3. переход, множество, волчий;

4. подпись, набережная, комната.

2. Укажите ряд слов, где только одушевленные имена существительные.

1. снеговик, росток, волк;

2. кошка, стул, мороз;

3. медведь, ребенок, водитель;

4. шахматы, книга, земля.

3. Укажите ряд слов, где только неодушевленные имена существительные.

1. облако, слон, столяр;

2. незнакомец, волшебник, фея;

3. язык, лодка, талант;

4. француз, балет, баян.

4. В каком ряду расположены имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа?

1. ножницы, туфли, очки;

2. именины, шорты, торты;

3. потемки, городки, духи;

4. дома, сливки, игры.

5. В каком ряду расположены имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа?

1. человек, листок, смелость;

2. серебро, пшено, молоко;

3. родственник, молодец, родня;

4. молодежь, железо, вопрос.

6. Укажите ряд словосочетаний, где все имена существительные употреблены в форме творительного падежа.

1. говорить о поездке, встретить с улыбкой, объяснить задачу;

2. гордиться сыном, удивительными растениями, солнечным лучом;

3. деревенским сторожем, вера в победу; интересной книге;

4. заплатить за проезд, бархатными листьями, находчивым товарищем.

7. В каком ряду все имена существительные 3 склонения?

1. ветошь, просьба, конь;

2. тетрадь, тишь, гладь;

3. гель, туш, дело;

4. рожь, новинка, помощь.

8. В каком ряду все имена существительные женского рода?

1. мишень, вексель, лазурь;

2. мозоль, вермишель, полночь;

3. фланель, картофель, патруль

Практическая работа.

Задание №1. Прочитать, переписать и озаглавить текст.

Библиоте́ка (греч. biblíon «книга» и thēkē «место хранения») —учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, диапозитивы, аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители

Разновидности

Библиотеки бывают: Государственные Муниципальные Частные Личные (семейные)Учебные и т.

Социальные виды универсальных библиотек:публичная, для слепых,

детская, юношеская, вузовская, академическая.

Отраслевые и другие специальные отраслевые библиотеки бывают: медицинские, сельскохозяйственные, технические, художественные и другие

Национальная библиотека призвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежной продукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему то или иное отношение, могущей быть востребованной читателями. Для обеспечения полноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется система обязательного экземпляра. Региональные библиотеки выполняют роль филиалов национальной библиотеки, что особенно актуально для отдалённых регионов страны. Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями.

Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты )или определённой тематики. Необходимость специальных библиотек в ряде случаев вызывается особыми условиями хранения изданий и пользования ими, но по большей части связана с невозможностью сосредоточить слишком большое количество изданий в одном помещении и обеспечить работу в одном учреждении высококвалифицированных специалистов по слишком разным отраслям книжного дела.

Задание №2.Переписать и выделить в тексте грамматическую конструкцию «глагол +Р.п. существительного со значением цели»

Самое важное значение каталогов состоит в том, что читатели имеют возможность самостоятельно, без посредничества библиотекаря, установить наличие в данной библиотеке литературы по интересующему их вопросу.

Функциибиблиотечных каталогов: информационная, поисковая, справочная, педагогическая. Они отражают издания для удовлетворения как профессиональных, так и общеобразовательных, общекультурных потребностей читателей.

Наиболее распространенными видами каталогов этой группы являются алфавитный, систематический и предметный. Два последних каталога объединяются для быстрого сбора информации.

В алфавитном каталоге библиографические описания произведений печати располагаются в алфавите фамилий авторов, наименований учреждений и организаций, принятых в качестве авторов, и заглавий произведений, является обязательной составной частью системы каталогов каждой библиотеки.

Систематический каталог представляет собой перечень книг (или других произведений печати), библиографические описания которых группируются в зависимости от содержания книг по отраслям знания и дальнейшим более дробным подразделениям, расположенным в последовательности от более общих к частным.

Сводные каталоги, в отличие от каталогов конкретной библиотеки, создаются группой библиотек с целью выявления состава их фондов, учета территориального распределения фондов, информации о местонахождении каждой включенной в каталог печатной единицы.

Задание №3.

Самостоятельная работа. Нахождение по алфавитному и систематическому каталогам книг по специальности

Модуль №3.

Тема: Обозначение даты (срока)+дательный падеж числительного.

Теоретическая работа.

Применяется два способа написания (оформления) дат — цифровой и словесно-цифровой.

Цифровой способ является наиболее экономичным, поскольку сокращает длину написания даты. Элементы даты приводятся одной строкой арабскими цифрами, отделенными точками, без переносов в такой последовательности: число, месяц, год. Например: 1 сентября 2006 года - 01.09.2006.

Словесно-цифровой способ имеет несколько разновидностей: На документах со сведениями финансового характера предыдущий пример выглядит следующим образом: 01 сентября 2006 года, или 01 сентября 2006 г.Если обозначение даты в тексте состоит только из года, слово год пишется полностью: смета на 2002 год .Если дата состоит из месяца и года, квартала и года, полугодия и года, то ее написание имеет следующую форму: в апреле 2004 г.; в октябре-ноябре 2001 г.; в I квартале 2002 г.; в III-IV кварталах 2002 г.; в первом полугодии 2002 г.Слова год, годы сокращаются (г., гг.), если они приведены в датах с обозначением месяца, квартала, полугодия. Слово год опускается при его цифровом обозначении на титульном листе, обложке, а также в выходных данных библиографического описания. Календарные сроки в тексте пишутся так: в октябре 2003 г., но: за 8 месяцев 2003 года, в 1995 году, с 1994 по 2001 год, в 1999-2004 годах. Период, ограниченный пределами двух лет или года и десятилетия, указывается: в 1992-1993 гг.; в период 1985 г.-1995-е гг. (год и десятилетие).Все виды некалендарных лет (учебный, бюджетный, отчетный год), т. е. начинающихся в одном году, а заканчивающихся в другом, пишут через косую черту: в 2001/2002 учебном году, отчетный 2000/2001 год. В остальных случаях между годами ставится тире. Например: освободить от взимания налога в 2001- 2002 гг.Квартал обозначается римской цифрой, но полугодие пишется полностью: I квартал 2002 г.; во втором полугодии 2002 г. При римских цифрах падежные окончания (наращения) не ставятся: в I квартале (но не в 1-м квартале).
В названиях праздников и знаменательных дат с прописной буквы пишутся первое слово и имена собственные: Восьмое марта, Новый год, но: День Победы, Рождества Христова. Если начальное порядковое числительное в таком названии написано цифрой, то с прописной буквы пишется следующее за ним слово. Порядковое числительное при этом не имеет наращения: 8 Марта, 7 Ноября.

Имя числительное — часть речи, служащая для обозначения числа, количества и порядка предметов. Имена числительные отвечают на вопросы: сколько? какой? который? Примеры: три, сто двадцать семь, первый, оба, четверо.

1. Количественные числительные обозначают количество предметов при счёте (два стола, сто рублей) или отвлечённое число (два, сто)

и отвечают на вопрос сколько?

2. Количественные числительные изменяются по падежам.

Падеж Вопросы
Именительный падеж сколько (книг)?
Родительный падеж скольких (книг)?
Дательный падеж скольким (книгам)?
Винительный падеж сколько (книг)?
Творительный падеж сколькими (книгами)?
Предложный падеж о скольких (книгах)?

2.Собирательные числительные обозначают определённое количество предметов как одно целое.

Двое, трое, пятеро.В современном русском языке собирательные числительные могут обозначать количество предметов как целое в промежутке от двух до десяти. Образуются они от количественных числительных с помощью суффиксов -оj- (два → двое, три → трое) и –ер

(четыре → четверо, пять → пятеро, шесть → шестеро, семь → семеро, восемь → восьмеро, девять → девятеро, десять → десятеро).

Собирательные числительные склоняются как имена прилагательные во множественном числе:

Падеж Вопросы
Именительный падеж пятеро
Родительный падеж пятерых (ср.: новых)
Дательный падеж пятерым (ср.: новым)
Винительный падеж как И. или Р. п.
Творительный падеж пятерыми (ср.: новыми)
Предложный падеж о пятерых (ср.: о новых)

3.Порядковые числительные обозначают порядковый номер предметов при счёте, то есть порядковые числительные, указывая на порядковый номер предмета, обозначают один предмет.

Первый день, пятнадцатый день.

4.Дробные числительные называют не целые числа.

Две третьих, пять десятых.По значению дробные числительные примыкают к количественным числительным

Практическая работа.

Задание №1. Запишите текст, определите разряд числительных. Найдите и выпишите числительные в Д.п.

22 августа 1880 года, а в Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций

Задание №2.Поставьте все числительные вместе с существительными в Д.п.Составьте несколько предложений с каждым числительным.

1941,1945,1905,2017

Задание №3..Составьте предложения со сложными числительными взяв любой атлас.
Например: Площадь Северной Америки, включая острова, составляет двадцать четыре миллиона двести пятьдесят тысяч квадратных километров.
Площадь островов Северной Америки равна трем миллионам восемьсот девяносто тысяч квадратных километров.Среднее расстояние Земли от Солнца составляет сто сорок девять миллионов шестьсот тысяч километров.Наибольшую высоту суши над уровнем океана имеет гора Джомолунгма, ее высота восемь тысяч восемьсот сорок восемь метров.

Задание №4.Выполнить анализ текста. Перевод на казахский язык.

Семь чудес света - знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры. Эти удивительные древние сооружения многие века поражали людей своей красотой и великолепием. К сожалению, всего одно чудо света сохранилось до наших дней - это египетские пирамиды, а об остальных чудесах света приходится только догадываться. Знаменитые пирамиды Хеопса были созданы в 2550 г. до н. э. Их создали египтяне по приказу фараона Хеопса, который хотел сделать их своими гробницами. Их высота - 146,60метров. Пирамиды охраняет Сфинкс из песка. Висячие сады Семирамиды были созданны 600 г. до н. э. в Вавилоне. Их создали для жена царя Навуходоносора. Но они были разрушены землетрясением. Статую Зевса в Олимпии создали в Греции 435 г. до н. э. Строительство храма, в котором находилась статуя, заняло 10 лет. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Храм Артемиды в Эфесе был создан 550 г. до н. э. Однако он был сожжён Геростратом в 356 году до н. э. Ширина храма Артемиды была 51 метр, длина — 105 м, высота колонн — 18 м.
Мавзолей в Галикарнасе начал строиться ещё до смерти Мавсола в 353 г. до н. э. и, согласно сообщениям античных авторов, строительство управлялось его женой Артемисией. Мавзолей простоял 19 веков. В 1494 г. он был разрушен.

Модуль №4.

Тема: Конструкция имен существительных в И.п.+имя существительное в Р.п. со значение принадлежности. Склонение имен существительных, сочетание имен числительных в И.п.+Р.п. и их значение.

Теоретическая работа.

Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет книгу. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством).Уимени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы.

Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота.И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы.

Наши рекомендации