Тема 5.2. Формирование звуковой культуры речи
Развитие речевого и фонематического слуха как сенсорной основы правильной речи.
Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи. Этапы обучения правильному звукопроизношению. Система работы по формированию чистого и правильного звуко- и словопроизношению в разных возрастных группах.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с.226-230
2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с.136-149
Тема 5.3. Методика работы над компонентами звуковой культуры
Средства, методы и приёмы формирования звукопроизношения. Особенности проведения занятий в группах разного возраста.
Показ и объяснение артикуляции отдельных звуков, упражнения в произношении звуков. Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения. Работа над речевым дыханием, темпом, ритмом, силой голоса.
Воспитание интонационно-звуковой выразительности детской речи. Понятие «выразительность». Задачи и содержание этой работы.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 230-249
2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 133-136
Практические занятия
Обучение выразительности речи на занятиях. Приёмы работы. Использование малых форм фольклора и произведений детской литературы. Условия, необходимые для правильного развития звуковой культуры речи.
Тема 5.4. Дидактические игры и упражнения по формированию
Звуковой культуры речи
Методические особенности игр и специальных упражнений по обучению произношению, закреплению и дифференциации звуков.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с.227-230
2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с.136-145
Практические занятия
Упражнения в подготовке к обучению грамоте.
РАЗДЕЛ 6. Методика развития связной речи
Тема 6.1. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте
Развитие связной речи – главная задача детского сада. Понятие связной речи.
Основные формы связной речи (диалогическая и монологическая). Задачи развития связной речи. Особенности связной речи детей разных возрастных групп.
Содержание работы: формирование навыков и умений слушания и понимания речи, обращённой к ребёнку;формирование способов выражения мысли, формирование навыков общения.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 250-258
2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 44-46
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.
Тема 6.2. Методика обучения диалогической речи
Цель и задачи развития диалогической речи у дошкольников. Методы обучения диалогической речи. Методические особенности обучения диалогической речи в разных возрастных группах: разговор с детьми, чтение литературных произведений, словесные поручения, речевые ситуации, сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки, игры-драматизации и др.
Основная литература:
1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 258-261, 273-284
2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 53-63
3. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 46-48
4. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.
Практические занятия
6.3. Упражнения по обучению диалогической речи. Использование игр и упражнений в обучении детей диалогической речи. Развитие умений диалогической речи на разных занятиях, в играх, в труде, в быту.
Практические занятия
6.4. Беседа как метод диалогической речи. Беседа как метод формирования диалогической речи. Образовательное и воспитательное значение бесед в работе с детьми среднего и старшего возраста. Виды бесед и их цель. Выбор тематики и определение содержания бесед. Подготовка детей к беседе. Методика проведения обобщающих бесед. Использование различных типов вопросов. Наглядный и литературно-художественный материал, их роль и место в структуре беседы. Развитие мышления у детей и умения самостоятельно формировать ответы на вопросы.
Практические занятия
6.5. Разработка планов-конспектов по обучению диалогической речи